Анализ затрат на материальные элементы себестоимости

При выполнении данного анализа исходным пунктом является сопоставление фактического размера затрат на материальные элементы с затратами по плановым нормативам на фактический объем произведенной продукции или с затратами предыдущего (базисного) периода.

Пусть m1 и mпл. – удельные расходы материальных ресурсов на единицу продукции соответственно в отчетном периоде и по плану; p1 и pпл. – цена приобретения данного вида материальных ресурсов; q1 – фактический объем продукции.

Тогда индекс затрат на материалы можно представить как произведение индекса норм расхода материалов и индекса цен на материалы:

 

 

Разности числителей и знаменателей этих индексов соответственно характеризуют:

· общую сумму отклонений фактических затрат от затрат на фактически выпущенную продукцию по плановым нормам и ценам:

 

· сумму отклонений затрат за счет изменения фактических удельных расходов от запланированных:

 

· сумму отклонений за счет изменения фактических цен по сравнению с плановыми:

 

При анализе фактических затрат на материальные элементы себестоимости в отчетном периоде по сравнению с затратами на фактический объем произведенной продукции, исчисленной с использованием величины удельных расходов материалов и цен предыдущего (базисного) периода, используются аналогичные индексы:

 

4.6. Анализ затрат на заработную плату в себестоимости
произведенной продукции

Величина средней заработной платы Удельные затраты труда на производство 1 тыс. руб. продукции выразим величиной:

 

где – среднесписочная численность ППП за какой-либо период (например, за месяц); Q – стоимость произведенной продукции за тот же период.

 

Тогда величина затрат на оплату труда в расчете на единицу продукции может быть представлена выражением:

 

Общее изменение данного показателя составит:

Абсолютное изменение затрат на единицу продукции за счет изменения средней заработной платы равно:

 

Абсолютное изменение затрат на единицу продукции за счет изменения удельных затрат труда равно:

 

 

4.7. Показатели прибыли, характеризующие финансовую
деятельность предприятий и организаций

Важнейшим обобщающим показателем, характеризующим финансовое положение коммерческих организаций, является прибыль. Различают балансовую (валовую), чистую и прибыль от реализации продукции (работ, услуг).

Балансовая прибыль — это суммарная величина, составляющими которой являются прибыль от реализации продукции (работ, услуг), сальдо (результат) доходов и расходов от прочей реализации и сальдо доходов и расходов от внереализационных операций. (К прочей реализации относится реализация имущества, не являющегося результатом производственной деятельности предприятия — излишнее оборудование и товарные запасы, здания, не используемые для производственных нужд и др.).

Чистая прибыль — это разность между балансовой прибылью и суммой уплаченных налогов и сборов. Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия и используется на выплату дивидендов акционерам, создание и пополнение специальных фондов, предусмотренных учредительными документами (фондов накопления, предназначенных для финансирования капитальных вложений в объекты производственного значения; фонда социальной сферы, фонда потребления, предназначенного для обеспечения социально-бытового обслуживания чле­нов трудового коллектива).

Прибыль от реализации продукции (работ и услуг) — это разность между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС и акцизов и величиной затрат па ее производство и реализацию:

 

где – выручка от реализации продукции (работ, услуг), уменьшенная на величину НДС и акцизов; – затраты, связанные с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

 

Показатель чистой прибыли формируется под влиянием:

· цен на продукцию и тарифов на работы и услуги;

· себестоимости продукции, работ и услуг;

· изменения объема продукции (работ, услуг);

· изменения ассортимента продукции (работ, услуг).

 

Определим влияние каждого фактора:

– влияние изменения отпускных цен –

– влияние изменения себестоимости –

– изменение объема продукции – где

– изменение ассортимента продукции (структурных изменений) –