Виды рынков. Методы исследования рынка. Емкость рынка. Сегментация рынка. Критерии сегментации. Разновидности сегментации рынка. Факторы сегментации рынка по группам потребителей.

 

Рынок – это экономическое место обмена; институт, связывающий воедино потенциальных покупателей товара (услуги) и продавцов товара (услуги). Потребительский рынок - это совокупность потенциальных потребителей, имеющих общие нужды или потребности, готовых (с целью их удовлетворения) на обмен. Рынком могут быть физические лица, производители, торговые организации, государственные учреждения. С рынком неразрывно связано такое понятие как «отрасль», т. е. совокупность продавцов, конкурирующих между собой за возможность продавать свои товары большому количеству потребителей по наилучшим для себя ценам. Основные виды рынков приведены на Блок-схеме 8.

Сегментация рынка– это разделение рынка на сегменты, различающиеся своими параметрами или реакцией на рекламу, методы реализации, качество обслуживания (Блок-схема 9). Цель сегментации заключается в максимальном удовлетворении запросов потребителей в различных товарах или услугах, а также минимизация торговых издержек. Особое внимание в маркетинге уделяется поиску однородных групп потребителей, имеющих сходные предпочтения. Поэтому в современной экономике каждый товар может быть продан лишь на определенном сегменте рынка, но не на всем рынке.

Фирма, предлагающая товар потребителям, должна определить свой рынок и разграничить его согласно потребностям, которые она сможет удовлетворить. Разграничение (сегментация) рынка проводится по следующим основным признакам (Таблица 7), факторы сегментации (Таблица 8), разновидности сегментирования рынка (Таблица 9):

 

Блок-схема 8.

Основные виды рынков      
   
Организованные Открытые  
   
Закрытые   С ограниченным доступом  
     
Рынок покупателей Рынок продавцов  
     
По степени «совершенности» По количеству участников  

 

Таблица 7