ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ.

 

 

ТЕМА 1. Общие сведения о конструктивной деятельности дошкольников. Значение конструирования в коррекционной работе.

 

 

Детское конструирование - это процесс создания разных конструкций и моделей из разных материалов, в которых предусматривается взаимное пространственное расположение частей и элементов, а так же способы их соединения.

По своему характеру оно более всего сходно с игрой и изобразительной деятельностью, в нём так же отражается окружающая действительность.

В зависимости от цели, которую ставит перед собой сам ребёнок либо взрослый перед ним, можно разделить конструирование на техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а так же придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов, виденных ими спектаклей и т.д. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: грузовик с кабиной, кузовом; дом с крышей, окнами, дверью, крыльцом и т. п. К техническому конструированию, как правило, относится конструирование из строительного материала (деревянные или пластмассовые детали геометрической формы), из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают свою отношение к ним, передают их характер, используя такой приём как «нарушение» пропорций, а так же цвет, фактуру, форму. Это приводит к формированию своеобразных эмоциональных образов. К художественному конструированию можно отнести конструирование из бумаги, природного и бросового материала.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в игре, в театрализованной деятельности, а также в качестве подарка, украшения помещений, участка и т. д., что приносит им большое удовлетворение.

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои конструкции, различают несколько видов конструирования.

Техническое конструирование.

1. Конструирование из строительных материалов. Этот вид конструирования является наиболее доступным для дошкольников. Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела. Это даёт возможность детям с наименьшими трудностями получать конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей. Положительное качество строительного материала - отсутствие необходимости в скреплении, поэтому он используется в работе с детьми с раннего возраста. Занимаясь постройкой из строительного материала, дети могут переделывать конструкцию несколько раз, добиваясь её улучшения.

2. Конструирование из деталей конструктора. Детали конструкторов имеют разные способы крепления (пазы, штифты, гайки, шипы и т. д.). Основные детали конструкторов имеют геометрическую форму, и их соединение в разных комбинациях позволяет в основном отображать реально существующие объекты, моделировать их структуру с точки зрения функционального назначения каждого. Этот вид конструирования до сего времени относится к сложной деятельности, носящей репродуктивный характер. В основном его используют в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Собирая разные модели по рисункам и схемам, имеющимся практически в каждом конструкторском наборе, дети занимаются достаточно трудоёмкой деятельностью сборно-разборного характера. Для успешного воспроизведения рисунка, схемы детям необходимо уметь правильно их «читать», мысленно переводить объёмные предметы, части, детали в плоскостные и наоборот. В противном случае они часто допускают ошибки в начале или в середине процесса воспроизведения, но обнаруживают не сами ошибки, а только их влияние на результат уже после завершения сборки конструкции, что приводит к необходимости её разбирать и начинать всё сначала.

3. Конструирование из крупногабаритных модулей.Крупные модули бывают объёмные и плоскостные, что позволяет создавать крупномасштабные как объёмные, так и плоскостные конструкции. Этот вид конструирования, особенно объёмного, по своей сущности близок, прежде всего конструированию из строительного материала и из деталей конструкторов. Крупномасштабное конструирование с использованием разнообразных по форме, цвету и размерам модулей предоставляет детям уникальную возможность осваивать большие площади помещений, что существенно влияет на развитие их пространственных ориентировок. В отличие от мелких настольных материалов крупногабаритные модули позволяют детям создавать конструкции для игр, спортивных соревнований и т. п. , соответствующие не только их функциональному назначению, но и росту детей и взрослых. Переключение внимания детей с игрушек на людей (самих себя, других детей, взрослых) существенно влияет на изменение характера самого конструирования – дети начинают предусматривать прочность, удобство конструкций.

Плоскостное конструирование из мягких крупных модулей отличается от объёмного тем, что оно позволяет детям создавать новую целостность путём убирания лишнего. Это существенно влияет на развитие у детей образного мышления и воображения.

Художественное конструирование.

1. Конструирование из бумаги, картона является более сложным видом. Основная трудность состоит в том, что бумагу - плоский материал надо перевести в объёмные формы. Сделать это самостоятельно ребёнок не может. Взрослый должен научить детей определённым приёмам. Пользуясь ими, они могут не только сооружать поделки, которым их научили, но и создавать творческие, нужные им для игры.

2.Конструирование из природного материала. Используется с младшего возраста. Прежде всего, это песок, снег, вода. В дальнейшем детей учат делать игрушки из веток, коры, листьев, шишек, семян. Своеобразие этих поделок заключается в том, что используется естественная форма материала. Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребёнка.

3.Конструирование из бросового материала. Бросовый материал (коробки, флаконы, фольга, пенопласт, поролон, проволока и т.д.) представляет из себя прекрасные полуфабрикаты. Их использование способствует формированию нового, нестандартного взгляда на вещи, преодолению стереотипности мышления. Советы родителям и детям собирать и хранить подобные материалы следует обосновывать не тем, что мы «бережливые», а тем, что мы – художники.

 

Для успешного освоения ребёнком конструкторских умений, необходимо знать перспективу их развития. Поддьяковым Н.Н. предложены типы конструктивной деятельности как некие общие этапы в обучении детей конструированию сходных по тематике конструкций и поделок.

1тип – конструирование по образцу.

Детям предлагают воспроизвести в постройке предмет, который выступает в роли образца. В зависимости от подготовки ребёнка образец может быть расчленённым (когда видно из каких частей он состоит), нерасчленённым (когда в качестве образца предложена целостная модель и ребёнок должен установить из каких деталей он воспроизведёт его), плоским (в качестве образца выступает рисунок, фото, схема объекта).

2 тип – конструирование по условиям. Его следует начинать лишь после того, как дети освоят конструирование по образцу. Такой принцип должен соблюдаться в работе на любую тему во всех возрастных группах. Конструирование по условиям развивает у ребёнка интерес к варьированию (исходя из одного условия дать разные решения). Примером может служить предложение детям построить ворота разных размеров (условием является размер машинки, которая есть у ребёнка), по-своему украсить их. Совершенно понятно, что детьми уже освоено конструирование ворот по образцу, они знают, из каких частей состоят ворота, какие детали лучше использовать для каждой из них.

3 тип – конструирование по замыслу. Возникает только тогда, когда ребёнком с помощью взрослого освоены первые два типа. В этом случае у него будет достаточно обобщённых представлений о конструируемом объекте, и он будет владеть обобщёнными способами конструирования. Поэтому ребёнок сможет создать такую постройку, которую задумал.

 

Следует отметить, что содержание работы по разделу «Конструирование» в специальных дошкольных учреждениях отличается от содержания аналогичного раздела программ дошкольных учреждений, где воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети. Так, массовая программа предусматривает работу с бумагой, природным материалом, и пр. в русле раздела «Конструирование». В программе специальных дошкольных учреждений эти виды работы вынесены в особый раздел «Ручной труд», а в разделе «Конструирование» представлены в основном разнообразные виды работы со строительным материалом. Кроме этого для усиления коррекционной направленности обучения в некоторых программах раздел «Конструирование» дополнен специальными заданиями, способствующими формированию у детей представлений о схеме тела человека и животных (работа по складыванию сборно-разборных игрушек и разрезных картинок). Для образования устойчивой связи в представлении ребёнка между реальным предметом и его плоскостным изображением введены задания по зарисовыванию только что выполненной постройки, по выполнению конструкций по графическим образцам, воспроизведению простейших перестановок мебели в кукольной комнате. Более детально в программе представлена работа по сенсорному воспитанию. Введены специальные игры-упражнения, способствующие формированию у детей умения воспринимать форму, величину, пространственное расположение, выделен особый вид упражнений – непредметное конструирование, в ходе которого дети постигают изменчивость, относительность расположения предметов в пространстве.

 

Детское конструирование тесно связано с игровой деятельностью. Однако, как справедливо утверждает Парамонова Л.А., взрослому, работающему с дошкольниками, необходимо уметь различать, какую задачу решает ребёнок в данном конкретном случае. Если мы имеем дело с ролевой игрой, в которую включаются элементы конструирования, то следует понимать, что эти постройки не являются для детей основной целью. Более значимым оказывается разыгрывание сюжета игры, выполнение взятой на себя роли, что характерно для сюжетно-ролевой игры. Постройки же становятся лишь одним из средств реализации игровых замыслов.

В другом случае можно заметить, что мы имеем дело с полноценным конструированием как деятельностью, в которой используются игрушки, элементы игры, положительно влияющие на процесс самого конструирования. В этом случае дети стремятся воспроизвести основные части постройки в соответствии с их практическим назначением, при этом они отбирают материал, ищут правильные способы конструирования, своевременно контролируют свою деятельность и т.п. Такая деятельность имеет все черты, присущие конструированию.

Учёт особенностей игры и конструирования, их взаимосвязи необходим при определении педагогом форм и методов организации этих разных видов детской деятельности. Например, требования воспитателя к качеству конструкций, возводимых даже старшими детьми в процессе ролевой игры – неоправданны, поскольку это может её разрушить. И наоборот, довольствоваться примитивными детскими постройками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность, когда ситуация требует этого – значит существенно обеднять развитие детей.

 

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Поэтому занятия конструктивной деятельностью в дошкольном возрасте способствует психическому развитию и коррекции имеющихся недостатков восприятия, мышления и других сторон психики аномального ребёнка. В плане умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолировано от деятельности, а в ней самой. Конструируя, ребёнок воспринимает признаки конструктивного материала разными органами чувств (осязание, зрение), практически осваивает величину, длину, ширину, объёмность предмета. Известно, что у ребёнка постепенно накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, и некоторые из этих представлений начинают играть роль образцов, с которыми ребёнок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия. Именно в дошкольном детстве происходит переход от применения таких предметных образцов, являющихся результатом обобщения собственного сенсорного опыта ребёнка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений – цвета, формы величины предметов, их положения в пространстве, высота звуков, длительности промежутков времени и т. д. Они возникли в ходе исторического развития человечества, и используются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отношения. Так, например, при восприятии плоскостной формы эталонами служат представления о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике и др.), при восприятии объёмных тел эталонами являются куб, шар, параллелепипед.

Необходимые условия для овладения общепринятыми эталонами создаются впервые в продуктивных видах деятельности. Когда перед ребёнком ставят задачу воспроизвести в конструкции тот или иной предмет, он старается соотнести особенности этого предмета с особенностями имеющегося материала. Это заставляет ребёнка помногу раз обследовать материал, что ведёт к запоминанию формы окраски, величины элементов строительного материала. Поскольку каждый раз используются одни и те же или похожие на них детали, они приобретают значение образцов, эталонов.

Но кроме этого ребёнок помимо восприятия качества предмета, разбирает практический образец на детали, а затем собирает их в модель. Так в действии он осуществляет анализ и синтез. Сооружая ту или иную постройку, дети отбирают соответствующие детали, называют отдельные части постройки, что содействует развитию точности восприятия. В дальнейшем, по мере совершенствования зрительного восприятия ребёнком предметов окружающего мира, создаётся предпосылка для приобретения способности производить зрительный анализ модели, не прибегая к реальному расчленению. Таким образом формируется способность сравнивать, анализировать, включая в процесс восприятия процесс мышления. Конструирование имеет значение, прежде всего для развития у ребёнка образного и элементов наглядно-схематического мышления, формирования у него представлений о целостном образе предмета, отчего качество его восприятия неизмеримо возрастает.

В процессе обучения конструированию приходится решать целый ряд практических проблем, в процессе чего ребёнок учится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения между предметами частями предмета, у него возникает потребность в ориентировке на форму и величину предметов, т.е. формируются специфические представления о пространстве.

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщённые представления. Они познают, что предметы группируются по однородности, они объеденены одним понятием: заборы, здания, мосты, транспорт. В каждой группе предметы имеют общие и различные признаки. Общее – это одинаковые составные части (у всех домов обязательно должны быть стены, крыша, двери, окна). Различия – в форме, величине, отделке. Они зависят от назначения (забор для жирафа должен быть высоким, а для зайчика ниже, поэтому кирпичики ставятся на разные грани при постройке этих разных заборов).

В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщённые способы действий. Дети учатся планировать работу, представляя её в целом. Ребёнок усваивает как бы схему изготовления постройки, передавая в ней общие и различные признаки. А это может побудить детей искать способ самостоятельного изготовления нового варианта предмета.

Овладение конструированием способствует расширению словаря и обогащению детской речи. В процессе занятий по конструированию дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (куб, брусок, пластина и т. д.), узнают об особенностях геометрических тел (у куба все стороны квадратные, у бруска квадратные две торцевые стороны, а остальные – прямоугольные). Кроме этого детей учат устанавливать связи между зрительно воспринимаемыми образами и свойствами и их словесными обозначениями для образования устойчивых представлений о воспринятом. На всех занятиях развивается понимание речи окружающих, а кроме этого дети учатся умению объяснять, рассказывать о содержании выполненных построек, и последовательности их выполнения. В более старшем возрасте они учатся элементарно планировать свою деятельность, рассказывая о последовательности предстоящих действий.

Нельзя не отметить так же положительного влияния конструирования на овладение общетрудовыми умениями, на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. Успех деятельности во многом зависит от уровня сформированности у ребёнка произвольных движений рук и от того, насколько согласованно действуют его руки под контролем зрения. Известно, как неловко большая часть детей, имеющих какие-либо проблемы в развитии накладывают кубики друг на друга, плохо совмещают поверхности строительных деталей, кладут фигуры на край, что часто приводит к разрушению целого, то есть движения рук у детей недостаточно скоординированы. В связи со значительными моторными трудностями и недостаточностью зрительного контроля за движениями рук одной из важных задач обучения конструированию является обеспечение операционально-технической стороны этой деятельности. Этому способствует как выполнение специальных заданий, так и формирование навыков конструирования.

Конструирование на занятиях и играх формирует и моральные качества личности ребёнка. Педагог прилагает много сил для того, чтобы научить детей работать рядом, не мешая друг другу, а в дальнейшем – сотрудничать, выполняя совместные задания, договариваться об этапах работы, доводить её до конца. Он учит детей помогать друг другу в случаях затруднений или допущенной ошибки, одновременно следит за тем, чтобы это делалось деликатно, без обидного вмешательства в работу своего сверстника.

Особое внимание взрослый обращает на формирование у каждого ребёнка умения адекватно оценивать свою собственную и чужую продукцию, сравнивать её с натурой, образцом или текстом. Поэтому обследование модели перед изображением и анализ уже готовой постройки осуществляются по одной схеме.

 

 

Вопросы по теме.

 

1. Чем отличаются друг от друга техническое и художественное конструирование?

2. Какова специфика взаимосвязи игры и конструирования?

3. В чём сущность конструирования по образцу? Виды образцов, используемых в детском саду?

4. В чём преимущество конструирования по условиям с точки зрения умственного развития дошкольника?

5. В чём суть традиционной методики организации конструирования из деталей конструкторов и почему она молоэффективна в развитии дошкольников?

6. Чем отличается конструирование из крупногабаритных модулей от других видов конструирования?

7. Почему конструирование из строительных материалов является наиболее предпочтительным в работе с малышами?

8. Коррекционная роль конструирования в умственном развитии детей, имеющих отклонения?

9. В чём отличие программ по конструированию в специальном детском саду от массовых программ по этому разделу?

10. Значение конструирования в развитии речи детей, имеющих отклонения?

11. Типы конструирования, используемые в работе с дошкольниками.

 

 

ТЕМА 2. Особенности игр и занятий со строительным материалом при отсутствии системного обучения и руководства воспитателя у детей с нормой в развитии.

 

Развитие конструктивных способностей детей находится в прямой зависимости от руководства воспитателя детской деятельностью. Если воспитатель систематически обучает детей сооружению различных построек, знакомит их с конструктивными качествами строительных материалов, все дети овладевают определённым объёмом умений и навыков. Однако, это происходит лишь в процессе обучения, направленного на преодоление следующих недостатков детского свободного (без специального обучения) конструирования:

1) нечёткость замысла, объясняемая нечёткостью структуры образа;

2) неустойчивость замысла (дети начинают создавать один объект, а получают совсем иной и довольствуются этим);

3) поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлечённость ею (замыслу уделяется крайне мало внимания);

4) нечёткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать;

5) неумение предварительно анализировать задачу.

Без преодоления этих недостатков, как показали многие исследования, детское конструирование может протекать на очень низком уровне.

 

Остановимся на характеристике игр со строительным материалом у детей различных возрастных групп, конструктивные умения которых при отсутствии систематического руководства воспитателя развиваются слабо.

Строительный материал привлекает к себе внимание детей на протяжении всего дошкольного периода. Начинают свою конструктивную деятельность дети чаще всего с того, что спешат набрать как можно больше деталей. При этом некоторые дети в первое время сами ничего не строят, а лишь наблюдают, как строят другие, однако «кубиков» никому не дают и не смущаются тем, что товарищу ничего не остаётся.

Первые конструктивные попытки младших дошкольников состоят в том, что они укладывают элементы строительных наборов на плоскости, выстраивают их в ряд или громоздят один на другой, беря при этом детали подряд, без выбора. В первых постройках трудно узнать какие-либо предметы, так как дети ограничиваются лишь отдалённым сходством по какому-нибудь одному - двум признакам. Часто, сооружая постройку, дети стремятся полностью использовать взятый материал, в результате постройки оказываются мало похожими на то, что предполагалось изобразить. Иногда дети строят по принципу «что получится». Заранее они не могут сказать, что собираются строить, а если и могут, то результат, как правило, оказывается далёк от первоначального замысла: гараж превращается в пианино, дом – в кроватку и т. д. Нередко, не закончив одно, дети начинают строить другое: какая-нибудь деталь напоминает знакомый предмет, и дети дают новое название своей постройке. При этом под влиянием их фантазии постройка приобретает новое значение, хотя конструкция почти не меняется. Например, постройка была задумана как кроватка для зайчика, затем девочка поставила с одной стороны несколько кубиков и получилось пианино. Через несколько секунд на клавиши взгромоздился зайчик, затем матрёшка, собачка и та же постройка стала диваном. Такое превращение одного изображения в другое является закономерным для младших дошкольников: их радует и забавляет, когда малейшее изменение в сочетании деталей строительного материала легко ассоциируется с ранее образовавшимися представлениями. Плохо, когда дети долго задерживаются на данном этапе. Это тормозит развитие интереса к конструированию.

Часто можно видеть, что дети используют детали строительного набора как простые игрушки: кубики изображают детей, кирпичики – автомобиль и т. д. Чтобы этот период не был слишком продолжительным, детям необходимо предложить игрушки. Это поможет развивать дальше строительные и сюжетно-ролевые игры.

При самостоятельном овладении строительным материалом дети долго задерживаются на таком этапе стройки, когда они просто «огораживают» игрушку. Например, Вова огораживает со всех сторон машинку и говорит: «Это у меня гараж». Рита окружает сидящую куклу кирпичиками и заявляет, что строит домик.

В начале работы дети не задумываются над размерами постройки, хотя уже с самого начала ясно, для какой игрушки она делается. Когда же постройка готова, часто оказывается, что игрушка, для которой она предназначалась, в постройку не входит, и ребёнок вынужден либо менять игрушку, либо переделывать постройку.

Часто в группе считают хорошими строителями таких детей, активность которых направлена вовсе не на конструктивный процесс: они увлекаются игрой своей фантазии, много говорят о том, что строят, или развёртывают игровые действия вокруг весьма примитивных построек. Конструктивный же процесс занимает у них очень мало времени. Тематика построек у таких детей может быть очень ограниченна.

Не всегда у детей возникает самостоятельное стремление соблюдать симметрию в своих постройках.

Мало считаются дети с цветом деталей строительного набора, их чаще интересует форма, поэтому, как правило, постройки получаются очень пёстрые.

Если взрослый не заботится о развитии конструктивных умений детей в играх со строительным материалом, у них нередко наблюдается повышенный интерес к разрушению построек, причём не только тогда, когда нужно укладывать материал на место, но и в процессе самой стройки.

Подобным образом выглядит строительная деятельность у большинства детей второй младшей и средней групп, если воспитатель не обучает детей стройке.

Такой характер деятельности детей при отсутствии достаточного руководства воспитателя послужил основанием для распространения в педагогической литературе неправильного мнения о том, что интерес к конструированию появляется в старшем дошкольном возрасте; для младших же дошкольников характерно лишь увлечение процессом стройки.

 

В старшем дошкольном возрасте дети также проявляют живой интерес к играм со строительным материалом. Однако, умения их могут находиться на низком уровне, если воспитатель систематически не руководит строительной деятельностью детей и не обучает их.

Постройки выглядят примитивными, хотя игровые запросы детей они удовлетворяют. Как правило, дети не умеют выделять наиболее характерные признаки изображаемых предметов и передать их в своих постройках. Замысел не всегда доводится до конца. Тема может оставаться та же, но исполнение её далеко от первоначально задуманного.

Так же как и в средней группе, дети сооружают постройки, не задумываясь об их размере. Если размер постройки имеет существенное значение, она после опробования перестраивается, причём иногда по нескольку раз. Если размер постройки не имеет существенного значения, дети могут оставить постройку, а все игровые действия развернуть рядом. Так, они играют, например, в театр: рядом со зданием театра на стульях размещаются зрители.

Как правило, предварительное обдумывание состоит лишь в выборе темы. И в старших группах дети перед стройкой мало думают о том, какие понадобятся детали: они просто стараются взять их побольше. Постройки часто выглядят громоздкими т.к. дети стараются во что бы то ни стало использовать весь материал. Если же дети и осуществляют свой замысел, то к качеству постройки они очень нетребовательны, не стараются передать в ней максимальное сходство с изображаемым. Детей интересуют игровые возможности их построек, с которыми они хотели бы производить те же действия, что и с настоящими предметами. Постройки, как и другие игрушки, часто служат лишь поводом для самостоятельных игровых действий детей. Желание прежде всего изображать в своих играх действия людей с предметами определяют несложные требования детей к своим постройкам. Двух накрест сложенных пластин бывает достаточно, чтобы почувствовать себя лётчиком рядом с таким самолётом; достаточно иметь колесо в руках, чтобы сидя на бруске или скамейке, изображать действия шофёра, управляющего автомобилем.

Познавательный интерес в этом случае направлен на освоение наиболее простых действий людей с предметами и на отображение действий самих предметов, наиболее привлекающих ребёнка, поэтому дети уделяют большое внимание тем частям изображаемых в стройке предметов, от которых зависят действия в игре.

Таким образом, ребёнок проявляет нетребовательность к конструкции своей постройки, его удовлетворяет любое изображение, лишь бы можно было производить с ним игровые действия. Это естественное стремление ребёнка-дошкольника, и его не следует заглушать. Но важно, чтобы как можно раньше появился интерес и к самому конструированию, к качеству его.

Неумение поставить перед собой конструктивную задачу и решить её самостоятельно приводит к тому, что дети задерживаются на одних и тех же конструкциях, изображают по преимуществу одни и те же предметы. Такое явление можно наблюдать у детей всех групп, если они предоставлены сами себе, причём не только у тех, кто проявляет мало интереса к конструированию, но и у тех, кто считается в группе лучшими строителями. Не всегда повторение одних и тех же тем в стройке свидетельствует о том, что они являются любимыми у детей. Чаще это означает, что ничего другого дети просто не умеют строить. Однако, в группе таких детей считают хорошими строителями именно потому, что они быстро сооружают знакомые постройки и в игре с ними активно используют собственные действия, речь, звукоподражания. В этом направлении детская фантазия работает очень хорошо, но очень слабо она проявляется в совершенствовании конструкции сооружений.

Воспитателю следует отличать однообразие тематики построек от таких случаев, когда постройки на одну и ту же тему совершенствуются. Например, сначала ребёнок строит просто дом, часто без окон и дверей, затем появляются окна, двери. Первоначально это может быть небольшой домик для матрёшки, затем побольше – для нескольких матрёшек. Дом заменяется впоследствии зданием детского сада, школы, театра. В таких случаях не следует спешить переключать ребёнка на новую тему. Наоборот, следует помочь ему, показав иллюстрации, познакомив с отдельными приёмами стройки, дать нужный совет.

Рано появляется у детей стремление сделать свои постройки внешне привлекательными, красивыми. Но без соответствующего внимания воспитателя дети своеобразно решают эту задачу: они украшают свои постройки, не считаясь с их назначением. Особенности архитектурного оформления ими не улавливаются. Дети мало заботятся о симметричном расположении частей постройки. При украшении используют все детали строительного набора, которые им нравятся, часто не задумываясь над тем, сочетаются ли они с общим характером постройки.

Для украшения построек из крупного строительного материала дети используют мелкий настольный материал, а так же небольшие цветные игрушки, располагая их в самых неожиданных местах (например, на трубах парохода, между ними, на подставке для мачты и т. д.). Заканчивают украшение дети лишь тогда, когда используют весь материал. Иногда дети увлекаются расстановкой деталей украшения настолько, что забывают о том, что строили, и стремление к украшению превращается в самоцель. Такое отношение к украшению своих построек вырабатывается у детей тогда, когда воспитатель недостаточно уделяет этому внимания, не учит детей, как это нужно делать.

Речь детей в процессе возведения ими коллективных построек тоже может красноречиво свидетельствовать об отсутствии должного внимания со стороны педагога. Как правило, дети не знают правильных названий деталей наборов и это затрудняет общение между участниками стройки. Обычно они называют детали, пользуясь каким-нибудь внешним признаком («Теперь давай круглые» - имеются в виду цилиндры). Все детали, как правило, дети называют кубиками. Обращаясь друг к другу за материалом, дети, не зная как назвать деталь постоянно употребляют указательные местоимения тот, эти.

Во время сооружения постройки для определения места или направления дети очень мало пользуются пространственными понятиями. «Туда ставь, теперь сюда», - говорят они друг другу.

 

Таким образом, если воспитатель не руководит систематически конструированием из строительного материала, не показывает приёмов стройки, не направляет взаимоотношения детей в процессе работы, то конструктивные свойства материала остаются не раскрытыми для детей и их конструктивная деятельность остаётся на низком уровне. Надо сказать, что интерес к конструированию из строительного материала, если его не воспитывать, даже к концу дошкольного возраста развивается не у всех детей и в этом случае конструктивный процесс выполняет лишь подчинённую роль при развёртывании сюжетов игр.

 

Вопросы по теме.

 

1. По каким признакам, наблюдая за детьми 4-5 лет, можно определить, что воспитатель группы не уделяет должного внимания обучению их конструированию?

2. Что такое огораживание? Почему оно появляется в играх дошкольников со строительным материалом?

3. Какие ошибки допускают воспитатели, определяя хороших строителей в группе? как это надо делать правильно?

4. Какие способы украшения построек указывают на то, что дети не владеют этими умениями? Чему следует научить детей?

5. Как определить, наблюдая за детьми старших групп детского сада, что они на занятиях успешно овладевают приёмами конструктивной деятельности?

 

 

ТЕМА 3.