Управление организацией в кризисной ситуации

Кризисные явления (неустойчивое экономическое состояние, оцениваемое недостаточными объемами продаж, снижением платежеспособности и падением рентабельности отдельных или всех сфер деятельности и т.д.) являются результатом:

а) естественного этапа в жизненном цикле организации (эволюционный подход);

б) противоречий (неадекватности) внешней среды фирмы и внутренних процессов в ней, что связано с некачественным стратегическим управлением (субъективный фактор).

Конкретными причинами кризиса могут быть:

1) материальный и моральный износ основных фондов;

2) устаревшая, некачественная, не пользующаяся спросом продукция;

3) низкое качество технологической и конструкторской подготовки производства;

4) утрата персоналом динамичности и предрасположенности к изменениям;

5) устаревшая организационно-управленческая структура

и т.д.

Управление организацией в кризисной ситуации называется антикризисным менеджментом. Главная его цель – переход организации к новому качеству путем общеорганизационных и локальных мероприятий, направленных на преодоление отрицательных явлений и тенденций во всех (или отдельных) сферах и обеспечение экономической (воспроизводственной) стабильности, финансовой устойчивости и положительной динамики финансовых результатов фирмы. Специфические функции антикризисного менеджмента; маркетинг; сбыт; НИОКР; техническая подготовка производства; экспорт; диверсификация фондов; организация совместных предприятий; привлечение инвестиций; продажа фондов; управление персоналом (преодоление сопротивления изменениям); социальное управление; взаимодействие с деловой средой и властными структурами. Одной из главных проблем кризисной организации является изыскание средств на финансирование стабилизационных мероприятий. Решение этой задачи включает:

а) поиск внутренних резервов за счет реструктуризации производства;

б) привлечение средств из внешней среды в виде финансирования специальных программ по линии административных органов, а также путем эмиссии акций, продажи объектов, получения займов и т.п.

Кризисные ситуации требуют стратегических подходов и механизмов. В основу их разработки закладывается SWOT-анализ (т.е. исследование возможностей и угроз со стороны внешних факторов и анализ сильных и слабых сторон самой фирмы), на основе которого вырабатывается корпоративная и функциональная стратегии. Корпоративные стратегии:

1) роста (наращивания сбыта существующего продукта; расширения сегментов рынка; обслуживания новых потребителей);

2) стабильности (преднамеренного сдерживания сбыта; замораживания инвестиций; прекращения текущих инвестиций в продукт);

3) ухода (снижения накладных расходов; частичной распродажи активов; банкротства; ликвидации).

Функциональные стратегии (маркетинговые; финансовые; производственно-технологические; кадровые и т.д.).

Стратегическое управление предполагает соответствующие изменения в

а) организационных структурах;

б) методах управления;

в) руководстве персоналом;

г) мотивации;

д) стиле лидерства (в том числе – методах принятия управленческих решений).

Особое значение в эффективном стратегическом управлении имеют прогнозирование, стратегическое планирование и бизнес-планирование с оценкой эффективности инвестиций и поиска источников финансовых ресурсов.

 

 

Практические задания по курсу «Менеджмент и организационное