Управление организацией в кризисной ситуации
Кризисные явления (неустойчивое экономическое состояние, оцениваемое недостаточными объемами продаж, снижением платежеспособности и падением рентабельности отдельных или всех сфер деятельности и т.д.) являются результатом:
а) естественного этапа в жизненном цикле организации (эволюционный подход);
б) противоречий (неадекватности) внешней среды фирмы и внутренних процессов в ней, что связано с некачественным стратегическим управлением (субъективный фактор).
Конкретными причинами кризиса могут быть:
1) материальный и моральный износ основных фондов;
2) устаревшая, некачественная, не пользующаяся спросом продукция;
3) низкое качество технологической и конструкторской подготовки производства;
4) утрата персоналом динамичности и предрасположенности к изменениям;
5) устаревшая организационно-управленческая структура
и т.д.
Управление организацией в кризисной ситуации называется антикризисным менеджментом. Главная его цель – переход организации к новому качеству путем общеорганизационных и локальных мероприятий, направленных на преодоление отрицательных явлений и тенденций во всех (или отдельных) сферах и обеспечение экономической (воспроизводственной) стабильности, финансовой устойчивости и положительной динамики финансовых результатов фирмы. Специфические функции антикризисного менеджмента; маркетинг; сбыт; НИОКР; техническая подготовка производства; экспорт; диверсификация фондов; организация совместных предприятий; привлечение инвестиций; продажа фондов; управление персоналом (преодоление сопротивления изменениям); социальное управление; взаимодействие с деловой средой и властными структурами. Одной из главных проблем кризисной организации является изыскание средств на финансирование стабилизационных мероприятий. Решение этой задачи включает:
а) поиск внутренних резервов за счет реструктуризации производства;
б) привлечение средств из внешней среды в виде финансирования специальных программ по линии административных органов, а также путем эмиссии акций, продажи объектов, получения займов и т.п.
Кризисные ситуации требуют стратегических подходов и механизмов. В основу их разработки закладывается SWOT-анализ (т.е. исследование возможностей и угроз со стороны внешних факторов и анализ сильных и слабых сторон самой фирмы), на основе которого вырабатывается корпоративная и функциональная стратегии. Корпоративные стратегии:
1) роста (наращивания сбыта существующего продукта; расширения сегментов рынка; обслуживания новых потребителей);
2) стабильности (преднамеренного сдерживания сбыта; замораживания инвестиций; прекращения текущих инвестиций в продукт);
3) ухода (снижения накладных расходов; частичной распродажи активов; банкротства; ликвидации).
Функциональные стратегии (маркетинговые; финансовые; производственно-технологические; кадровые и т.д.).
Стратегическое управление предполагает соответствующие изменения в
а) организационных структурах;
б) методах управления;
в) руководстве персоналом;
г) мотивации;
д) стиле лидерства (в том числе – методах принятия управленческих решений).
Особое значение в эффективном стратегическом управлении имеют прогнозирование, стратегическое планирование и бизнес-планирование с оценкой эффективности инвестиций и поиска источников финансовых ресурсов.
Практические задания по курсу «Менеджмент и организационное