Кризис, кризисные явления
Кризис – такое состояние организации, которое предшествует ее переходу в иное качество. Изменение качества не состоится, если менеджмент преодолеет антагонизмы во внутренней и внешней среде организации (фирмы). Наиболее существенные деформации (проблемы) кризис вносит в промышленные фирмы. Главная причина кризиса – сокращение совокупного спроса; как следствие – сокращение производства, занятости, инвестиций.
Кризис может быть проявлением жизненного цикла организации:
1) рост;
2) стабилизация;
3) стагнация (кризис);
4) перестройка (изменения);
5) рост в новом качестве.
Наступление кризиса может быть следствием несбалансированности факторов внешней среды с внутренней средой организации (целями, планами, технологиями, капиталом, менеджментом).
Выход из состояния кризиса возможен по следующим направлениям:
1) внешние инвестиции для вложения спецзаказов;
2) внутренняя реструктуризация и переход на новые технологии и выпуск продукции, пользующейся устойчивым спросом;
3) путем расчленения организации по предметному или (что хуже) по технологическому принципу и оставление наиболее рентабельных подразделений (производств) как самостоятельных формирований.
Кризисные ситуации требуют стратегического подхода. Субъект его реализации – топменеджмент, который действует в режиме «риск-менеджмент» (рисковые вложения капитала, работы по снижению риска, страхование рисков). Наиболее предположительна в условиях кризиса – стратегия дифференциации (наименее затратная по ресурсам и времени). Одной из главных и постоянных функций стратегического менеджмента является систематическое прогнозирование и оценка факторов кризисности, разработка механизмов (технологий) их нейтрализации. Важную роль имеют бизнес-планы (центральная часть инвестиционного проекта). Его назначение:
1) получить достоверную картину и оценить с точки зрения инвесторов общее экономическое состояние фирмы и перспективы выведения ее из кризиса за счет финансовых влияний;
2) оценить состояние и перспективы рынков;
3) выбрать варианты оптимального поведения с оценкой необходимых затрат, времени, рисков;
4) организационные аспекты и мониторинг реализации бизнес-плана и процесса вывода предприятия из кризиса.