Концепция стратегического менеджмента

Современная организация – открытая система, находящаяся под существенным воздействием внешней среды (состояния экономики, инфляции, конкуренции, социальной и демографической среды и т.д.). Организация эффективного взаимодействия со средой – главный фактор экономической устойчивости фирмы. Центр внимания тор-менеджмента – стратегическое развитие организации. Разработка лучшей стратегии и механизмов ее реализации – фактор конкурентоспособности организации. Стратегическое управление – это не только фиксирование желаемого состояния организации в будущем, но и, прежде всего, обеспечение возможности принятия эффективных стратегических решений сегодня, нацеленных на достижение желаемого состояния организации в будущем. Стратегия (как общая осмысленность действий) включает: долговременные цели; технологии (производственные, управленческие), с помощью которых реализуется достижение целей, механизмы привлечения ресурсов, необходимых для реализации целей; систему управления реализацией стратегии.

Стратегический менеджмент – это процесс моделирования будущего:

а) характера и динамики параметров внешней среды;

б) реализации сильных и нейтрализации слабых сторон фирмы с учетом возможностей и угроз внешнего окружения.

Концепция стратегического менеджмента характеризуется организационным стратегическим предвидением и формализованными методами стратегического планирования. Их суть сводится к погашению проблем т поиску путей стратегической экономической устойчивости фирмы (корпорации) за счет постоянных инноваций и инвестиций как методов адаптации к внешней среде.

Виды стратегий:

1) стратегия диверсификации (расширения сфер деятельности за счет пополнения сфер бизнеса, слияния организаций по технологической цели и т.д.);

2) стратегия вертикальной интеграции (увеличения доли организации в цепочке от поставок сырья до поставок товаров потребителям);

3) стратегия дифференциации (более полное удовлетворение покупателей или клиентов и увеличение их контингента за счет большего разнообразия предлагаемой потребителю продукции или услуг);

4) стратегия низких издержек, позволяющая быть лидером в ценах и объеме продаж;

5) стратегия фокусированной ниши (узкий целевой рынок);

6) стратегия инноваций

и др.

Выбор стратегии (стратегических позиций) зависит от:

а) финансового состояния организации;

б) конкурентоспособности;

в) привлекательности отрасли;

г) стабильности внешнего окружения.

Стратегические альтернативы – это варианты стратегий, выбор которых осуществляется по следующим критериям:

1) степень приближения к цели;

2) затраты ресурсов;

3) потребные усилия;

4) время;

5) риск.

Принятие стратегического решения предполагает проведение SWOT-анализа. Он позволяет систематизировать ожидаемые угрозы и возможности организации, а также ее сильные и слабые стороны. На этой основе прогнозируются варианты развития ситуации и соответствующие им варианты действий организации.

17.1. Стратегический план. Разработка и реализация стратегии. Стратегические альтернативы и выбор стратегии

Стратегический план – это систематизированный логический процесс, основанный на рациональном мышлении и прогнозировании при выборе альтернатив. Стратегии предприятий должны быть построены по иерархическому принципу:

1) общекорпоративные;

2) рыночно-продуктовые (дивизиональные);

3) функциональные стратегии (например, маркетинговые, финансовые и т.д.) Уровни стратегий, их комплексность и интеграция зависят от типа и размера предприятия.

Концептуальная модель стратегического плана включает три этапа:

1) анализ среды (возможности, угрозы);

2) анализ сильных и слабых сторон организации (SWOT);

3) определение миссии, целей, общей политики организации;

4) формулирование вариантов стратегий;

5) выбор стратегии;

6) разработка программ, бюджетов и процедур;

7) организация выполнения.

При этом конкретное содержание этапов составления стратегического плана и его форма зависят от:

а) формы собственности;

б) типа предприятия;

в) отраслевой принадлежности;

г) размера предприятия.

Стратегический потенциал организации определяется:

а) конкурентными преимуществами;

б) финансовым состоянием и имущественным положением;

в) привлекательностью отрасли;

г) стабильностью экономической среды.

Стратегия и технологическая политика взаимосвязаны. Стратегия низких издержек (снижения себестоимости продукции) необходима для расширения рыночной ниши и завоевания лидерства в ценах. Стратегия конкуренции необходима для освоения привлекательной отрасли (вхождения) или защитных позиций от внешних для нее конкурентов. Конкурентные преимущества обеспечиваются рядом ключевых индикаторов компании (имидж, знание своего целевого рынка, низкие издержки, география, доступность капитала, близость поставщиков, квалифицированный и мотивированный персонал, отличный менеджмент, хорошо оснащенное (технологически и организационно) производство).

Стратегия диверсификации – расширение сфер деятельности, новый бизнес, создание совместных предприятий и т.д. (слияния, поглощения). Стратегия взаимосвязана с типом культуры организации. Оптимальные культуры с точки зрения их соответствия оптимальным стратегиям – это 1) партиципативная культура (культура команды) и 2) культура власти. Организации с культурой роли (бюрократические организации) стратегически уязвимы на конкурентных рынках.

Стратегия внешнеэкономической деятельности (международной диверсификации) – стратегия, при которой деятельность организации распространяется на различные национальные рынки сбыта, что дает ей дополнительные возможности на варьирование деятельности и перераспределение сил в зависимости от экономической конъюнктуры на различных национальных рынках.

Стратегический контроль – это процесс

а) выработки стандартов в их реализации;

б) мониторинга хода реализации стратегии;

в) анализ и корректировка действий.