Организация как функция управления

Функция организации состоит в том, чтобы заблаговременно иметь все необходимое для выполнения плана:

1. Выбрать организационно-правовую форму деятельности.

2. Создать формальную организационную структуру (линейную, линейно-функциональную, матричную и т.д.)

3. Подобрать кадры (в том числе создать «скалярную цепь» - по А.Файолю – т.е. цепочку ключевых фигур в организации, адекватных ее целевым задачам, политике и общей культуре).

4. Делегировать права и ответственность (т.е. право принимать решения и нести ответственность за их результаты – по А.Файолю принцип «полномочия и ответственность»).

5. Определить функции, содержание работы и правила действий (технологию ее выполнения).

6. Выдать задания, т.е. предписанную работу, и обеспечить ее выполнение всем необходимым (сырьем, энергией, техникой и инструментом, финансовыми ресурсами).

Ключевая роль при выполнении функции организации состоит в обеспечении связи организационной структуры с корпоративной стратегией организации.

Разработка организационной структуры определяет:

а) людей, занимающих ключевые посты;

б) названия должностей;

в) рабочие обязанности;

г) формы взаимодействия;

д) в чьей компетенции принятие решений.

Организационная структура должна соответствовать:

1) целям и задачам;

2) стратегиям;

3) нормам управляемости (диапазону контроля);

4) социально-культурной среде организации.

Подбор кадров – это процесс:

1) определяющий индивидуальные требования к работнику на данном рабочем месте;

2) поиск, прием и обучение лучшего кандидата на вакантное место.

Два главных принципа подбора кадров:

1. Каждое рабочее место должно быть обеспечено работником:

а) заинтересованным в работе;

б) обладающим необходимой квалификацией.

2. Найм каждого нового сотрудника должен усиливать организацию и т.д.

Делегирование полномочий – это способ построения иерархии и установления формальных (должностных) взаимоотношений в организации. Это постановка задач и передача полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование – это акт, который делает из человека руководителя (М.П. Фоллет). Полномочия – это ограниченное право использовать ресурсы организации и управлять персоналом. Это узаконенное право принимать решения, отдавать распоряжения и требовать повиновения от лица организации.

Принципы делегирования:

1. Единоначалие.

2. Диапазон контроля (норма управляемости) – сколько человек должны быть в подчинении одного руководителя (зависит от стиля, способностей, характера работы, мотивированности работников; оптимальное число – 5-8).

3. Фиксированная ответственность (т.е. ответственность не делегируется, а разделяется).

4. Соответствие прав и обязанностей.

Выдача заданий: особое значение имеет сама постановка задачи. Она создает потенциал для ее решения. Задание должно быть:

а) сложным;

б) выполнимым;

в) определять обязанности исполнителя;

г) устанавливать сроки.

Исполнитель не должен выполнять несанкционированных заданий.