Организация как функция управления
Функция организации состоит в том, чтобы заблаговременно иметь все необходимое для выполнения плана:
1. Выбрать организационно-правовую форму деятельности.
2. Создать формальную организационную структуру (линейную, линейно-функциональную, матричную и т.д.)
3. Подобрать кадры (в том числе создать «скалярную цепь» - по А.Файолю – т.е. цепочку ключевых фигур в организации, адекватных ее целевым задачам, политике и общей культуре).
4. Делегировать права и ответственность (т.е. право принимать решения и нести ответственность за их результаты – по А.Файолю принцип «полномочия и ответственность»).
5. Определить функции, содержание работы и правила действий (технологию ее выполнения).
6. Выдать задания, т.е. предписанную работу, и обеспечить ее выполнение всем необходимым (сырьем, энергией, техникой и инструментом, финансовыми ресурсами).
Ключевая роль при выполнении функции организации состоит в обеспечении связи организационной структуры с корпоративной стратегией организации.
Разработка организационной структуры определяет:
а) людей, занимающих ключевые посты;
б) названия должностей;
в) рабочие обязанности;
г) формы взаимодействия;
д) в чьей компетенции принятие решений.
Организационная структура должна соответствовать:
1) целям и задачам;
2) стратегиям;
3) нормам управляемости (диапазону контроля);
4) социально-культурной среде организации.
Подбор кадров – это процесс:
1) определяющий индивидуальные требования к работнику на данном рабочем месте;
2) поиск, прием и обучение лучшего кандидата на вакантное место.
Два главных принципа подбора кадров:
1. Каждое рабочее место должно быть обеспечено работником:
а) заинтересованным в работе;
б) обладающим необходимой квалификацией.
2. Найм каждого нового сотрудника должен усиливать организацию и т.д.
Делегирование полномочий – это способ построения иерархии и установления формальных (должностных) взаимоотношений в организации. Это постановка задач и передача полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование – это акт, который делает из человека руководителя (М.П. Фоллет). Полномочия – это ограниченное право использовать ресурсы организации и управлять персоналом. Это узаконенное право принимать решения, отдавать распоряжения и требовать повиновения от лица организации.
Принципы делегирования:
1. Единоначалие.
2. Диапазон контроля (норма управляемости) – сколько человек должны быть в подчинении одного руководителя (зависит от стиля, способностей, характера работы, мотивированности работников; оптимальное число – 5-8).
3. Фиксированная ответственность (т.е. ответственность не делегируется, а разделяется).
4. Соответствие прав и обязанностей.
Выдача заданий: особое значение имеет сама постановка задачи. Она создает потенциал для ее решения. Задание должно быть:
а) сложным;
б) выполнимым;
в) определять обязанности исполнителя;
г) устанавливать сроки.
Исполнитель не должен выполнять несанкционированных заданий.