Процессный подход к менеджменту

Значение и характеристика базовых функций менеджмента

Управление - это непрерывный процесс, имеющий конкретную логику (стадии). Стадии процесса - виды управленческой деятельности, т.е. функции, которые появились в результате специализации управления. Хорошее управление - процесс планирования, организации, руководства (координации), мотивации и контроля работ и работников организации, обеспечивающей достижение ее целей:

Рис.8. Стадии процесса управления

Планирование (базовая функция) – ответ на вопросы: что, как, когда, кем и с какими затратами будет исполнено. Планирование включает: постановку целей; прогнозирование; разработку планов и программ; установление сроков и источников финансирования; разработку нормативной базы; политики; процедур; смет.

Организация состоит в том, чтобы заблаговременно иметь все необходимое для выполнения плана:

а) создать формальную организационную структуру, производственные и управленческие звенья (иерархию);

б) подобрать кадры;

в) делегировать полномочия (кто и что должен делать);

г) выдать задания;

д) обеспечить ресурсами (оборудованием, материалами, информацией, энергией, финансовыми ресурсами и т.д.).

Руководство и координация (управление по отклонениям) – постоянное воздействие на объект управления (персонал) с целью предупреждения или устранения возможных отклонений. Руководство базируется на цепочке установленных задач, связанных с использованием коммуникаций, межличностного общения, личных качеств, конкретного стиля властных полномочий руководителя. Руководство – этап лидерства, т.е. влияния большего, чем предопределено должностью.

Мотивация – это процесс воздействия на мотивы поведения (вознаграждаемое поведение повторяется) человека, группы. Это процесс такой ориентации побудительных стимулов работника, при которой он сам стремится к достижению целей организации.

Контроль – соизмерение фактических результатов работы с запланированными. Это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Контроль состоит в:

1. Выработке стандартов (показателей, индикаторов, работы, поведения и т.д.).

2. Мониторинге результатов.

3. Выявлении отклонений.

4. Анализе и корректировке целей и действий.

Первоначально функции контроля были обозначены (систематизированы) А.Файолем (20е годы ХХ века)

 

Планирование и целеполагание в менеджменте

Планирование – основополагающая функция, состоящая в определении общих, конечных и промежуточных целей и результатов деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка потребных для их решения материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Цель – конечная точка планирования, мысленное предвосхищение результата деятельности. Постановка цели и разработка путей их достижения - элементы, первая стадия и контур плана.

Цели:

- определяют направление бизнеса;

- формируют стратегию;

- устанавливают приоритеты в задачах;

- концентрируют усилия и средства на ключевых направлениях;

- определяют значимость служб и подразделений;

- устанавливают стандарты для контроля и оценки результата.

Основные (базовые) цели:

- рост;

- экономическая устойчивость;

- платежеспособность;

-рентабельность;

- деловая активность;

- доля рынка;

- имидж.

Требования к целям:

1. Реальность (достижимость).

2. Детализация по:

а) срокам;

б) подразделениям;

в) исполнителям.

3. Измеримость (через количественные и качественные показатели).

4. Однозначность (согласованность, непротиворечивость).

5. Понятность для исполнителя.

Основная (общая) цель организации называется миссией. Она отражает назначение и причину (смысл) существования фирмы, ее общественный статус и философию. Миссия не подвержена конъюнктуре и формулируется высшим руководством компании.

Назначение миссии – создать клиента, т.е. лицо (юридическое или физическое), которое предъявляет требования, обязательные для данной организации.