Процессный подход к менеджменту
Значение и характеристика базовых функций менеджмента
Управление - это непрерывный процесс, имеющий конкретную логику (стадии). Стадии процесса - виды управленческой деятельности, т.е. функции, которые появились в результате специализации управления. Хорошее управление - процесс планирования, организации, руководства (координации), мотивации и контроля работ и работников организации, обеспечивающей достижение ее целей:
Рис.8. Стадии процесса управления
Планирование (базовая функция) – ответ на вопросы: что, как, когда, кем и с какими затратами будет исполнено. Планирование включает: постановку целей; прогнозирование; разработку планов и программ; установление сроков и источников финансирования; разработку нормативной базы; политики; процедур; смет.
Организация состоит в том, чтобы заблаговременно иметь все необходимое для выполнения плана:
а) создать формальную организационную структуру, производственные и управленческие звенья (иерархию);
б) подобрать кадры;
в) делегировать полномочия (кто и что должен делать);
г) выдать задания;
д) обеспечить ресурсами (оборудованием, материалами, информацией, энергией, финансовыми ресурсами и т.д.).
Руководство и координация (управление по отклонениям) – постоянное воздействие на объект управления (персонал) с целью предупреждения или устранения возможных отклонений. Руководство базируется на цепочке установленных задач, связанных с использованием коммуникаций, межличностного общения, личных качеств, конкретного стиля властных полномочий руководителя. Руководство – этап лидерства, т.е. влияния большего, чем предопределено должностью.
Мотивация – это процесс воздействия на мотивы поведения (вознаграждаемое поведение повторяется) человека, группы. Это процесс такой ориентации побудительных стимулов работника, при которой он сам стремится к достижению целей организации.
Контроль – соизмерение фактических результатов работы с запланированными. Это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Контроль состоит в:
1. Выработке стандартов (показателей, индикаторов, работы, поведения и т.д.).
2. Мониторинге результатов.
3. Выявлении отклонений.
4. Анализе и корректировке целей и действий.
Первоначально функции контроля были обозначены (систематизированы) А.Файолем (20е годы ХХ века)
Планирование и целеполагание в менеджменте
Планирование – основополагающая функция, состоящая в определении общих, конечных и промежуточных целей и результатов деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка потребных для их решения материальных, трудовых и денежных ресурсов.
Цель – конечная точка планирования, мысленное предвосхищение результата деятельности. Постановка цели и разработка путей их достижения - элементы, первая стадия и контур плана.
Цели:
- определяют направление бизнеса;
- формируют стратегию;
- устанавливают приоритеты в задачах;
- концентрируют усилия и средства на ключевых направлениях;
- определяют значимость служб и подразделений;
- устанавливают стандарты для контроля и оценки результата.
Основные (базовые) цели:
- рост;
- экономическая устойчивость;
- платежеспособность;
-рентабельность;
- деловая активность;
- доля рынка;
- имидж.
Требования к целям:
1. Реальность (достижимость).
2. Детализация по:
а) срокам;
б) подразделениям;
в) исполнителям.
3. Измеримость (через количественные и качественные показатели).
4. Однозначность (согласованность, непротиворечивость).
5. Понятность для исполнителя.
Основная (общая) цель организации называется миссией. Она отражает назначение и причину (смысл) существования фирмы, ее общественный статус и философию. Миссия не подвержена конъюнктуре и формулируется высшим руководством компании.
Назначение миссии – создать клиента, т.е. лицо (юридическое или физическое), которое предъявляет требования, обязательные для данной организации.