Общее управление организацией

Организация как социально-экономическая система. Модели оптимизации

Организация - совокупность моделей (групп), объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, обязанностей и создания иерархической структуры.

Отличительные признаки организации:

1. Доминирование общей цели.

2. Наличие двух и более индивидов, признающих себя членами организации.

3. Сознательные усилия (работа) для достижения общей цели.

Таким образом, организация - это коллективный социальный объект деятельности, социальная система, объединяющая, подчиняющая и направляющая поведение людей (социальных групп) в процессе совместной деятельности.

Природа организации социальна, т.к. социальны объект и субъект управления. Продукт организации выступает в двух формах - экономической (продажи, прибыль, доход и т.д.) и социальной (коллектив, регламент каждого определены социальными нормами поведения (порядок, корпоративный дух, дисциплина, справедливость и т.д.).

Модель социальной организации включает три относительно независимые подсистемы:

1. Формальная структура, направленная на достижение общеорганизационных целей.

2. Кооперированная система, ориентированная на достижение целей индивидов (прежде всего - карьеры).

3. Политическая система, нацеленная на выполнение задач и оказание воздействия на подразделения организации.

Организации (фирмы) имеют экономическую подсистему, функционирующую в целях удовлетворения экономических (материальных) потребностей членов организации и создания условий для их реализации (категории: доход, прибыль, затраты, системы, заработная плата, премии и т.д.).

Организация как социально-экономическая система характеризуется как подсистема, базирующаяся на экономических методах и социальных средствах регуляции поведения и деятельности людей.

Социально-экономическая подсистема, дополненная технико-технологической подсистемой, характеризует организацию как сложную социотехническую систему, способную к воспроизводству функционирующего капитала и его наращиванию за счет высокой продуктивности всех привлекаемых факторов (ресурсов): земли, труда, предпринимательских способностей, информации и менеджмента.