Развитие управления в России: особенности и перспективы

Управление в России как научная проблема была поставлена в 20х годах XX века. Были открыты 10 НИИ, разрабатывающих проблемы управления и организации производства. В основу исследований были положены идеи Ф.У. Тэйлора о НОТ.

Эффективность управления подтвердилась практикой индустриализации и электрификации СССР, но политическая абсолютизация успехов привела к свертыванию теоретических разработок проблем в России в конце 30х годов. В то же время активно развито централизованное планирование и математическое моделирование в экономике (Л.В. Канторович «Оптимальные решения в экономике» - 1939 год, Нобелевская премия 1976 год).

В 60х годах – новый виток интереса к правлению в СССР (госпрограммы по НОТ, экономические реформы 1965 года), возникновение кафедры основ управления (МИЭИ им. Серго Орджоникидзе).

В 70х годах – новый виток командно-административных (централизованных, жестко-плановых) методов управления; застой в управленческо-экономической мысли.

В конце 80х годов – возвращение к примату экономических методов управления, хозрасчету, принципам самоокупаемости, демократизации в управлении предприятиями. Частичный эффект сдерживания остающимся диктатом Центра и абсолютизацией государственной собственности.

Начало 90х годов XX века – практический переход к идеям рыночного ведения хозяйства и внедрение идеологии менеджмента как механизма и системы управления в условиях экономической демократии (рынка).

В настоящее время российский менеджмент находится в стадии становления и адаптации различных моделей управления с учетом национальных особенностей. Процесс сложный, противоречий, но потенциально эффективный. Необходима более целенаправленная подготовка и переподготовка российских менеджеров с учетом зарубежного и накопленного российского опыта (пример: Президентская программа переподготовки управленческих кадров для народного хозяйства России – как Гос. План на 2003-2007 годы). Различмя российского и зарубежного менеджмента представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Модели поведения менеджеров России и иностранных компаний

 

Менеджеры западноевропейских компаний Менеджеры российских компаний
Малое – это хорошо Крупное – это хорошо
Эволюция: от надежд на точные знания к искусству менеджмента Знание – это изменение, организация – это социальная машина
Примат добровольной мотивации работников над принуждением Примат принуждения над добровольной мотивацией
Инициативность Исполнительность
Управляемость как достижение общей цели Управляемость как степень контроля
Информация – общее достижение персонала Информация – собственность или товар во внутриорганизационном обмене
Изменение как самостоятельная ценность, стратегия непрерывных изменений Ценность стабильности, изменение как нечто вынужденное
Управление ориентировано на активизацию людей Управление ориентировано на задания и цели
Менеджеры легко признают свою некомпетентность Руководители делают вид, что всегда компетентны
Устной договоренности придается такое же значение, как и письменной Больше ценят письменные договоры и обязательства
Приглашают консультантов регулярно Приглашают консультантов редко
Консультанты работают на средний управленческий персонал Консультанты работают на руководителя организации