Развитие управления в России: особенности и перспективы
Управление в России как научная проблема была поставлена в 20х годах XX века. Были открыты 10 НИИ, разрабатывающих проблемы управления и организации производства. В основу исследований были положены идеи Ф.У. Тэйлора о НОТ.
Эффективность управления подтвердилась практикой индустриализации и электрификации СССР, но политическая абсолютизация успехов привела к свертыванию теоретических разработок проблем в России в конце 30х годов. В то же время активно развито централизованное планирование и математическое моделирование в экономике (Л.В. Канторович «Оптимальные решения в экономике» - 1939 год, Нобелевская премия 1976 год).
В 60х годах – новый виток интереса к правлению в СССР (госпрограммы по НОТ, экономические реформы 1965 года), возникновение кафедры основ управления (МИЭИ им. Серго Орджоникидзе).
В 70х годах – новый виток командно-административных (централизованных, жестко-плановых) методов управления; застой в управленческо-экономической мысли.
В конце 80х годов – возвращение к примату экономических методов управления, хозрасчету, принципам самоокупаемости, демократизации в управлении предприятиями. Частичный эффект сдерживания остающимся диктатом Центра и абсолютизацией государственной собственности.
Начало 90х годов XX века – практический переход к идеям рыночного ведения хозяйства и внедрение идеологии менеджмента как механизма и системы управления в условиях экономической демократии (рынка).
В настоящее время российский менеджмент находится в стадии становления и адаптации различных моделей управления с учетом национальных особенностей. Процесс сложный, противоречий, но потенциально эффективный. Необходима более целенаправленная подготовка и переподготовка российских менеджеров с учетом зарубежного и накопленного российского опыта (пример: Президентская программа переподготовки управленческих кадров для народного хозяйства России – как Гос. План на 2003-2007 годы). Различмя российского и зарубежного менеджмента представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Модели поведения менеджеров России и иностранных компаний
Менеджеры западноевропейских компаний | Менеджеры российских компаний |
Малое – это хорошо | Крупное – это хорошо |
Эволюция: от надежд на точные знания к искусству менеджмента | Знание – это изменение, организация – это социальная машина |
Примат добровольной мотивации работников над принуждением | Примат принуждения над добровольной мотивацией |
Инициативность | Исполнительность |
Управляемость как достижение общей цели | Управляемость как степень контроля |
Информация – общее достижение персонала | Информация – собственность или товар во внутриорганизационном обмене |
Изменение как самостоятельная ценность, стратегия непрерывных изменений | Ценность стабильности, изменение как нечто вынужденное |
Управление ориентировано на активизацию людей | Управление ориентировано на задания и цели |
Менеджеры легко признают свою некомпетентность | Руководители делают вид, что всегда компетентны |
Устной договоренности придается такое же значение, как и письменной | Больше ценят письменные договоры и обязательства |
Приглашают консультантов регулярно | Приглашают консультантов редко |
Консультанты работают на средний управленческий персонал | Консультанты работают на руководителя организации |