Основные категории менеджмента

Первый принципиальный вопрос при изучении данного учебного курса состоит в том, чтобы отличать семантику двух взаимозаменяемых на практике терминов: управление и менеджмент.

Управление (в широком смысле) – процесс целенаправленного воздействия.

Управление – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности.

Менеджмент (management, administration, direction) – сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или структурами.

Менеджмент – это:

1. Способ, манера обращения с людьми.

2. Власть и искусство управления.

3. Специальные способы и навыки администрирования.

4. Управленческий персонал (орган управления, административная единица).

(Оксфордский русско-английский словарь 1994 года)

Кроме того, менеджмент – это:

- «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц» (М.П.Фоллет);

- «процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимых для формирования и достижения целей организации» (М.Мескон и др.);

- «теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка» (Винан).

Концепция менеджмента – 1) комплекс ключевых положений, отражающих содержание и специфику менеджмента как одну из технологических моделей управления организацией; 2) осознанные или неосознанные положения или принципы, в соответствии с которыми строится деятельность.

Управленческая парадигма – система взглядов на управление, вытекающая из идей и научных результатов ученых, восприятия исследователей и практиков-управленцев.

Субъект управления – управляющее звено системы управления, осуществляющее целенаправленное воздействие на объект управления (управляемое звено).

Технология менеджмента – взаимосвязанная совокупность функций и методов, используемых менеджером для достижения целей.

Рис.1. Функциональные подсистемы управления организацией

Принципы управления – основополагающие правила, которым следуют руководители в реализации функций управления (единоначалие, специализация, корпоративный дух и др.).

Таблица 1 - Принципы управления организацией

Принципы А. Файоля (20-е гг.) Новые принципы управления (90-е гг.)
1. Разделение труда (специализация работ для роста производительности) 1. Лояльность к работающим
2. Полномочия и ответственность (делегированные каждому работающему) 2 Ответственность – обязательное условие успешного управления
3 Дисциплина (как понятое и принятое всеми работниками условие эффективности организации) 3 Коммуникации (вертикальные, горизонтальные, межличностные, групповые)
4 Единоначалие 4 Атмосфера, способствующая раскрытию потенциала работника и его самореализации
5 Единство действий (одна конечная цель, единый план) 5 Долевое участие каждого работника в общих результатах
6 Подчиненность личных интересов интересам организации 6 Своевременная реакция на изменения во внешней среде
7 Вознаграждение за работу 7 Методы работы с людьми, направленные на создание удовлетворенности от работы
8 Централизация (правильное соотношение с децентрализацией) 8 Непосредственное участие менеджеров в групповой работе – условие достижения согласованности и целостности
9 Скалярная цепь (распоряжение, коммуникации между уровнями иерархии как непрерывная цепь команд ("цепь начальников") 9 Умение контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и руководителями
10 Порядок (всему свое место и все на своем месте) 10 Этика бизнеса
11 Справедливость (доброта и правосудие в оценке действий) 11 Честное отношение и доверие людям
12 Стабильность персонала (лояль­ность к организации и ориентация на долгосрочную работу) 12 Использование в работе фундаментальных основ менеджмента
13 Инициатива (поощрение независимых суждений в границах установленных полномочий и работ) 13 Четкое представление о месте и роли организации в будущем
14 Корпоративный дух (гармония интересов персонала и организации) (в единении – сила) 14 Качество личной работы и постоянное самосовершенствование

Функции – виды деятельности (кто и что делает в организации).

Процесс менеджмента – это эффективное (т.е. производительное и экономичное) достижение целей организации (бизнеса) посредством таких функций, как планирование, организация, руководство (лидерство) и контроль организационных ресурсов.

Инфраструктура менеджмента – это три условия, в которых возникает и формируется определенная концепция менеджмента:

1) менталитет (ценности, традиции, культура, социально-психологическая атмосфера, правовое сознание, экономическая психология);

2) научное сознание (общий уровень знаний в области экономики, менеджмента, социологии, психологии, информатики);

3) общественная среда(условия рынка, характер предпринимательства, образование, система госуправления, структура собственности, ресурсы).

Таблица 2 - Типологические черты современного менеджмента (концептуальный подход)

Предполагающие Отрицающие
- цивилизованное предпринимательство - экономическая самостоятельность и ответственность - профессионализм - восприимчивость изменений - разработка стратегии поведения - участие в конкуренции - способность к риску -маркетинговые исследования и технологии - инновации - инвестиции - бюрократическое отношение к персоналу - организационная инертность - бездумное исполнительство - избегание перемен - непрофессионализм - безответственность

 

Власть (потенциал власти) – способность, готовность и возможность подчинять волю других независимо от времени, пространства и того, на какой ступени социальной, общественной и иерархической лестницы они находятся.

Методы управления – способы, приемы воздействия субъекта на объект управления (не исключая обратного воздействия объекта на субъект).

Выделяют:

1)организационные (организационно-распорядительные, административные);

2) экономические;

3) социально-психологические.

Организационные методы базируются на организационных законах (законах прямого действия) и предназначены для создания организационной основы совместной работы (распределение функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установление правил и порядка деловых отношений). Механизм реализации организационных методов – структурирование, регламентирование, нормирование и инструктирование, осуществляемые в форме директив, приказов, указаний, распоряжений, резолюций, предписаний и т.д. Организационно-распорядительные (организационно-административные) методы связаны с властной природой управления.

Экономические методы базируются на концепции «человека экономического», предназначены для воздействия на экономические отношения и соответствующие потребности. Формами реализации экономических методов являются: системы материального стимулирования; налогообложение; страхование; ценообразование; распределение прибыли; кредитование; дотации; материальные санкции.

Социально-психологические методы управления воздействуют на социально-психологические отношения между людьми. Они базируются на неформальных факторах, интересах (потребностях) работника и коллектива, морально-этических нормах и качествах личности.

Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств. Требования к целям: реальность, ясность, достижимость, измеримость.

Проблема– разница между тем, что должно быть и что есть на самом деле.

Эффективность управления определяется его качественными характеристиками (степень удовлетворения потребностей, интересов, достижения целей). Эффективность управления организацией бизнеса оценивается его экономической устойчивостью, темпами развития и степенью удовлетворенности коллектива и общественного окружения.