Вклад государственных деятелей России XIX века в развитие идей управления
Среди основных деятелей России конца 19в начала 20в стоит отметить Вышнеградского и Витте(бывшие министры финансов и экономики России на тот период). В 1884г после долгих обсуждений и подготовленных мероприятий Вышнеградским был предложен проект, в котором были четко приведены 5 основных категорий управляющих и промышленных кадров, в которых нуждается промышленность и для подготовки которых был разработан этот проект.
Основные категории управляющих и промышленных кадров:
1. Инженеры, обладающие опытом, научным и техническим образованием, способные совершенствовать производство на основе новейших отечественных и зарубежных научных достижений, готовые вести успешную борьбу между различными промышленными учреждениями как в смысле повышения достижения изделий, так и в направлении удешевления их производства.
2. Коммерчески образованные руководители промышленного дела, которые, понимая его техническую сущность, могли бы вести самостоятельно собственно торговую сторону промышленного предприятия.
3. Техники, ближайшие помощники инженеров, которые должны обладать сведениями, «необходимыми как для основательного и правильного ведения производства», так и для исполнения проектно-изыскательских работ.
4. Мастера, которые «отлично знают техническую сторону отрасли производства, могут руководить рабочими и владеют необходимыми сведениями для того, чтобы с успехом направить деятельность своей мастерской к достижению наилучшего промышленного результата».
5. Рабочие, которые под руководством мастера «с надлежащей точностью и аккуратностью исполняют поручаемые им работы. Очень важно в рабочих общее развитие, нравственный уровень, сознательное отношение к работе».
41) Вклад И.А. Вышнеградского и С.Ю. Витте в развитие отечественной управленческой мысли.
И.А. Вышнеградский
С точки зрения ИУМ интересно проследить, как отреагировало «реальное управление», официальные правительственные органы на кадровые проблемы, поднятые на двух съездах 1882 г. и нашедшие затем отражение в периодике, в материалах комиссии по техническому образованию «Русского технического общества».
После долгих ожиданий русская педагогическая и научная интеллигенция добилась создания специального отделения ученого комитета по техническому и профессиональному образованию Министерства народного просвещения. В начале «Проекта» формулируются требования к разрабатываемому плану.