Вклад государственных деятелей России XIX века в развитие идей управления

Среди основных деятелей России конца 19в начала 20в стоит отметить Вышнеградского и Витте(бывшие министры финансов и экономики России на тот период). В 1884г после долгих обсуждений и подготовленных мероприятий Вышнеградским был предложен проект, в котором были четко приведены 5 основных категорий управляющих и промышленных кадров, в которых нуждается промышленность и для подготовки которых был разработан этот проект.

Основные категории управляющих и промышленных кадров:

1. Инженеры, обладающие опытом, научным и техническим образованием, способные совершенствовать производство на ос­нове новейших отечественных и зарубежных научных достижений, готовые вести успешную борьбу между различными промышлен­ными учреждениями как в смысле повышения достижения изделий, так и в направлении удешевления их производства.

2. Коммерчески образованные руководители промышлен­ного дела, которые, понимая его техническую сущность, могли бы вести самостоятельно собственно торговую сторону промышлен­ного предприятия.

3. Техники, ближайшие помощники инженеров, которые долж­ны обладать сведениями, «необходимыми как для основательного и правильного ведения производства», так и для исполнения проектно-изыскательских работ.

4. Мастера, которые «отлично знают техническую сторону отрасли производства, могут руководить рабочими и владеют не­обходимыми сведениями для того, чтобы с успехом направить деятельность своей мастерской к достижению наилучшего про­мышленного результата».

5. Рабочие, которые под руководством мастера «с надлежащей точностью и аккуратностью исполняют поручаемые им работы. Очень важно в рабочих общее развитие, нравственный уровень, сознательное отношение к работе».

 


41) Вклад И.А. Вышнеградского и С.Ю. Витте в развитие отечественной управленческой мысли.

 

И.А. Вышнеградский

С точки зрения ИУМ интересно проследить, как отреагировало «реальное управление», официальные правительственные органы на кадровые проблемы, поднятые на двух съездах 1882 г. и нашедшие затем отражение в периодике, в материалах комиссии по техническому образованию «Русского технического общества».

После долгих ожиданий русская педагогическая и научная интеллигенция добилась создания специального отделения ученого комитета по техническому и профессиональному образованию Министерства народного просвещения. В начале «Проекта» формулируются требования к разрабатываемому плану.