Лекция 2. Стали и чугуны. Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Цветные металлы и сплавы. Полимеры.
6.1.Формирование у учащихся понятий о законах, выражающих прямо пропорциональную зависимость и о ФВ как коэффициентах пропорциональности в законах
Ряд физических законов, закономерностей, выраженных формулами, имеет стереотипную математическую форму записи, которую формально можно изобразить в виде знаковых символов в таком виде:
|
(4 )
С коэффициентом пропорциональности при переходе к равенству схема приобретает вид:
|
Возможна другая визуализация – в виде фигур одинаковой формы, но разного цвета:
~или =
В данную схему укладываются закон Гука: F ~ ú Dxú , закон Ома I ~ U, закон Джоуля - Ленца Q ~ I2 R t , закон Фарадея для электролиза m ~ I t , закон Ампера F ~ l I sin a и многие другие законы и закономерности. Обе схемы отражают структуру формул с общим формальным признаком, которым является прямая пропорциональная зависимость величины от величин о, D,à
Формулировка закона (закономерности) имеет стереотипную конструкцию предложений: величина ð прямо пропорциональна величине О, величине D и величине à, с обязательным применением ключевых словосочетаний «физическая величина», «прямо пропорциональна».
Схема-опора №4 (рис.5 ) используется при изучении законов (закономерностей), имеющих форму записи (5). Примеры в табл.4.
Таблица 4 . Формулы законов и закономерностей
Формула Коэффициент пропорциональности - ФВ типа П |
К схеме № 4 F тр = k N , где k – коэффициент трения. F = g m , где g – ускорение свободного падения: g= 9,8 м/с2 F = k | x| – закон Гука , где k – коэффициент жёсткости. Q = L m , где L - удельная теплота плавления. q = C φ , q = C U , где С - электроёмкость. I = G U – закон Ома, где G - проводимость , R =1/ G. m = k I t – закон Фарадея, где k - электрохимический эквивалент F = B I l sin α – сила Ампера, где B - магнитная индукция. Ф = L I , где L - индуктивность. |
Схема 4
Прямо пропорциональная зависимость
где = const (коэффициент пропорциональности).
1.Каркас формулировки закона: прямо пропорциональна о ( или о , D, à). 2.Физический смысл константы пропорциональности: - физическая величина, численно равная ð , если = 1 ( , D, à=1)(ед. вел.). 3. Наименование единицы величины константы пропорциональности: [ ] [ ] = ¾¾¾- [о] [D] [à] 4. Единица величины константы пропорциональности равна : 1 [] 1 [ ] = --------------- . 1[о] 1 [D] 1[à] 5.Графическое выражение закона: График зависимости отолинейный, 2 * = tg α α 1 *2 > *1
6. Работа с графиком. Математический смысл коэффициента пропорциональности : · коэффициент пропорциональности численно равен тангенсу угла наклона прямой к оси абсцисс; · не зависит от и от ; · может зависеть от формы, размеров…….. , материала………, свойств среды. |
|
6.2. Формирование у учащихся понятий о физических законах, выражающих прямо и обратно пропорциональную зависимость и ФВ как коэффициентов пропорциональности в законах
Ряд физических законов, закономерностей, выраженных формулами, имеет стереотипную математическую форму записи, которую формально можно изобразить в виде знаковых символов в таком виде:
(5)
где - коэффициент пропорциональности.
Возможна другая запись, например, в виде фигур одинаковой формы, но разного цвета. Схемы (5) отражают структуру формул, с общим формальным признаком, которым является прямая пропорциональная зависимость величины от величины о и обратно пропорциональна величине D.
При этом формулировка закона (закономерности) подчинена определенной синтаксической структуре и имеет известную стереотипную конструкцию предложений: величина ð прямо пропорциональна величине О и обратно пропорциональна величине Dс обязательным применением ключевых словосочетаний «физическая величина», «прямо пропорциональна», «обратно пропорциональна». На рис. 6 представлена подробная схема №5. В данную схему укладываются формулировки законов всемирного тяготения, Кулона, Ампера для параллельных токов и многие другие:
R = r l / S – зависимость сопротивления проводника R от длины l и пло
щади поперечного сечения S;
q
Е = k ---- – зависимость величины напряжённости поля точечного
Г2 заряда Е от величины этого заряда и расстояния меж-
ду зарядом и точкой, в которой определяется напряжён
ность ( k = 9 109 Нм2 /Кл2);
jn
εs = – L Δ I/ Δ t – зависимость величины э.д.с. самоиндукции,
формируемой в контуре от скорости изменения силы
тока в контуре;
C = ε ε0 S / d – зависимость электроёмкости конденсатора от
площади пластин и расстояния между ними и т.п.
Схема 5
Прямо и обратно пропорциональная зависимость
~ = где = сonst – коэффициент пропорциональности
1. Каркас формулировки: прямо пропорциональна О и обратно пропорциональна D. 2. Физический смысл константы пропорциональности: - физическая величина, численно равная , если О = 1 и D = 1. 3. Наименование единицы величины константы пропорциональности: [ ] [ D ] [ ] = ¾¾¾ [ о ] 4. Единица величины константы пропорциональности равна : 1[ ] 1[ D ] 1 [ ] = ¾¾¾ 1[о] 5.Графическое выражение закона: прямо ~ обратно ~
Работа с графиком: · График зависимости от О линейный; · график зависимости от – гипербола. · не зависит от
|
|
В таблице 5 приведены формулы, которые учитель использует для тренинга учащихся и контроля уровня сформированности понятий о законах такой формы записи и о ФВ П типа –константах пропорциональности в законах.
Таблица 5. Формулы законов и закономерностей к схеме №5, константы пропорциональности – ФВ типа П
К схеме №5 m1 m 2 F = G --------- – закон всемирного тяготения, где G = 6,6 10 -11 r 2 Нм2/кг2. q 1 q 2 F = k ------------- – закон Кулона , где k = 9 10 9 Нм 2/Кл2, r 2 I 1 I 2 F0 = k ------ – закон Ампера, где k = F = 2 10 -7 Нм/А2. r q φ = k ---- – потенциал точечного заряда, где k = F = 9 10 9Нм/2Кл2. r |
Наблюдения показали: использование фреймовых схем № 1-5 способствует формированию специфических речевых умений, повышению эффективности обучения: учащиеся перестают бояться формул, они "проговаривают" любую формулу и свободно раскрывают их физический смысл.
В результате работы со схемами №4 и №5 у учащихся формируются следующие умения:
1. Формулировать закон (закономерность).
2. Определять физический смысл константы пропорциональности.
3. Определять наименование единицы величины константы пропорциональности и единицу величины константы пропорциональности в системе Си.
5. Изображать графики, отражающие закон (закономерности).
6. Объяснять математический смысл константы пропорциональности в законе, от каких параметров не может, а от каких может зависеть константа пропорциональности.
7. Самостоятельно применять умения к незнакомой ситуации.
По схемам 1-5 легко установить уровни усвоения понятий о ФВ 1 и 2-го типов и оценить учащихся по 5 –и балльной системе (рис.7)
Низкий · Знание формулы, · знание ФВ, входящих в формулу, их названий Оценка 2 | Средний · знанием формулы · Определение ФВ · единицы её измерения. Проговаривание этапов 1-4 (без графиков в схемах 4 и 5 и их ояснений ) Оценка 3 | Выше среднего · характеризуется тем, что ФВ воспринимают как системный объект: проговаривание этапов схем 1-5 (включая построение графика без его объяснения) Оценка 4 | Высокий уровень · характеризуется тем, что ФВ воспринимают как системный объект проговаривает все этапы схем 1-6, включая постро-ение графика закономерности (закона) и объяснение графиков Оценка 5 |
Рис. 7. Оценка усвоения знаний о ФВ
Педагогический эксперимент, проводимый в ряде школ г. Ульяновска и УлГУв 2002-2004 гг. (общее число респондентов около 700) показал, что, обученность формулированию ФВ и законов и пониманию их физического смысла больше в разы (2-3 раза), а обученность в формулировании и раскрытии физического смысла констант пропорциональности в законах больше в десятки раз при использовании фреймового метода в экспериментальных группах по сравнению с контрольными группами, где фреймовые схемы не применялись ( Гурина, 2007,2008, 2009).
Библиографический список
1. Болсун ,А.И., Вольштейн, С.Л. Единицы физических величин в школе. Кн. Для учителя. – Мн.: Нар. Асвета, 1883. – 95 с.
2. Гурина Р.В. Подготовка учащихся физико-математических классов к будущей профессилнальной деятельности в области физики: монография.- Ульяновск: ЗАО «МДЦ», 2009. – 394 с.
3. Гурина, Р.В., Ларина Т.В. Теоретические основы и реализация фреймового подхода в обучении: моногр.: в 2ч. Ч.II. Естественнонаучная область знаний: физика, астрономия, математика/ Под ред. Р.В. Гуриной. – Ульяновск: УлГУ, 2008. -264 с.
4. Гурина, Р.В., Соколова, Е.Е., Литвинко, О.А. Фреймовые опоры. Методическое пособие. / Под. ред. Р.В. Гуриной. М.: Народное образование; НИИ школьных технологий, 2007. – 96 с.
5. Коган, И.Ш. Системы физических величин и системы их единиц – независимые друг от друга понятия – http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/8792.html
6. Кубрякова, Е.С., Демьянков, В.В., Панкрац, Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов; Под общ. ред. Е.С. Кубряковой. – М.: Филологич. фак-т МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996. – 245 с.
7. Кудрявцев, П.С. Курс истории физики: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по физ. спец..– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 448 с.
8. Кабардин, О.Ф. Физика: Учеб. пособие для учащихся. –4-е изд. –М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.»,1996. – 367 с.
9. Кузьмина, Е.С. Имплицидная предикативность научного текста: Монография. – М.: Изд-во РУДН, 2002. – 200 с.
10. Лотте, Д.С. Основы построения научно-технической терминологии. – М., 1961.
11. Мякишев, Г.Я. , Буховцев, Б.Б. Физика: Учебник для 10 класса средней школы. – 3-е изд. М. «Просвещение», 1994. – 222 с.
12. Методика преподавания физики в 8-10 классах средней школы. Ч.1. / В.П. Орехов, А.А. Усова, И.К. Турышев и др.; под ред. В.П. Орехова и А.В. Усовой. – М.: Просвещение, 1980. – 320 с.
13. Ожегов С. И.,. Шведова Н. Ю “Толковый словарь русского языка”. – М., Азбуковник, 1997.
14. Современный словарь по педагогике /Сост. Рапацевич Е.С. – Минск: Современное слово, 2001. – 928 с.
15. Теория и методика обучения физике в школе.Общие вопросы: Учеб пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Завед// С. Е. Каменецкий, Н.Е. Важеевская, и др.; под ред С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 368 с.
16. Усова, А.В. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся научных понятий. Учебное пособие к спецкурсу. – Челябинск.: ЧГПИ, 1986. –84 с.
17. Усова А.В. Теория и методика обучения физике в средней школе. – М.: Высшая школа, 2005. – 303 с.
18. Формирование понятий о физических величинах в курсе физики первой ступени: методические рекомендации для учителей физики средней школы. – Челябинск: ЧГПИ, 1983. – 22 с.
19. Ясюкова, Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST). Методическое руководство.–Спб.: «ИМАТОН», 2002. – 80 с.
Лекция 2. Стали и чугуны. Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Цветные металлы и сплавы. Полимеры.