Задание
Прочтите статью (на ваш выбор) из любого педагогического журнала или педагогической газеты и самостоятельно составьте аннотацию. В случае затруднения можно обратиться к речевым стандартам, приведенным ниже.
Статья (работа) опубликована (помещена, напечатана) в журнале (газете)...
Монография вышла в свет в издательстве...
Статья посвящена вопросу (теме, проблеме)...
Статья представляет собой обобщение (обзор, изложение, анализ, описание — указать чего?)...
Автор ставит (освещает) следующие проблемы (останавливается на следующих проблемах, касается следующих вопросов)...
В статье рассматривается (затрагивается, обобщается — что?)...; говорится (о чем?)...; дается оценка (анализ, обобщение — чего?)...; представлена точка зрения (на что?)...; поставлен вопрос (о чем?)...
Статья адресована...; предназначена (кому?)...; может быть использована (кем?)...; представляет интерес (для кого?)...
Составление плана информационного текста.План текста — это самая краткая запись его содержания, порой он может состоять из трех-четырех простых предложений. План отражает последовательность изложения текста, помогает сосредоточиться на главном при длительной работе над источником. С помощью плана очень легко восстановить в памяти большой объем печатного материала. Умение составлять план текста способствует развитию логического мышления; формированию навыка четко формулировать и последовательно излагать собственные мысли. Кроме того, план помогает составлять другие виды краткой записи текста, например конспекты и тезисы, а также способствует организации самоконтроля.
Удачно составленный план свидетельствует об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.
Типы планов: вопросный, назывной, тезисный, план-опорная схема [8, с. 41]. Каждый из этих планов по-своему фиксирует информативные центры текста.
При составлении вопросного плана использует вопросительные слова (каков? каковы? что такое? и т.д.).
Тезис обычно совпадает с информационным центром абзаца. Выделяют тезисы номинативного строя, состоящие из'назывных предложений, и тезисы глагольного строя, состоящие из предложений со сказуемыми. План, в котором действие обозначают существительным (например, «Подготовка материала к реферату»), — назывной, а если действие обозначено глаголом в неопределенной форме (например, «Подготовить материал к реферату») — тезисный.
План-опорная схема состоит из смысловых опор. Такими опорами могут быть схемы и ключевые слова, отражающие основное содержание текста. Например, на основе текста книги С. В. Поповой «Формирование музыкального кругозора подростка на уроке музыки и внеклассных занятиях» (М., 1988) можно составить план-опорную схему (см. схему).
Последовательность действий при составлении плана:
1. Прочесть весь текст, чтобы осмыслить его в целом.
2. При повторном чтении определить и отметить в тексте смыс
ловые границы, т. е. те места, где кончается одна мысль и начина
ется другая.
3. Каждому выделенному фрагменту дать название, которое и
будет пунктом плана.
4. Просмотреть текст еще раз, чтобы убедиться в правильности
установления границ смены мыслей и точности формулировок.
Формулирование пунктов плана.При составлении заголовков к отдельным частям текста (пунктов плана) нужно помнить, что пункт плана не раскрывает содержание, а только называет какой-либо отрывок текста. Поэтому наиболее приемлемы форму-
Схема
КОМПОНЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГОЗОРА ПОДРОСТКОВ
Музыкальные интересы |
Потребность в музыкальном самообразовании |
Музыкальные занятия
I
Общие |
Конкретные |
Склонности |
Увлечения |
Критерии оценки музыкальных произведений
лировки в виде кратких и емких назывных предложений. Однако на практике это не всегда удается сделать. В случае необходимости можно пользоваться свободной или смешанной формой плана, тогда допускаются назывные, вопросительные, восклицательные предложения и цитаты из текста. Но основное место все же нужно отводить назывным предложениям.
Следует помнить, что работа над составлением плана не самоцель, а средство проникновения в содержание текста.