Функции и типовые профессиональные задачи учителя физики

Функции учителя физики (основные направления деятельности по организации учебно-воспитательного процесса) иллюстрированы на схемах рис 1 и в таблице 1.

                       
 
I Учитель физики
 
II член методического объединения учителей физики района
 
III заведывание кабинетом физики
 
IV руководство кружком
 
V классный руководитель
 
VI администратор    
 

           

 

 


Рис. 1 Функции учителя физики .

 

Подробная информация о каждой функции содержится в таблице 1

Табл. 1. Функции учителя физики

Функции учителя физики Содержание деятельности  
В качестве учителя физики · Организация учебного процесса для достижения целей обучения, заданных государственным образовательным стандартом общего образования (ГОС ОО) по физике и выбранной программой курса физики · Организация уроков физики, элективных курсов, факультативов, спецпрактикума. · Разработка дидактических средств, в том числе на основе учебных электронных изданий.
В качестве члена методического объединения · Постановка и решение научно-методических задач, вытекающих из практики работы учебного заведения. · Разработка элективных курсов.  
В качестве заведующего кабинета · Приобретение, хранение в определенном тематическом порядке учебного оборудования, ТСО и средств новых информационных технологий. · Организация его эксплуатации.
Как руководителя кружка · Формирование профессиональных планов. · Удовлетворение познавательных интересов.  
В качестве классного руководителя · Воспитатель, психотерапевт, управленец, хозяйственник, духовный наставник, завхоз. · Работа с родителями учащихся  
Как администратора Ведение и оформление документации, фиксирующей организацию учебного процесса (классного журнала, оформление аттестатов и пр.). Разработка программ и тематических планов, контрольно-измерительных материалов. Подготовка отчетов о работе. Руководство какой-либо структурой (курсами, ассоциациями и пр.); совмещение с административной должностью (директора, завуча); мониторинг обученности физике.

 

Типовая задача учителя – задача, наиболее часто встречающаяся в жизни и сформулированная в общем виде.Учитель физики в процессе деятельности выполняет следующие типовые задачи (см. табл. 2) (Прояненкова, Л.А, 2009)

 

Таблица 2 . Профессиональные типовые учебныезадачи учителя физики

Учебные задачи учителя и содержание деятельности по их реализации
1. Подготовка к преподаванию школьного курса физики по темам 1. Разработка годового плана. 2. Разработка тематического и календарного планов. 3. Разработка системы учебного эксперимента по каждой теме. 4. Организация физического практикума 5. Разработка системы физических задач по каждой теме. 6. Разработка системы контрольно-измерительных средств по теме.
2.Разработка и проведение уроков разных типов, на которых у учащихся формируются: 1. Система знаний и как результат освоения - физическая картина мира 2. Умения по систематизации элементов знаний; 3. Умения в решении физических задач; 4. Экспериментальные умения; 5. Научное мировоззрение; 6. Понятийное, системное, логическое, творческое мышления; 7. Методологические знания и умения (о методах получения физических знаний разных типов на эмпирическом и теоретическом уровнях познания). 8. Разработка и проведение индивидуальных занятий с учащимися, имеющими отставание в изучении программного материала
3. Организация внеклассных мероприятий по предмету · Подготовка учащихся к предметным олимпиадам и турнирам · Организация работы предметного кружка 4. Организация мероприятий как КР: · воспитательных мероприятий с классом в школе и вне школы; · взаимодействия с родителями для достижения целей обучения и воспитания учащихся · участие в школьных обязательных мероприятиях

 

Ниже рассмотрим деятельность учителя по решению некоторых важных профессиональных задач.

2. Организация факультативных занятий по физике

Факультативные занятия (ФЗ) были введены и практику работы школ в 1966 г. для углубления знаний учащихся по физико-математическим, естественным и гуманитарным наукам, а также для развития разносторонних способностей и интересов учащихся. Их введение было связано в определенной степени осознанием необходимости осуществления дифференцированного подхода к учащимся, решения задачи развития их склонностей, способностей и интересов. По существу в то время, ФЗ являлись единственной формой дифференцированного обучения. В настоящее время ФЗ проводятся в школе в условиях профильного обучения наряду с другими формами дифференцированного обучения. Часы на их проведение входят в варьируемую часть базисного учебного плана, в его школьный компонент. О востребованности ФЗ в условиях профильной школы свидетельствуют следующие цифры:

интерес к физико-математическим дисциплинам у 80% выпускников профильных физматклассов (ФМК) возникает уже в среднем звене школы, а у тех, кто закончил «обычные» классы этот интерес возникает в старшем звене школы (60%); выбор профессии выпускники ФМК делают до 10 класса (40%) и в старшем звене школы (60%), а выпускники «обычных» классов – 100% – только в старшем звене. 70% выпускников ФМК делают выбор специальности в 11-х классах, а большинство выпускников «обычных» классов – 80% – в приемной комиссии (Гурина, 2009).

Значение ФЗ состоит в том, что они позволяют:

• удовлетворять интересы учащихся в различных направлениях, развивать склонности и способности учащихся в соответствии с их интересами;

• расширять кругозор учащихся, повышать их культурный уровень;

• повышать мотивацию к получению знаний

• готовить учащихся к продолжению образования в вузе;

• развивать творческие способности учащихся, их самостоятельность;

• знакомить учащихся с современными достижениями науки и техники;

• формировать у учащихся методологические и коммуникативные умения в процессе подготовки докладов, рефератов;

• способствовать профессиональной ориентации учащихся а для части учащихся осуществить выбор профессии;

• умение работать с научной и информацией и дополнительной литературой;

• умение работать в группе по интересам.

 

На сегодняшний день разработана система факультативных курсов, в которой условно можно выделить три группы:

1. Курсы повышенного уровня, тесно связанные с основным курсом физики. Их цель - углубить знания, полученные учащимися на уроках.

2. Курсы прикладной физики, направленные расширение программы изучения физики, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими достижениями физической науки и применениями их в технике, развитие их интереса и совре­менным технологиям (курс по нанотехнологиям, ускорителям элементарных частиц и т.п.).

3. Спецкурсы, на которых сверх школьной программы изучаются некоторые разделы физики и астрономии, играющие важную роль в форми­ровании у учащихся научного мировоззрения (космология, внегалактическая астрономия и т.п). Цель этих курсов – расширение кругозора учащихся, а также компенсировать отсутствие некоторых важных тем в программе основного курса.

ФЗ проводятся по специальным программам, утвержденным Министерством образования и содержатся в сборниках программ. Помимо этого, учителю дано право работать по собственной программе, которая должна быть утверждена администрацией школы.

К спецкурсам по физике и астрономии, а также интегрированным курсам относятся: «Оптика» (VII или VIII класс), «Элементы кибернетики» (VIII класс), «Физика и компьютер» (IX класс), «Земля во Вселенной» (VII-VIII классы), «Основы космонавтики» (X класс), «Физика космоса» (XI класс), «Строение и свойства вещества» (X класс), «Техника и окружающая среда» (X класс), «Методы решения физических задач» (XI класс), «Эволюция есте­ственнонаучной картины мира» (XI класс). Программы этих курсов опубликованы и утверждены Министерством образования. Факультативные курсы «Оптика» и «Физика космоса» обеспечены учебными пособиями для учащихся.

Например, задачей курса «Эволюция ес­тественнонаучной картины мира» является формирование у учащихся целостных представлений о природе и обществе, убеждения в том, что в основе многообразных явлений лежат единые принципы. Программа этого курса согласована с программой основных курсов физики, химии, биологии, астрономии, обществоведения.

Спецкурс «Космология и теория гравитации» (Гурина Р.В., ) направлен на формирование у учащихся глобального космического мышления, получение знаний об эволюции Вселенной.

Минимальная наполняемость группы, с которой могут проводиться ФЗ, - 10 человек. Основными принципами отбора содержания факультативных курсов по физике являются:

• связь факультатива с основным курсом;

• научность, отражение в содержании факультативных курсов фундаментальных физических законов и принципов;

• осуществление межпредметных связей;

• реализация принципа политехнизма.

Ч/-

Методы, формы и средства обучения на ФЗ по физике

Формами обучения учащихся на ФЗ являются традиционные формы: лекции (по теоретическим вопросам и носят ориентировочный, установочный характер.); семинарские занятия (посвящаются обсуждению теоретических вопросов, их более глубокой проработке); лабораторные фронтальные работы.

Новыми необычными видами ФЗ являются практикум по решению физических задач (ПРЗ) и лабораторный физический практикум (ЛФП) (по ЛФП см. лекцию. 9). ПРЗ проводится, начиная с IX класса, в виде серии уроков решения задач по крупной теме. Например, после изучения кинематики, или динамики, или законов сохранения. На занятиях по ПРЗ появляется возможность решать комбинированные и олимпиадные задачи. Этим практикум по решению задач отличается от уроков решения задач при изучении основного курса физики. В некоторых специализированных ФМК занятия ПРЗ и ЛФП проводятся еженедельно.

В практикуме можно поставить работы, разные по уровню сложности, по характеру деятельности учащихся, по характеру управления их деятельностью (от детальных алгоритмов до кратких указаний и формулировки познавательной задачи). Соответственно в описаниях работ могут быть выделены три уровня деятельноси учащихся:

Тематика работ практикума достаточно разнообразна. Можно выделить пять групп работ:

1. работы, в которых проверяются важнейшие законы и закономерности физики, например «Исследование законов фотоэффекта»;

2. работы, при выполнении которых учащиеся знакомятся с методами измерений физических величин, например «Измерение коэффициента поверхностного натяжения разными методами», «Измерение ЭДС элемента мостовым методом» и т.д.;

3. работы, задачами которых является исследование различных процессов, например «Исследование движения тел в поле тяготения Земли» и др;

4. работы, в которых исследуются физико-технические характеристики и параметры материалов, приборов и устройств, например «Определение удельного сопротивления металлов»;

5. работы по физико-техническому моделированию, например сборка автоматических устройств с полупроводниковыми приборами.

 

В практикуме можно поставить работы, разные по уровню сложности, по характеру деятельности учащихся, по характеру управления их деятельностью (от детальных алгоритмов до кратких указаний и формулировки познавательной задачи). Соответственно в описаниях работ могут быть выделены три уровня деятельноси учащихся:

1. В описании подробно описывается алгоритм действий, который должен осуществить учащийся для выполнения задания (алгоритмический уровень деятельности).Роль учителя- интенсивная педагогическая поддержка.

2. Описание содержит указания к заданию, помогающие учащимся самостоятельно выполнять работу. Роль учителя как консультанта.

3. Задание сформулировано в описании в общем виде. Учащийся самостоятельно выполняет задание, сам подбирает оборудование по описанию и вырабатывает алгоритм действий (эвристический уровень деятельности)

3.Внеклассная работа по физике

Внеклассная (внеурочная) работа является обязательной составной частью учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой, учителем. Выделяются три главных направления внеклассной работы — образовательное, конструктивно-техническое и учебно-исследовательское

Внеклассная (внеурочная) работа является обязательной составной частью учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой, учителем.

Главными принципами являются принципы доступности, научности и систематичности, а также принципы развивающего и воспитывающего обучени

На современном этапе развития школы наиболее важными задачами

внеклассной работы являются следующие:

· повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

• всемерное развитие познавательной и творческой активности учащихся;

• усиление практической направленности знаний, формирование у учащихся устойчивых умений и навыков;

• осуществление индивидуализации и дифференциации в работе с детьми;

• всестороннее развитие личности ребенка.

В педагогической и методической литературе различают следующие типы внеклассной работы:

· Индивидуальная работа - дополнительные занятия с отдельными учащимися, отстающими в своей работе от других, а также с учащимися опережающими остальных в развитии в форме руководства проектной деятельностью;

· Групповая работа - систематическая работа, проводимая с с частью учащихся, проявляющих к изучению физики повышенный интерес и направленная на удовлетворение профессиональных и познавательных интересов, приобретение новых знаний и практических умений.

· Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим коллективом ( лекции, вечера и конференции, экскурсии и т.п.):

работа по привитию интереса к физике, к учению вообще и по развитию способностей у всех обучаемых.

Наиболее распространенными формами организации внеклассной работы по-прежнему являются ее традиционные формы - кружки, олимпиады и вечера. Эти виды работы будут подробнее рассмотрены ниже.

Кружки по физике и технике: физический, физико-технический, технический. Наибольшей популярностью в структуре технического творчества пользуется электронное направление (,«Электронная автоматика», «Основы электроники»,«Физика и электронные игры») и др. Устойчивый интерес к этой области электроники вызван внедрением электронных автоматических устройств во все сферы науки, производства и быта. сферы науки, производства и быта.

Вечера и конференции по физике и технике. Главной целью любого вечера является привитие интереса к занятиям физикой, стимулирование учащихся к более глубокому и всестороннему изучению предмета.

Темой вечера (или конференции) могут послужить:

• памятные даты и знаменательные события в науке и техники (День космонавтики» и т.п.);

• крупные достижения науки и техники (напр., нанотехнологии; научные возможности адронного коллайдера и т.п.);

• жизнь и деятельность великих отечественных и зарубежных ученых («Н.И. Лобачевский и Я. Больяй – создатели неэвклидоврй геоиетрии», «Хаббл – человек, открывший взрыв Вселенной и др.)

• отдельные темы или разделы школьной программы («Трение», «Законы сохранения и симметрия»,«Электрические и магнитные поля» и т.п.);

• вопросы, раскрывающие роль физики в жизни человека, развитии техники и прикладных наук («Физика в медицине», «Физика и музыка»,

• вопросы мироздания («Эволюция Вселенной и т.п.).

Конференция (вечер) является итогом работы коллектива. по изучению большого раздела или курса физики в целом в течение всего учебного года.

4. Организация школьных олимпиад по физике

При организации и проведении олимпиад преследуются следующие дидактические и воспитательные цели:

• развитие устойчивого интереса к предмету;

• систематизация и повторение ранее изученного материала;

• развитие у школьников рационального физического мышления;

• воспитание таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности;

оказание помощи учащимся старших классов в выборе профессии Олимпиады по физике проводятся в настоящее время в пять этапов.

I этап - школьные олимпиады. Проводятся они силами учителей в первом полугодии учебного года, и участвовать в них могут все желающие учащиеся.

II этап - районные (городские для небольших городов) олимпиады. Этот

этап проводится в декабре-январе по заданиям, составленным краевыми, областными оргкомитетами, а для Москвы

и Санкт-Петербурга - городскими оргкомитетами.

III этап - краевые, областные (для Москвы и Санкт-Петербурга - городские) олимпиады. Организуют и проводят этот этап областные комитеты в январе-феврале. На основании Положения о проведении Всероссийских олимпиад часть заданий составляется членами оргкомитета областной олимпиады, а другая часть берется из сборника заданий, присланных жюри Всероссийской олимпиады.

IV этап - зональный. Он проводится в марте (в дни школьных

каникул) одновременно в четырех зонах: северо - западной, централь

ной, юго-западной и сибирской. Для этого этапа задачи утверждаются Центральным оргкомитетом Всероссийской олимпиады.

V этап - заключительный. Он проводится в апреле в одном из городов России, и в нем участвуют победители зональных олимпиад - по 7-8 человек от каждого класса. Команды Москвы и Санкт-Петербурга участвуют в заключительном этапе самостоятельно. Победители олимпиады награждаются дипломами I, II и III степеней, похвальными грамотами, ценными подарками и специальными призами (библиотечки по физике и математике, измерительные приборы и др.).

Можно принять следующее определение: олимпиадные задачи -

это задачи повышенной сложности, нестандартные по условию и методам их решения.

Решение таких задач требует от учащихся ясного понимания основных законов физики, творческого умения применять эти законы, развитого ассоциативного мышления, внимания, воли в преодолении трудностей и твердых навыков в решении обычных школьных задач.

К задачам повышенной сложности в основном относят:

• задачи, допускающие различные подходы к их решению;

• задачи, решение которых требует привлечения материала из нескольких разделов курса физики или других учебных предметов (например, астрономии, химии и т.д.);

• задачи с элементами альтернативы;

• задачи, решение которых требует вероятностных рассуждений и введения определенных предположений;

• задачи с представленными в их условии завуалированными данными;

• задачи, в которых обнаруживается противоречие между результатами вычислений и «здравым смыслом» (физические парадоксы и софизмы).

Заключительный этап Всероссийской олимпиады проводят во второй половине апреля, т.е. до завершения прохождения всей программы. Определить победителя можно только после тщательного анализа лучших работ.

В положении о Всероссийских физико-математических олимпиадах предложены следующие критерии оценки знаний:

правильно и исчерпывающе выполненное задание оценивается в 10 баллов; при наличии недочетов в правильно выполненном задании снимаются 2 балла, но в отдельных случаях, при оригинальном решении и незначительности допущенных недостатков, возможно снятие только одного балла; задание, выполненное не до конца, при правильном ходе решения и допущенной ошибке оценивается в 4 балла;

задание, выполненное не до конца, с грубой ошибкой, оценивается в 2 балла; совсем не выполненное задание оценивается в 0 баллов;

задание считается решенным, если оно оценено не менее чем на 6 баллов.

Пример олимпиадной задачи нестандартной по условию: Четыре черепахи находятся в углах квадрата со стороной а. Они начинают двигаться одновременно с постоянной по модулю скоростью v, причём, первая черепаха всё время держит курс на вторую, вторая – на третью, третья – на четвёртую, четвёртая – на первую. Встретятся ли черепахи и, если встретятся, то через какое время? (Ответ: t = а /v)

 

5. Формирование умений и навыков учащихся при обучении физике

Виды умений, навыков и опыта, приобретаемых при обучении физике проиллюстрированы на рис. 2.

 

 

Формирование уменийили приобретение опытапрактической деятельности в процессе обучения физике  
Виды умений и навыков  

 
   
   
1. Общеучебные (внешние)  
   
2. Специфическиев областифизики: · Внутренние -интеллектуальные (изучения теории, решения задач). · Экспериментальные(работы с приборами, компьютером т.д.) · Методологические – выбор и практическое владение методами научного познания. · Информационные – работа со специальной литературой, компьютерное моделирование физических процессов, обработка эксперимента; основы информационной культуры. · Коммуникативные –освоение языка формул, научный стиль речи  
 
   
3. Операциональныеумения (процедурные, уметь как действовать), приобретаемые в тренингах, на практике
Рис. 2. Умения и опыт, приобретаемые учащимися при обучении физике
Опыт исследовательской деятельности: · экспериментальной; · теоретической, · расчётной
(решение задач, курсовые, лабораторные работы)

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

6. Проверка достижений целей обучения физике

6.1.Функции контроля знаний и умений

Выделяются такие дидактические функции контроля знаний и умений: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.

· Сущность контролирующей функции проверки состоит в выявле­нии уровня знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой и соответствующих данному этапу обучения.

· Сущность обучающей функции проверки и учета ЗУНов заключается в том, что ожидание контроля, а затем результаты контроля ЗУНов толкают учащихся на совершенствование проверяемых знаний, умений и навыков, их систематизацию. Во время контроля – зачёта, экзамена, контрольной работы мозг работает с максимальной эффективностью и учащийся начинает глубже понимать материал, особенно после устной беседы с учителем или преподавателем в которой преподаватель выясняет, насколько глубоко учащийся уяснил материал. Задания тестов так составляются (тоже должны носить обучающий характер), чтобы после их выполнения у учащегося наступило прояснение учебного материала.

· Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся по результатам их оцененного учебного труда на ликвидацию пробелов в знаниях и умениях; осуществлении обратной связи с учащимися - информации учителя о достижении цели обучения отдельными учащимися и классом в целом.

· Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности у школьников за свой учебный труд, трудолюбия, дисциплины труда; в формировании черт личности — честности, правдивости, настойчивости, взаимопомощи.

6.2.Определение уровней знаний при их проверке

.Количество уровней должно быть невелико, раскрытие и их конкретизация должны быть посильными для каждого учителя физики без специального обучения. В соответствии с требованиями программы по физике предлагается выделять следующие уровни ЗУНов при проверке достижения целей обучения в VII—XI классах (Оноприенко О.В., 1988).

 

Таблица 3. Уровни освоения знаний учащихся

Уровень и его характеристика Содержание знаний и деятельности учащихся на уровне Характер заданий и средств обучения
I уровень, низший Опора на память: предполагает прямое запоминание отдельных знаний и умений, требуемых программой.   1. Умение описывать устно или письменно физическое явление (например, явление теплопередачи, опыты, иллюстрирующие это явление). 2. Знание отдельных фактов истории физики. 3. Знание названий приборов и области их применения (например, амперметр—прибор для измерения силы тока). 4. Знание буквенных обозначений физических величин (ФВ). 5. Знание условных обозначений приборов, умение их изображать и узнавать на схемах и чертежах. Вид заданий репродуктивный , предполагающий воспроизведение учащимися отдельных знаний и умений. Тестовый контроль ЗУНов
II уровень, средний Воспроизведение учебной информации; узнавание и перенос на новую ситуацию по аналогии. 1. Знание теории, лежащей в основе изучаемого явления, 2. Знание и понимание формулировок физических законов (ФЗ), их математической записи. 3. Знание и понимание определений ФВ 4. Знание единиц ФВ, их определений 5. Понимание принципа действия приборов, умение определять цену деления, пределы измерений, снимать показания. Репродуктивно-рефлекторные задания, выполнение которых возможно не только на основе памяти и на основе осмысливания.  
III уровень, высокий Определяет конечную цель обучения:   1. Умение применять теорию для объяснения некоторых частных явлений 2. Понимание взаимозависимости различных признаков, характеризующих группу однородных явлений (например, зависимость энергии электронов, вылетающих из металла под действием света, от длины волны света). 3. Умение изображать графически взаимосвязь между ФВ, определять характер этой связи. 4. Умение сопровождать ответ экспериментом, подбирать необходимые для этого приборы 5. Умение производить расчет, пользуясь известными формулами. 6. Представление об историческом развитии отдельных разделов физики (например, о развитии представлений о волновой и квантовой природе света). 7. Сформированность «технических приемов» умственной деятельности: умение читать книгу, находить нужные сведения, составлять план ответа и т. п. Эвристические задания

Более простая и менее подробная система критериев степени усвоения знаний учащимися предлагается в учебнике по методике обучения физике (Теория и методика…, 2000). Эти уровни отражают также стадии освоения знания (табл. 4)

 

Таблица 4. Уровни усвоения и стадии освоения знаний

 

Уровни усвоения знания Значение
I низкий II средний III выше среднего IV высокий запоминание знания понимание знания применение знания в знакомой ситуации применение знания в новой ситуации

Критериями эффективности полученных знаний являются: объем усвоенных знаний, системность знаний, осмысленность (понимание материала), действенность и прочность (табл. 5).

 

Табл. 5. Оценка качества полученных знаний

 

Критерии Значение
Объем знаний сумма фактов, правил, понятий, законов, которые должны быть усвоены учащимися.
Системность Понимание учащимся внутренней логики материала. Показатель системности знаний может быть получен из результатов выполненных заданий по выводу формул, получению следствий, по решению логических задач.
Осмысленность Проявляется в правильности и убедительности суждений, умении ответить на видоизмененные вопросы, применить знания к решению задач. Установить уровень осмысленности знаний можно, включив в проверочные работы соответствующие задания на понимание.
Действенностьзнаний Проявляется в умении учащихся переносить знания и виды деятельности на другие области, применять их в разнообразной деятельности.
Прочность знаний Уровень прочности оценивается по объему знаний спустя несколько месяцев после изучения материала (оценка остаточных знаний).

 

 

Уровень знаний учебной группы определяет коэффициент обученности, который определятся следующим образом. Рассчитывается средний балл правильных ответов в группе. Затем определяется коэффициент обученности респондентов по данному вопросу как отношение среднего балла к максимальному количеству баллов:

(2)

6.3.Оценка умений.Определение уровней сформированности умений

Основные критерии сформированости любых умений (по А.В. Усовой) следующие:

1. Полнота сформированности операций, слагающих деятельность, выполнить которую должны научиться учащиеся.

2. Последовательность выполнения операций: насколько она продумана и рациональна.

3. Осознанность сущности операций.

На основании критериев разрабатываются контрольные задания или тесты, выявляющие степень сформированности каждого признака.

Степень полноты операций может быть определена в виде количественного показателя К (1) для каждого учащегося учебной группы по специальному тесту.. По этим показателям определяется среднеарифметическое значение коэффициента полноты выполнения операций:

N

ni

i=1

К = -------- (1)

n N

где ni -число операций, усвоенных i-м учащимся;N – количество учащихся, выполнявших задание; n – количество операций, которое должно быть выполнено.

Если внедряется новая методика и надо проверить её эффективность, вычисляются средние показатели полноты выполнения операций для контрольной группы К к и для экспериментальной группы К э. Далее определяется отношение коэффициентов К э / К к. Если отношение К э / К к .> 1, то считается, что проверяемая методика формирования умений более эффективна по сравнению с традиционной.