Дифференциированный подход в организации спецпрактикума
Современный уровень подготовки учащихся требует развития у них исследовательских навыков работы, что можно осуществить в процессе изучения обучения физике методами лабораторного практикума. Дифференциированный подход с целью осуществления уровневой дифференциации в организации спецпрактикума может осуществляться в направлениях:
· на стадии выполнения эксперимента лабораторной работы учащимся даются задания разного уровня сложности; эти задания дифференцированы и чётко прописаны в методических руководствах;
· на стадии обработки результатов эксперимента даются задания разного уровня сложности; эти задания также дифференцированы и чётко прописаны в методических руководствах; .
Все лабораторные работы условно можно подразделить на 3 категории по уровню сложности заданий и уровню сложности компьютерной обработки:
I.ЛР, в которых требуются ЭУ:
· измерить экспериментально ряд физических параметров;
· по формуле вычислить искомую величину;
· произвести расчёт погрешностей.
К таким работам относятся «Определение длины световой волны с помощью дифракционной решётки», «Определение фокусного расстояния линзы» и др.
II. ЛР, в которых требуются ЭУ:
· измерить экспериментально ряд физических параметров;
· по их значениям построить график исследуемой физической зависимости;
· произвести расчёт погрешностей;
При этом графики могут иметь имеют линейный характер («Изучение закона Ома» «Изучение закона Гука» и др..) или нелинейный характер (степенные, экспоненциальные функции: «Изучение равноускоренного движения с помощью машины Атвуда», «Изучение.поляризации света (закона Малюса)», «Изучение вольтамперной характеристики вакуумного и полупроводникового диодов» и др.
III. ЛР , в которых требуются ЭУ:
· измерить экспериментально ряд физических параметров;
· по их значениям построить график исследуемой нелинейной физической зависимости (параболическая, гиперболическая, экспоненциальная и т.п.);
· аппроксимировать полученную экспериментальную нелинейную зависимость к математической функции (то есть определить, какой формуле подчиняется исследованная экспериментальная кривая) с использованием компьютерных программ;
· произвести расчёт погрешностей.
ЛР первого и второго уровня сложности, как правило, составляют содержание фронтальных лабораторных работ.
ЛР третьего уровня сложности (в основном по исследованию нелинейных зависимостей) приближаются к вузовским.