Ресурсное обеспечение инновационной деятельности
3.1. Правовое обеспечение инновационной деятельности основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам организации этой деятельности, принятых на государственном уровне. К этим актам относятся прежде всего государственные законы и постановления правительства, которые определяют принципы государственного регулирования инновационной деятельности, а также государственные стандарты и различные нормативные документы, принимаемые на разных уровнях управления — региона, отрасли, фирмы.
Правовое обеспечение инновационной деятельности осуществляется по ряду основных направлений:
• правовые вопросы государственного регулирования экономики, в том числе вопросы по приватизации; предпринимательству; финансовой, кредитной и налоговой политике; антимонопольной политике; экономической несостоятельности; внешнеэкономической деятельности и др.;
• правовые вопросы государственного регулирования инновационной деятельности, в том числе вопросы по формам и методам участия государства в управлении инновационной деятельностью, по взаимоотношениям между государством и субъектами инновационной деятельности и др.;
• правовые вопросы государственного регулирования функциональных систем, в том числе вопросы по стандартизации, метрологии, сертификации, защите прав потребителей, управлению качеством товаров, охране труда, охране окружающей среды, ресурсосбережению и др.;
• правовые вопросы внутрифирменного развития, в том числе вопросы по внутрифирменной экономической и инновационной политике; трудовой и технологической дисциплине; материальному и моральному стимулированию труда и др.
3.2. Масштабы, методы и формы финансирования инновационной деятельности могут быть различными в разных странах и определяются проводимой в них государственной инновационной политикой.
В РБ в последние годы намечается тенденция возрастания доли бюджетных затрат и сокращения объемов финансирования за счет других источников.
Национальное собрание Республики Беларусь устанавливает нижнюю границу общих затрат на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в расходной части бюджета, а также долю расходов на финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований.
За счет бюджетных средств финансируют:
фундаментальные и прикладные научные исследования Более высокая доля бюджетного финансирования фундаментальных исследований по гуманитарным наукам – почти 90%, по естественным – около 50%, по сельскохозяйственным – 8%, а по техническим – всего 5%;
выполнение научно-технических программ;
подготовку, повышение квалификации и аттестацию научных кадров;
развитие материально-технической базы научных учреждений и организаций;
работы по договорам о международном научно-техническом сотрудничестве;
исследования и разработки по инновационным проектам;
научно-техническое обеспечение деятельности органов государственного управления;
капитальные вложения, связанные с научной, научно-технической и инновационной деятельностью;
развитие государственной системы научно-технической информации, включая содержание научно-технических библиотек, информационных центров и фондов, подготовку и издание научно-технической и научно-методической литературы (в том числе периодических изданий), проведение научных и научно-практических конференций, семинаров, симпозиумов, выставок и т. п., обеспечение функционирования научно-информационных компьютерных сетей, пропаганду научных и научно-технических знаний;
некоторые социальные затраты (до одного процента ассигнований, выделяемых научным учреждениям, общественным организациям и объединениям ученых на научную, научно-техническую и инновационную деятельность);
экспертизу научно-технических программ и инновационных проектов.
При выполнении прикладных исследований и разработок наряду с бюджетными привлекаются внебюджетные средства. Согласно положению, для выполнения ГППИ в области естественных и технических наук должны использоваться внебюджетные средств в размере не менее 15% от стоимости работ. Доля прикладных исследований в общем объеме финансирования исследований и разработок по техническим наукам также невелика – менее 15%, по естественным – 30%.
Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь осуществляется также за счет средств научных и инновационных фондов: Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (БРФФИ), Белинфонда, отраслевых инновационных фондов.
Научный фонд– некоммерческая организация, финансирующая научную деятельность по результатам открытых конкурсов от имени государства по специальному поручению, от своего имени или от имени физических и (или) юридических лиц, принявших участие в учреждении этого фонда.
Источниками формирования научных фондов являются ассигнования из государственного бюджета, добровольные отчисления заинтересованных министерств, иных республиканских органов государственного управления, предприятий и организаций, граждан, зарубежных фирм и организаций, а также доходы от собственной деятельности фондов. Источниками специальных инновационных фондов являются отчисления предприятий и организаций в размере до одного процента от себестоимости продукции (работ, услуг) с отнесением этих отчислений на себестоимость продукции (работ, услуг).
Размеры финансирования исследований и разработок за счет средств научных и инновационных фондов относительно невелики, но эти фонды имеют важное значение для обеспечения множественности источников (диверсификации) финансирования. Средства выделяются в форме грантов.
Грант – средства, предоставляемые физическим и (или) юридическим лицам в денежной либо натуральной форме для проведения научных исследований на условиях, определяемых договором. Гранты на проведение научных исследований на конкурсной основе помимо БРФФИ выделяют также органы государственного управления, например Министерство образования, высшие учебные заведения, НАН Беларуси, другие научные организации.
Белинфонд способствует развитию инновационного предпринимательства, созданию и освоению новой наукоемкой продукции и новых технологий.
Финансирование Белинфондом или непосредственно ГКНТ инновационных проектов осуществляется преимущественно на возвратной основе и в объеме до половины общей стоимости проекта.
Для обоснования технико-экономических параметров и целесообразности финансирования инновационного проекта заявитель представляет бизнес-план.
Для исследований и разработок предприятия промышленности используют также собственные средства. Научные организации и вузы привлекаются при необходимости для выполнения отдельных частей работ по хозяйственным договорам. Доля средств организаций в общих затратах на исследования и разработки в Республике Беларусь относительно невелика – немногим более 10%. Невелики и иностранные источники финансирования исследований и разработок – около 5%, причем направлены они, как и собственные средства предприятий, преимущественно на исследования и разработки технического профиля. Еще меньше (менее 3%) затраты на исследования и разработки из бюджета Союзного государства, хотя объем этих затрат имеет тенденцию к увеличению.
Структура затрат на технологические инновации в промышленности по источникам финансирования в Республике Беларусь, %
Отношение затрат на исследования и разработки к ВВП страны, к объему продукции, произведенной в отрасли или реализованной отдельным предприятием, принимают в качестве характеристики наукоемкостисоответственно ВВП, продукции отрасли или предприятия и используют для сравнения объемов финансирования исследований и разработок в разных странах, на предприятиях разных отраслей.
Рис. 6. Внутренние затраты на научные исследования и разработки в Республике Беларусь и странах ЕС в 2007 г., в процентах к ВВП [21]
В отраслях, связанных с добычей сырья или использующих преимущественно традиционные технологии, затраты на исследования и разработки не превышают обычно 1% объемов реализации продукции (табл. 2). В отраслях с большими объемами производства (в том числе в автомобилестроении, несмотря на сложность конструкции и высокую конкуренции) и в добывающих отраслях доля затрат на исследования и разработки значительно меньше.
Таблица 2