Http://www.icm.by/_private/methods/mogilev06.html
Лекция 7. Инновационная инфраструктура (2 ч.)
1. Инновационная инфраструктура: назначение, цели, основные элементы.
2. Организационные формы инновационной деятельности.
3. Национальная инновационная инфраструктура Республики Беларусь.
1. Инновационная инфраструктура – это совокупность юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности.
Инновационная инфраструктура является одним из основных элементов национальной инновационной системы – включает в себя совокупность правовых, финансовых, социально-экономических и информационных институтов, характерных для данного государства и оказывающих влияние на условия протекания инновационных процессов.
Конечной целью формирования инновационной инфраструктуры является создание системы хозяйствующих субъектов, способной обеспечить эффективное осуществление инновационной деятельности в интересах всего общества.
Задачами формирования и развития инновационной инфраструктуры являются:
- преодоление спада производства путем структурной перестройки экономики и изменения номенклатуры выпускаемой продукции,
- увеличение конкурентоспособности отечественной продукции и привлекательности национальной экономики,
- сохранение и развитие научно-технического потенциала.
С помощью различных элементов инновационной инфраструктуры решаются такие основные задачи содействия инновационной деятельности, как:
информационное обеспечение,
производственно-технологическая поддержка инновационной деятельности,
задачи сертификации и стандартизации инновационной продукции,
содействие продвижению эффективных разработок и реализации инновационных проектов,
проведение выставок инновационных проектов и продуктов,
оказание консультационной помощи,
подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для инновационной деятельности и другие.
Функции у субъектов инновационной инфраструктуры различны, они зависят от направления деятельности, свойств конкретной инновации, стадии инновационного процесса, целей государственной инновационной политики.
Субъекты инновационной деятельности:
физические и юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие инновационную деятельность на территории Республики Беларусь или выступающие в роли заказчиков;
юридические лица, обеспечивающие обслуживание инновационной деятельности (научно-технологические парки, инновационные центры, центры трансфера технологий, венчурные организации, иные организации, в том числе объединения организаций (ассоциации, союзы).
Инновационная инфраструктура предопределяет темпы (скорость) развития экономики страны и рост благосостояния ее населения. Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности.
Инновационную инфраструктуру можно разложить на составляющие:
1. Правовая инфраструктура:
- комплекс законов об охране объектов интеллектуальной деятельности и защите прав;
- правовые акты, стимулирующие НИОКР в интересах промышленности и регулирующие процессы передачи результатов исследований в сферы их использования;
- комплекс законодательных актов, определяющих условия создания и деятельности институтов поддержки предпринимательского бизнеса;
- правовое обеспечение деятельности малого и среднего бизнеса.
2. Информационная инфраструктура: - справочная, патентная, конъюнктурная, аналитическая, техническая и рекламная информация.
Основные информационные потребности - при решение вопросов, связанных с патентованием новшеств и проведением маркетинговых исследований.
3. Специализированные инновационные центры: бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационные центры, центры поддержки предпринимательства и др.
4. Финансовые институты: банки, инвестиционные институты, индивидуальные инвесторы, венчурные фонды, бюджет и др.
Свойства, которыми должны обладать субъекты инновационной инфраструктуры:
- распределенность по всем регионам в виде инновационно-технологических центров или инжиниринговых фирм, которые на местах могут решать задачи функционально полного инновационного цикла со сдачей объекта инновационной деятельности “под ключ”;
- универсальность, которая позволяет конкурентоспособно обеспечить реализацию инновационного проекта “под ключ” в любой области производственного или обслуживающего секторов экономики;
- профессионализм, который базируется на добросовестном и качественном обслуживании заказчика или потребителя;
- конструктивность, которая обеспечивается ориентацией на конечный результат;
- высокий уровень научно-технического потенциала;
- кадровая обеспеченность, в первую очередь, руководителями инновационных проектов и возможность постоянного обновления и совершенствования персонала инновационной инфраструктуры;
- финансовая обеспеченность (наличие оборотного капитала);
- высокий уровень инструментальных средств, ускоряющих получение конечного результата;
- гибкость, обеспечивающая приспособление инновационной инфраструктуры к изменениям требований рынка и внешней конъюнктуры.
Инновационная инфраструктура предполагает, в первую очередь, наличие в ней специфических рыночно-ориентированных субъектов хозяйствования, таких как технопарки, технополисы, инновационно-технологические центры, а также малые инновационные и венчурные предприятия.
2. Научные организации - относятся научно-исследовательские институты (НИИ) и университеты.
НИИ к середине XX в. они стали основной формой организации научной деятельности. НИИ подразделяются на различные типы по признаку ведомственной принадлежности:
академические (в составе научных академий),
университетские (в составе университетов),
отраслевые,
межотраслевые,
международные.
НИИ состоят из ряда структурных подразделений: лабораторий, отделов, секторов и т. д. Как правило, НИИ имеют исследовательскую или проектную направленность.
Наибольшая поддержка развитию НИОКР в университетах оказывается в США. В Западной Европе университеты рассматриваются в основном как учебные заведения, где научные исследования играют вспомогательную роль.
Как правило, государство всемерно поощряет стремление университетов к укреплению связей с фирмами. Однако фирмы далеко не всегда идут на сближение с университетами. Это объясняется тем, что:
- фирмы стремятся обеспечить секретность работ, которые проводятся в их собственных научных подразделениях,
- сами университеты далеко не всегда заинтересованы в сотрудничестве с фирмами, так как большинство проблем, интересующих фирмы, носят нефундаментальный характер, что не отвечает творческим интересам университетских специалистов.
- существует необходимость соблюдения коммерческой тайны, т.е. фирмы требуют от университетских исполнителей ограничений в публикациях и обмене информацией.
К производственным организациям относятся предприятия (фирмы), занимающиеся производством, а также сбытом произведенной продукции, и различные виды их объединений друг с другом или с организациями других типов (финансовыми, торговыми). Разновидностями таких объединений являются картели, комбинаты, концерны, корпорации, синдикаты, тресты, финансово-промышленные группы и др.
В соответствии с разнообразием форм собственности различают государственные, коллективные и частные фирмы, а также фирмы, основанные на смешанной или совместной (с привлечением отечественного и иностранного капитала) формах собственности.
Кроме того, для решения вопросов материально-технического снабжения и сбыта производственные фирмы пользуются услугами специализированных коммерческих организаций. К таким организациям относятся торговые фирмы, занимающиеся продажей товаров, и биржи, обеспечивающие благоприятные условия для осуществления торговых операций. Также используются услуги торговых посредников (брокеров, дилеров, дистрибьюторов, маклеров), которые занимаются подготовкой и заключением договоров по осуществлению торговых операций.
К малым инновационным фирмам относятся:
• научные (инженерные) фирмы (научная и инженерная деятельность направлена на разработку инновационной продукции);
• производственные фирмы (производственная деятельность направлена на создание инновационной продукции, разработанной другими организациями);
• научно-производственные фирмы (научная и инженерная деятельность направлена на разработку инновационной продукции, производственная деятельность — на создание инновационной продукции, разработанной этой же фирмой).
Основной областью деятельности научно-технических фирм выступает научно-техническая деятельность с низкой материалоемкостью:
- техническое и технологическое проектирование, реклама, переводные услуги, подготовка и предоставление научно-технической информации, экономическая учеба, техническое перевооружение, монтаж, наладка и ремонт оборудования и т. п.
- посредническая деятельность (оказывают услуги по поиску заказчиков, формированию коллектива исполнителей, оформлению договоров, инспектированию работ и т. д.).
Как правило, научно-технические фирмы не имеют собственных технических мощностей и отличаются высокой мобильностью, способностью быстро перестраивать свою работу на решение возникающих у заказчиков проблем. Исходным капиталом таких фирм являются их интеллектуальные ресурсы.
В задачу консультативно-экспертных фирм входит:
- прогнозирование научно-технического развития,
- разработка рекомендаций по структуризации экономики регионов,
- оценка и технико-экономическое обоснование различных научно-технических проектов и программ,
- статистическая обработка и анализ результатов научно-технической и производственной деятельности,
- выработка рекомендаций по подготовке персонала и эффективной организации работ, изучение коммерческих перспектив инноваций и т. п.
Такие фирмы нередко играют роль связующего звена между производителями знаний (научно-исследовательскими организациями) и потребителями знаний (промышленными предприятиями).
Лизинговые фирмы. Лизинг — это специфическая форма финансирования вложений на приобретение оборудования, недвижимого имущества, потребительских товаров длительного пользования и других элементов основного капитала. Лизинг осуществляется при посредничестве специализированных лизинговых фирм, которые приобретают для третьих лиц право собственности на имущество и отдают его в аренду на определенный срок.
Различают оперативный и финансовый лизинг.
Для оперативного лизинга характерны небольшие сроки контракта (до 3—5 лет) и неполная амортизация оборудования за время аренды. После истечения срока контракта оборудование может стать объектом нового контракта или быть возвращено арендодателю. Как правило, такой вид операций предлагают производители оборудования или торговые организации. Для финансового лизинга характерны длительные сроки контракта (до 10—15 лет) и амортизация всей или большей части стоимости оборудования. По истечении срока контракта арендатор может вернуть объект аренды, продлить контракт или заключить новый, а также купить объект лизинга по остаточной стоимости.
Венчурные фирмы — это самостоятельные малые наукоемкие фирмы, занимающаяся инновационной деятельностью, которая учреждается авторами научно-технической идеи и венчурным предпринимателем (частным лицом или специализированной фирмой по производству венчурных предпринимательских услуг) с привлечением венчурного («рискового») капитала от внешних источников.
Более подробно этому вопросу будет посвящена отдельная лекция.
Венчурная деятельность основана на риске. «Какая-либо фирма, банк или просто богатый человек выделяют 50–100 тыс. дол. – это обычная сумма – или даже миллион и не спрашивают, каким образом эти деньги будут потрачены» (А. П. Гришанович - директор нац. иннов. центра). Такая деятельность не свойственна ни нашей плановой экономике, ни нашим предпринимателям, но вызывает большое подозрение у контролирующих органов, поэтому пока еще не нашла применения в Беларуси.
К специализированным инновационным комплексам относятся: инновационные бизнес-инкубаторы, научно-технологические парки и технополисы.
Инновационные бизнес-инкубаторы - организации, которые создаются на основе любой формы собственности и предоставляют начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения в целях оказания этим субъектам помощи в постепенном налаживании и развитии своего бизнеса и приобретения финансовой самостоятельности.
Особенность инновационных инкубаторов заключается в том, что в них деятельность субъектов малого предпринимательства ориентируется на разработку и использование новшеств научно-технического характера.
Инкубаторы являются юридическими лицами. Инкубаторы осуществляют свою деятельность по следующим основным направлениям:
• предоставление в аренду специально оборудованных под офисы и производство помещений субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность;
• предоставление в аренду (долевое использование) офисного оборудования и иного движимого и недвижимого имущества.
• оценка и отбор предпринимательских проектов;
• поиск партнеров, инвесторов и кредиторов;
• информационное обслуживание субъектов малого предпринимательства; проведение маркетинговых исследований;
• оказание консультаций;
• содействие внедрению современных технологий, укреплению связей научно-исследовательских и учебных учреждений с промышленностью;
• подготовка и переподготовка кадров для субъектов малого предпринимательства.
Инкубаторы также могут оказывать финансовую помощь субъектам малого предпринимательства. Имущество инкубаторов формируется за счет следующих основных источников:
• имущества и денежных средств учредителя (учредителей) инкубатора;
• имущества и денежных средств, переданных организациями и учреждениями, оказывающими содействие в создании инкубаторов;
• арендной платы, получаемой от субъектов малого предпринимательства за аренду помещений и иного движимого и недвижимого имущества;
• доходов, полученных от оказания услуг;
• отчислений от прибыли субъектов малого предпринимательства, полученной в результате их хозяйственной деятельности, если это предусмотрено договором;
• добровольных отчислений юридических и физических лиц.
Часть прибыли инкубаторов, оставшейся после внесения обязательных платежей, направляется на поддержку и развитие субъектов малого предпринимательства.
Инкубаторы типа инновационных центров, получившие распространение в ведущих индустриальных странах в начале 1980-х гг ориентированны преимущественно на нужды мелких «высокотехнологичных» предприятий. Главная задача инновационных центров — соединять идеи и изобретения с капиталом и предпринимателями, привлекать общественные и частные фонды, чтобы обеспечить «стартовый период» новым внедренческим компаниям.
Научно-технологические парки объединения наукоемких фирм (или их подразделений), которые группируются вокруг крупных научных центров — при университетах или научно-исследовательских институтах (НИИ).
Главными задачами парковых структур являются: поддержка развития малых инновационных фирм, коммерциализация результатов научно-технических разработок, ускоренное продвижение инноваций в сферу материального производства, развитие новых идей в области инновационной деятельности.
Основное назначение научных парков — обеспечить органичную связь фундаментальных и прикладных исследований, технопарков — мобилизация материальных и трудовых ресурсов для освоения новых высокотехнологичных производств, создания и развития новых, технически сложных промышленных предприятий.
Первый технопарк появился в США в 1949 г на базе Стэнфордского университета (штат Калифорния). Идея была проста: сдать участок университетской земли в аренду действующим компаниям для размещения там их научно-исследовательских подразделений, которые продолжали бы научные исследования и разработки в области передовых технологий, которые проводились ранее в университетских лабораториях и исследовательских группах. В конце 1970-х гг. технопарки начали создаваться в Западной Европе. Период их интенсивного развития пришелся на 1980-е гг. В 1990-е гг. они получили широкое распространение в большинстве развитых государств мира.
Основные направления деятельности технопарков:
• участие в формировании системы поддержки малых инновационных предприятий;
• участие в разработке и реализации государственных, отраслевых, региональных и международных научно-технических программ и проектов, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выпуск наукоемкой и высокотехнологичной продукции;
• создание банка научно-инновационных предложений и системы передачи инновационных проектов для их промышленного использования;
• активизация научно-технического потенциала региона путем привлечения к этому процессу ученых, научно-технических работников, научных организаций, банков, промышленных предприятий и организация сотрудничества с центральными и местными органами управления;
• организация предпринимательской деятельности в научно-технической сфере с участием профессорско-преподавательского состава, отдельных ученых и специалистов, студентов высших учебных заведений;
• содействие заключению международных контрактов, способствующих выходу наукоемкой продукции на внешний рынок;
• подбор зарубежных партнеров, выбор оптимальных вариантов сотрудничества, создание предприятий с иностранными инвестициями;
• участие в международных программах и выставках, выполнение посреднических и представительских услуг;
• содействие привлечению иностранных инвестиций и технологий;
• обучение инновационному менеджменту, маркетингу наукоемкой продукции, организации ее производства;
• создание дополнительных рабочих мест, в том числе для высококвалифицированных специалистов, научных работников, студентов, аспирантов;
• создание информационной базы, необходимой для проведения научных разработок и проектов;
• содействие в создании малых инновационных предприятий, оказание им научно-технических (консалтинговых, инжиниринговых, лизинговых) и других услуг, юридической помощи и содействие в сертификации их продукции;
• предоставление на договорной основе малым инновационным предприятиям, входящим в состав технопарка, лабораторных и экспериментально-производственных площадей, оборудования для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, офисных, демонстрационных и конференц-помещений;
• анализ, отбор инновационных проектов, оценка коммерческого риска инновационных предложений, маркетинг соответствующих продуктов, поиск партнеров и источников финансирования, содействие в страховании проектов.
Источниками финансирования деятельности технопарка являются:
• доходы от собственной деятельности;
• бюджетные средства, выделяемые в установленном порядке для выполнения проектов и программ;
• денежные и материальные взносы учредителей (участников) технопарка;
• кредиты банков и других кредиторов;
• безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий и физических лиц;
• инвестиции, в том числе зарубежные.
Технопарк требует вложения относительно больших объемов инвестиций в землю и здания, а также на свое оперативное управление и маркетинг. Он должен рассматриваться как долгосрочный проект и даже тогда, когда арендная плата равна рыночной и технопарк не дает быстрой и высокой финансовой отдачи.
Технополис — это специализированный территориально замкнутый научно-производственный комплекс, в котором в единое целое сливаются научно-исследовательская деятельность, наукоемкое производство и подготовка научных, инженерных и рабочих кадров, необходимых для функционирования такого комплекса.
Основными принципами организации технополисов являются:
1) их формирование на базе крупных научных центров;
2) ориентация их деятельности на новейшие наукоемкие технологии;
3) специализация на определенных видах современных производств и отраслей;
4) органичное слияние научного и производственного потенциалов;
5) активное включение и повышение роли малых и средних наукоемких фирм;
6) создание благоприятных для жизни специалистов жилищных, культурно-бытовых и экологических условий.
Необходимые условия эффективного функционирования технополисов — предоставление большой самостоятельности местным органам власти в регионах их размещения и активная поддержка со стороны государства.
Одним из крупнейших технополисов является «Кремниевая долина», расположенная на западном побережье США, в Калифорнии, южнее Сан-Франциско. История бурного роста этого региона началась с основания в конце XIX в. владельцем железнодорожной компании Л. Стэнфордом недалеко от Сан-Франциско университета. В 1940-е гг на базе университета был создан Стэнфордский исследовательский институт, а в 1950-е гг — первый научно-технологический парк. В 1960-е гг. на территории парка уже располагалось 25 высокотехнологичных фирм. В середине 1980-х гг здесь стали функционировать еще 36 аналогичных парков, в которых размещались сотни различных фирм. Бурный рост высокотехнологичной промышленности в зоне «Кремниевой долины» вызвал волну создания подобных зон как в самих США, так и во всем мире.
Центры трансфера технологий создаются с целью активизации инновационной деятельности путем реализации механизма трансфера технологий — процесса передачи технологий из сферы разработки в сферу практического использования.
Основное содержание работы центров трансфера технологий составляет информационное обеспечение инновационной деятельности и активизация обмена инновациями между их разработчиками (научными центрами) и потребителями (промышленными предприятиями) (табл.).
Центры трансфера технологий могут быть самостоятельными организациями (например, малые инновационные фирмы), а также входить в структуру других организаций, в частности технопарков.
«Легенда об особой роли мелких форм в экономике, а тем более в техническом прогрессе, основана на их адаптационных возможностях, их способности к быстрым имитациям. Надо различать инновации, создание новых изделий и технологий, и имитацию – распространение уже найденного технологического принципа и разработанной схемы, возможно, с частичными усовершенствованиями и приспособлением к новым сферам применения… Инновации доступны только крупным, финансово независимым организациям» (С. П. Ткачев).
3.
На сегодняшний день в республике действуют следующие элементы инновационной инфраструктуры:
· Парк высоких технологий (специализация – ITиндустрия и сопутствующие отрасли)
·Научно – технологические парки (технопарки) – 10 организаций, позиционирующих себя в качестве технопарков, 3 из которых имеют соответствующий статус, присвоенный ГКНТ (в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 года № 1)
· Белорусский инновационный фонд
· Бизнес инкубаторы (в том числе специализирующиеся на поддержке инновационных предприятий) – 9
· Центры трансфера технологий (включая Республиканский центр трансфера технологий и его региональные представительства, а также организации, с которыми заключены соответствующие соглашения о сотрудничестве) – 24
· Инновационные центры – 5
· Научно-производственные (научно-практические) центры – 56
· Информационные и маркетинговые центры – 10
· Научно-технические библиотеки (включая заводские) – 476
Потребителями услуг, предоставляемых перечисленными элементами инновационной инфраструктуры, являются 318 инновационно-активных предприятий.