Авторитарный стиль управления
Основывается на отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности организации.
При этом руководитель определяет не только содержание заданий, но и конкретные способы их выполнения, отдает предпочтение наказаниям, жесткому тону, официальному характеру отношений.
Применение этих методов эффективно тогда, когда подчиненные полностью находятся во власти руководителя (на военной службе) или безгра-нично ему доверяют (как актеры режиссеру или спортсмены - тренеру). В доперестроечный период начальник АПУ (СГПП «Фармация») применял авторитарный стиль руководства по отношению к подведомственным аптекам.
Для авторитарного руководителя характерно следующее:
обладает достаточным объёмом власти, чтобы навязать свою волю исполнителям;
в случае необходимости без колебаний навязывает свою волю исполнителям;
максимально централизует полномочия;
структурирует работу подчинённых;
почти не даёт исполнителям свободы при принятии решений;
намеренно апеллирует к потребностям персонала более низкого уровня;
оказывая психологическое давление, как правило, использует угрозы;
авторитарный или автократичный руководитель навязывает свою волю подчиненным путем принуждения, вознаграждения или ссылки на традицию (т. е. использует соответственно власть основную на принуждении, вознаграждении и традициях).
Руководителя-автократа отличает чрезмерная централизация власти, предпочтение административных методов управления, единоличное решение большинства вопросов без предварительного обсуждения в коллективе, сознательное ограничение контактов с подчиненными, монополия на информацию, нетерпимость к чужому мнению.
Американский психолог Мак-Грегори в процессе анализа производственной деятельности людей сформировал две теории – «Х» и «У».
Теория «Х» объясняет природу авторитарного стиля управления и его эксплуататорской разновидности.
Согласно этой теории:
1. Люди изначально не любят трудиться.
2. У людей нет честолюбия, стараются избавиться от ответственности, предпочитают, чтобы ими руководили.
3. Больше всего люди хотят защищенности.
4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
На основании вышесказанного автократ как можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решении. Автократ плотно руководит всей работой в пределах его компетентности; чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать.
Если автократ вместо негативного принуждения использует вознаграж-дение, то он получает название «благосклонного» автократа и проявляет активную заботу о настроении и благополучии подчиненных. Но автократ всегда сохраняет за собой фактическую власть принимать и исполнять решения.
3.2. Демократический стиль управления
предполагает, что руководитель доверяет подчиненным, интересуется их мнением по большинству решаемых проблем, дает возможность их обсуждать, прислушивается к советам, поддерживает с ними полуофи-циальные отношения.
Это современные методы руководства. Эти методы управления приемлемы в современной аптеке и используются директорами аптек. Демократичный руководитель позволяет подчиненным участвовать в принятии решений.
Для демократичного руководителя характерно:
высокая степень децентрализации полномочий;
персонал принимает активное участие в принятии решений;
персоналу предоставлена свобода в выполнении заданий;
контроль исполнения осуществляется на основании полученного результата, в ходе выполнения может не осуществляться;
цели и задачи своей работы каждый исполнитель определяет сам на основании целей организации;
апеллирует к потребностям персонала более высокого уровня: в принадлежности, в самоуважении и самовыражении;
много времени тратит не на контроль, а на то, чтобы увязать личные интересы персонала с целями организации и обеспечить их ресурсами;
делает обязанности персонала более привлекательными, создавая атмосферу открытости, доверия, персональной мотивации.
Организации, в которых доминирует демократический стиль управления, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений, создании таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательным, достижение при этом успеха - служит вознаграждением.
Представление демократичного руководителя о работниках отличается от представлений автократичного руководителя. Мак-Грегор назвал их «теорией Y».
Согласно «теории Y»:
1. Труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.
2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.
3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.
4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
Благодаря этим предположениям, демократичный руководитель предпочитает такие механизмы, влияние которых апеллирует к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии, самовыражении.
Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий.