Авторитарный стиль управления

 

Основывается на отдаче подчиненным в приказной форме рас­поряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности организации.

При этом руководитель определяет не только содержание зада­ний, но и конкретные способы их выполнения, отдает предпочтение наказаниям, жесткому тону, официальному характеру отношений.

Применение этих методов эффективно тогда, когда подчинен­ные полностью находятся во власти руководителя (на военной служ­бе) или безгра-нично ему доверяют (как актеры режиссеру или спортсмены - тренеру). В доперестроечный период начальник АПУ (СГПП «Фармация») применял авторитарный стиль руководства по отно­шению к подведомственным аптекам.

Для авторитарного руководителя характерно следующее:

обладает достаточным объёмом власти, чтобы навязать свою волю исполнителям;

в случае необходимости без колебаний навязывает свою волю исполнителям;

максимально централизует полномочия;

структурирует работу подчинённых;

почти не даёт исполнителям свободы при принятии решений;

намеренно апеллирует к потребностям персонала более низкого уровня;

оказывая психологическое давление, как правило, использует угрозы;

авторитарный или автократичный руководитель навязывает свою волю подчиненным путем принуждения, вознаграждения или ссыл­ки на традицию (т. е. использует соответственно власть основную на принуждении, вознаграждении и традициях).

 

Руководителя-автократа отличает чрезмерная централизация власти, предпочтение административных методов управления, единоличное решение большинства вопросов без предварительного обсуждения в коллективе, сознательное ограничение контактов с подчиненными, монополия на информацию, нетерпимость к чужому мнению.

 

 

Американский психолог Мак-Грегори в процессе анализа производственной деятельности людей сформировал две теории – «Х» и «У».

Теория «Х» объясняет природу авторитарного стиля управления и его эксплуататорской разновидности.

 

Согласно этой теории:

1. Люди изначально не любят трудиться.

2. У людей нет честолюбия, стараются избавиться от ответст­венности, предпочитают, чтобы ими руководили.

3. Больше всего люди хотят защищенности.

4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

На основании вышесказанного автократ как можно больше цен­трализует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решении. Автократ плотно руково­дит всей работой в пределах его компетентности; чтобы обеспе­чить выполнение работы, может оказывать психологическое дав­ление, как правило, угрожать.

Если автократ вместо негативного принуждения использует воз­награж-дение, то он получает название «благосклонного» автократа и проявляет активную заботу о настроении и благополучии подчи­ненных. Но автократ всегда сохраняет за собой фактическую власть при­нимать и исполнять решения.

 

3.2. Демократический стиль управления

 

предполагает, что руководитель доверяет подчиненным, инте­ресуется их мнением по большинству решаемых проблем, дает возможность их обсуждать, прислушивается к советам, поддержи­вает с ними полуофи-циальные отношения.

Это современные мето­ды руководства. Эти методы управления приемлемы в современ­ной аптеке и используются директорами аптек. Демократичный руководитель позволяет подчиненным уча­ствовать в принятии решений.

Для демократичного руководителя характерно:

высокая степень децентрализации полномочий;

персонал принимает активное участие в принятии решений;

персоналу предоставлена свобода в выполнении заданий;

контроль исполнения осуществляется на основании полученного результата, в ходе выполнения может не осуществляться;

цели и задачи своей работы каждый исполнитель определяет сам на основании целей организации;

апеллирует к потребностям персонала более высокого уровня: в принадлежности, в самоуважении и самовыражении;

много времени тратит не на контроль, а на то, чтобы увязать личные интересы персонала с целями организации и обеспечить их ресурсами;

делает обязанности персонала более привлекательными, создавая атмосферу открытости, доверия, персональной мотивации.

 

Организации, в которых доминирует демократический стиль уп­равления, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений, создании таких условий, при которых выполнение служебных обя­занностей оказывается для них привлекательным, достижение при этом успеха - служит вознаграждением.

 

Представление демократичного руководителя о работниках от­личается от представлений автократичного руководителя. Мак-Грегор назвал их «теорией Y».

Согласно «теории Y»:

1. Труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стре­миться к ней.

2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.

3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.

4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека использу­ется лишь частично.

Благодаря этим предположениям, демократичный руководитель предпочитает такие механизмы, влияние которых апеллирует к по­требностям более высокого уровня: потребности в принадлежнос­ти, высокой цели, автономии, самовыражении.

Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным. Подчиненные принимают активное участие в при­нятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении за­даний.