Государственный механизм и суверенитет страны

Механизм государства – это система органов, осуществляющих управление обществом и реализующих основные направления государственной деятельности. В государственной механизм входят органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения «армия, внутренние войска, тюрьма». Системный характер механизма государства означает, что государственные органы взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Между ними существуют вертикальные, горизонтальные и контрольные связи. Вертикальные связи – это иерархические связи, в основе которых лежит подчинение одних органов другим. Этот вид связи обеспечивает прямое и обратное общение между вышестоящими и нижестоящими органами. Нарушение вертикальных связей ведет к разрушению механизма государства, и, в конечном счете, – к угрозе существования самого государства. Горизонтальными связями называются связи между государственными органами, не подчиненными друг другу, в основе которых лежит координация действий для выполнения общих задач. Контрольные связи – это связи между контрольно-надзорными и поднадзорными органами, обусловленные надзором за соблюдением и исполнением законов и иных решений иерархически высших органов.

Как мы уже отмечали выше, что основным характеризующим качеством государства является его суверенитет. Поэтому подробнее необходимо остановится на этом. Суверенитет «от французского souverainete – верховная

власть» - верховенство и независимость власти. В науке конституционного права различаются несколько его видов: Государственный – верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая подчинение властям иностранных государств, в т.ч. в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета; Национальный – полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая, прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до образования собственного государства; Народный – полновластие народа, т.е. обладание социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Данный суверенитет является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах.

Одним из важнейших принципов международного права, составляющий основу современных отношений является - суверенное равенство государств. Наиболее полно данный принцип отражен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 года. Согласно этой Декларации понятие суверенного равенства включает следующие элементы: государства юридически равны; каждое государство: пользуется правами, присущими полному суверенитету; обязано уважать правосубъектность других государств; имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами; территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны.

Большое значение имеют права, которыми обладают суверенные «независимые» государства. Например: право на самостоятельное определение своего внутреннего политического и социально-экономического устройства, заключение международных соглашений, представление территориального убежища и другое. Юридическое равенство государств не означает их фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Одним из примеров этого является особое положение постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Защита Российской Федерации и ее государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной – Вооруженными силами Российской Федерации, Пограничной службой ФСБ Российской Федерации, которые защищают ее государственные интересы и целостную территорию; дипломатической – Президентом России и Правительством России, государственными органами, которые руководят различными отраслями управления. Важные роли в охране государственного суверенитета выполняют правоохранительные органы страны. Большое место в обеспечении государственного суверенитета Российской Федерации принадлежит нормотворческой деятельности, принятии соответствующих законов и подзаконных актов.

Происхождение права. Понятие, признаки и принципы права

Право, как и государство, существовало не всегда. В то же время для любого общества «в том числе первобытного» характерно регулирование отношений между его членами. В догосударственном обществе в роле регулятора таких отношений были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Расслоение общества и образование государства привело к тому, что группы людей, захватившие власть, начали поддерживать выгодные для них обычаи и бороться с невыгодными. Желательные нормы поведения стали закреплять в первых источниках писаного права – законах. Такое обычное право постепенно сменилось широкой системой нормативно-правовых актов и «или» прецедентов, выработанных самим государством. Существует множество определений права. Например, В.С. Афанасьев понимает под правом совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом. Наиболее распространенное в российской юридической науке определение права гласит, что право – это система общеобязательных, санкционированных, т.е. устанавливаемых и охраняемых государством правил поведения, за несоблюдение которых возможно применение юридического наказания.

Основные признаки права: В отличие от обычаев, право исходит от государства; Нормы права общеобязательны в силу возможности применения государственного принуждения за их нарушение, обеспечиваются санкциями «т.е. применением мер ответственности, наказания», предусмотренными в самих правовых нормах. Такие санкции применяются, если нормы права не реализуются добровольно; Правовые нормы носят общий характер. Они являются неперсонифицированными правилами поведения, то есть, обращены ко всем и каждому, кто попадает в предусмотренные ими условия; Правовые нормы формализованы, то есть, закреплены, как правило, в письменной форме, содержатся в систематизированном виде в законах, кодексах, указах, других источниках права. Тем самым обеспечивается стабильность права, оно защищается от произвольного изменения; Изменить правовую норму можно только предусмотренным законом способом путем соблюдения строго определенной процедуры.

Принципы права – это основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права. Они характеризуют сущность и содержание права, отражают его внутреннее строение и процесс применения правовых норм. Принципы права обычно закреплены в конституциях или законодательных актах либо прослеживаются в содержании права в целом. Основные принципы современного российского права разделяются на три группы: общие, которые распространяются на всю систему права; отраслевые, распространяющиеся на отдельные отрасли права – уголовное, гражданское, конституционное право и другие; межотраслевые, которые охватывают две или более отрасли права, соприкасающиеся между собой, например, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право.

Кроме того, различают: социально-экономические; политические; идеологические; этические; религиозные и специально-юридические принципы права. К специально-юридическим относятся: общеобязательность права для всего населения; непротиворечивость правовых норм «отдельные правила поведения «нормы», входящие в состав права, не должны противоречить друг другу»; системность «взаимосвязанность и строгая иерархия элементов права – его отраслей, институтов и отдельных правовых норм; другие.