Этапы разработки финансовой стратегии.
1. Выбор приоритетных для предприятия финансовых рынков и целевых рыночных сегментов для работы на перспективу.
2. Анализ стабильных источников финансирования, связанных с выпуском ценных бумаг.
3. Выбор финансовых институтов в качестве приемлемых партнеров и посредников, которые смогут эффективно и долгосрочно сотрудничать с предприятием.
4. Разработка долгосрочной инвестиционной стратегии, согласованной с приоритетными направлениями развития бизнеса, определенными общей стратегией.
5. Определение финансовых механизмов будущих сделок, касающихся финансовой реструктуризации предприятия.
6. Формирование и совершенствование эффективных внутрифирменных финансовых потоков.
7. Построение эффективной системы централизованного управления финансами.
8. Прогнозные расчеты финансовых показателей.
Эти этапы одновременно являются основными направлениями разработки финансовой стртегии.
ВОПРОС 12 .СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СТРАТ И ТАКТИЧ ПЛАНОМ.
1. Сравнения и различия стратегического и оперативного управления и планирования
На данный момент времени нет чёткого определения ни стратегического, ни оперативного управления производством. Неверно рассматривать стратегическое и оперативное управление производством как два разных полюса. Поэтому для уточнения понятий и сути оперативного и стратегического управления производством необходимо рассмотреть многокритериальные модели сравнения данных процессов (табл. 1, 2).
Таблица 1. Сравнение оперативного и стратегического управления
Характеристика | Оперативное управление | Стратегическое управление |
Миссия, предназначение | Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации | Выживание предприятия в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса со средой функционирования, позволяющего решать проблемы, заинтересованных в деятельности предприятия, лиц |
Объект концентрации внимания менеджмента | Взгляд внутрь предприятия, поиск путей более эффективного использования ресурсов | Взгляд вовне предприятия, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в среде функционирования предприятия |
Учет фактора времени | Ориентация на краткосрочную перспективу | Ориентация на долгосрочную перспективу |
Основы построения системы управления | Функции и организационные структуры, процедуры, техника, технология управления производством | Персонал предприятия, системы информационного обеспечения, рынок, методы и подходы стратегического управления производством |
Подходы к управлению персоналом | Взгляд на работников как на ресурс предприятия, как на исполнителей отдельных работ и функций | Взгляд на работников как на стратегический ресурс предприятия, его главную ценность и источник его благополучия |
Критерий эффективности управления | Ритмичность, равномерность, и рациональность использования производственного потенциала | Своевременность и точность реакции предприятия на новые запросы рынка и адекватность на изменения в среде функционирования с ориентацией на прибыль |
Таблица 2. Различия стратегического и оперативного управления
Параметры системы | Стратегическое управление | Оперативное управление |
Конечный результат | - Достижение генеральной цели развития предприятия - Потенциал предприятия, система стратегий - Рациональная структура и гибкость предприятия - Эффективность системы управления | - Выпуск продукции в установленные сроки - Качество продукции - Удовлетворение потребностей - Прибыль |
Факторы успеха | Стратегия и гибкость: успех = изобретательность + предвиденье потребностей | Производство и маркетинг: успех = эффективное производство + активная конкуренция |
Тип управляющего | Предприниматель - лидер | Менеджер по производству |
Тип планирования | Стратегическое планирование, сценарное, комплексное, целевое планирование | Оперативно-производственное планирование |
Структура системы управления | Динамичная (матричная) | Статичная (линейно-функциональная, штабная) |
Власть в управлении | Сосредоточена в общем руководстве, НИОКР, развитии производства, стратегическом планировании | Сосредоточена в производстве и маркетинге |
Из таблиц видно, что оперативное и стратегическое управление не противостоят друг другу, а являются взаимодополняющими элементами процесса управления. К тому же, оперативное управление выступает как закономерный этап воплощения стратегического.
Решение в пользу стратегического типа управления и планирования может привести к потере текущей прибыли компании, что создаёт финансовые трудности и поставит под угрозу само её существование.
Следовательно, проблема состоит в том, чтобы обеспечить оптимальное сочетание и равновесие между стратегическим и текущим планированием управленческой деятельности.