ВОПРОС 7 БАЛАНС ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

Баланс доходов и расходов (синонимы: финансовый план, бюджет1) составляется как применительно к государству в целом (государственный бюджет), его регионам (местный бюджет), так и применительно к отдельно взятому хозяйствующему субъекту (бюджет предприятия или организации). Что касается баланса доходов и расходов семьи (семейного бюджета), то такой баланс не относится к экономическим, это баланс потребительский, он используется в статистике как характеризующий сложившийся уровень жизни различных социальных групп.

Баланс доходов и расходов предприятия является его финансовым планом, отражающим с одной стороны, доходы и поступления, с другой – расходы и отчисления, прогнозируемые на определенный период. Все это составляет бюджет предприятия или его бизнес-план и является впоследствии информационной базой для анализа отклонений и внесения соответствующих корректировок. Своевременное выявление и анализ отклонений фактических показателей от запланированных называется бюджетным контролем. Бюджеты предприятия могут составляться как общие, так и локальные. При составлении общих бюджетов учитываются все факторы и вероятностные характеристики, связанные с процессом разноплановой деятельности предприятия.

При составлении локальных бюджетов во внимание берутся только прогнозы, связанные с определенным заданием (операционный бюджет) или узконаправленным проектом (функциональный бюджет). К последним относится планирование в области привлечения капитала (получение кредитов, увеличение акционерного капитала) и определение объема капитальных инвестиций.

Операционный (производственный) бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий в сфере производства, закупок и реализации.

 

Один из видов функциональных бюджетов – баланс капитальных вложений представляет собой выраженную в табличной форме систему показателей, характеризующих процесс и результат освоения капитальных вложений.

Баланс капитальных вложений застройщик составляет по сметной и фактической стоимости. Схема построения баланса:

Нн + К = В + С + Нк

где:

Нн и Нк – объем незавершенного строительства соответственно на начало и конец отчетного периода;

К – объем капитальных вложений за отчетный период;

В – объем введенных в действие основных фондов за отчетный период;

С – списание в установленном порядке прекращенных строительством незавершенных объектов.

При составлении операционного бюджета учитывается согласованность отдельных параметров с внешними и внутренними факторами. Такая согласованность называется функциональной координацией показателей. Так, рентабельность сбыта зависит и от условий производства, и от ожидаемых цен поставщиков, объем выпуска продукции – от ожидаемого объема реализации (и наоборот), отпускная цена – и от объемов закупок (а также цен поставщиков), и от ожидаемого объема реализации одновременно.

Операционные бюджеты могут составляться и по центрам ответственности. Причем, в этой работе требуются очень тщательные согласования, поскольку разные центры ответственности отвечают за свою часть плана. Одни подразделения относятся к т. н. центрам доходов (отдел сбыта), другие – к центрам затрат (инженерные подразделения), третьи – к центрам, контролирующим результаты и связывающие между собой определенный центр затрат и соответствующий ему центр доходов (администрация предприятия). Задачей последних является обеспечение сбалансированности показателей доходов и расходов между центрами доходов и центрами затрат. Отдел сбыта обеспечивает выручку от продаж, но при этом не несет больших затрат, а инженерные службы наоборот, являются подразделениями с большим объемом затрат, но при этом совсем не контролируют доходы. По существу бюджеты этих подразделений носят не бюджетный, а сметный характер (смета доходов и смета расходов). Поэтому администрация предприятия, как центр ответственности за результаты, должна обеспечить каждому из «доходных» подразделений свою долю в доходах на положенный им объем затрат и каждому из «затратных» подразделений также адекватную долю в доходах на покрытие этих затрат. Центры, контролирующие финансовые результаты, отвечают и за инвестиционную политику предприятия, следовательно, планируют ее. В процессе выполнения бюджета осуществляется постоянная координация бюджетов (смет) всех центров ответственности.

Перед тем, как приниматься за бюджет, выбирают одну из двух возможных стратегий его составления: «сверху вниз» и «снизу вверх».

Но, независимо от выбранной стратегии, в построении бюджета предприятия применяется единая тактика: эта работа всегда начинается с составления плана продаж в номенклатурном разрезе количественно-стоимостных показателей и определения ожидаемого объема выручки с учетом данных маркетинговых исследований и поправками на возможную инфляцию.

В общем бюджете находят отражение и финансовые отношения с государственным и местным бюджетом, банковскими учреждениями, страховыми организациями, кроме того: ожидаемый отток средств на выплату процентов кредиторам и дивидендов вкладчикам, а также ожидаемые пассивные доходы (дивиденды, проценты, роялти) и запланированные капитальные расходы.

При составлении общего бюджета учитываются также и макроэкономические факторы: воздействие инфляции, изменения в государственном валютном регулировании, поправки в налоговом законодательстве, изменение структуры спроса в силу изменения структуры населения в регионах сбыта.

Баланс доходов и расходов (бюджет) предприятия состоит из четырех разделов:

Доходы и поступления, куда включаются все финансовые ресурсы предприятия, кроме полученных от банков, государства (бюджетных и внебюджетных фондов):

– прибыль от основной деятельности

– прибыль от внешних инвестиций (пассивные доходы)

– амортизационные отчисления

– прибыль от реализации выбывшего имущества

– прирост устойчивых пассивов.

Расходы и отчисления, в котором указываются направления использования финансовых ресурсов на расширение производства, стимулирование результатов деятельности, и другие пути использования ожидаемой прибыли. Поскольку расходы, связанные с производством и реализацией продукции, не требуют привлечения дополнительных ресурсов сверх авансированных ранее, они в финансовый план не включаются.

Банковские кредиты, их возврат и проценты за пользование. Этот раздел состоит из двух частей: доходной, где отражаются суммы запланированных к получению кредитов, и расходной, где отражается их погашение и уплата процентов. Потребность в кредитах определяется на основании прогнозируемого дефицита денежных средств.

Финансирование из бюджета и поступления из внебюджетных источников. Этот раздел, по аналогии с предыдущим, состоит из двух частей: доходной, где отражаются суммы ожидаемых ассигнований, и расходной, где отражаются суммы налогов и других обязательных платежей, запланированных к уплате в связи с ожидаемыми доходами.

Раздел 4 – особенный, так как он вместе с разделом 3 является балансирующим: превышение налогов и обязательных платежей над получаемыми ассигнованиями должно точно соответствовать разнице между доходами (итог раздела 1) и расходами (итог раздела 2) с учетом сальдо кредитных взаимоотношений (раздел 3).

Иногда бюджет предприятия представляют одновременно тремя формами:

план по бухгалтерскому балансу (для управления структурой активов и обязательств)

план по финансовым результатам (для управления рентабельностью)

план денежных потоков (для управления платежеспособностью).

На самом деле такое представление бюджета, выраженное формами, аналогичными отчетным, называется прогнозом, а не бюджетом. Бюджет предприятия – это единая балансовая таблица, которая состоит из четырех вышеупомянутых разделов: доходы и поступления, расходы и отчисления, взаимоотношения с кредитными организациями и взаимоотношения с бюджетом. Бюджет – это финансовый план, определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения запланированных доходов. В конце концов, бюджет – это экономический баланс, а не бухгалтерский.

 

 

Вопрос 8., 9 СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПЛАНОВ. Вопрос 11. Направление формирования стратегических финансовых целей фирмы. Этапы технологического процесса разработки финансовой стратегии фирмы.

 

Слово «стратегия» в переводе с греческого означает «искусство генерала».

Понятие «стратегия» применительно к экономической деятельности трактуется неоднозначно. Так в учебнике Царева В.В. [6, с.89] проанализировано 17 определений, приведенных в работах разных авторов, как отечественных так и зарубежных.

Представляется наиболее правильным определение стратегии, данное И. Ансоффом в работе «Новая корпоративная стратегия»[2, с.103]: Стратегия – это набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития то или иной системы.

При выработке стратегии в области экономики необходимо ответить, используя определенны правила и приемы, на следующие вопросы:

− Что и в каком количестве производить?

− Как и какими средствами производить?

− Для кого и когда производить?

Практическое значение стратегии – заключается в том, чтобы обосновать пути выживания фирмы в жестокой конкурентной борьбе.

Ответы на вопросы (что, где когда) даются в процессе стратегического планирования. Назначение стратегического планирования – выработка научно обоснованного систематического плана фирмы.

Стратегическое планирование – это непрерывный процесс разработки стратегических решений (в форме прогнозов, проектов, планов), реализация которых обеспечивает эффективное функционирование предприятия в долгосрочной перспективе.

Наиболее сложным этапом в процессе стратегического планирования является процесс формирования целей, на основе которых выбирается основная стратегия и пути её последующей реализации (схема 8).

Схема 8. Требования к формированию целей организации.

Стратегическое планирование в условиях стратегии роста при постановки целей предусматривает интенсивный, интеграционный и диверсификационный рост (схема 9).

 

 

Виды стратегий роста  

Схема 9. Виды стратегий роста

Процесс стратегического планирования состоит из ряда этапов.

Что бы эти требования были удовлетворены, предприятие четко представлять свою позицию на рынке, знать возможности своего потенциала, состояние экономики, социальной среды и т.д.

При наступлении кризисных ситуаций и угрозе банкротства, руководство должно немедленно изменять стратегию и тактику предприятия.

Характер стратегического плана учитывает возможности развития предприятия при этих видах роста

Стратегическое планирование в условиях стратегии роста чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией (схема 10).

Схема 10. Направление стратегии выживания

Стратегическому планированию присущи характерные черты:

− устремленность в среднесрочную и долгосрочную перспективу;

− ориентация на решение ключевых целей, от достижения которых зависит её выживание;

− ограниченная увязка намеченных целей с объемом ресурсов;

− учет многочисленных внутренних и внешних факторов с учетом их позитивного или негативного влияния.

Первый этап. Стратегический анализ, оценка внутренней и внешней среды.

Второй этап. Определение стратегических целей.

Третий этап. Определение альтернатив. Выбор и обоснование.

Четвертый этап. Разработка стратегического плана предприятия.

Пятый этап. Разработка стратегического плана подразделения.

Направления стратегий и конкретные приемы в условиях выживания (схема 11).

 

 

Схема 11. Процесс реализации стратегий предприятия.

Наступательная стратегия основана на увеличении рынков сбыта. В связи с этим, при разработке стратегического плана предусматривается увеличение объемов производства, освоение новых видов продукции, систематизирование и развитее сети сбыта. Действия предприятий в условиях перечисленных видов стратегий осуществляется в процессе реализации. Характер этих действий приведен в следующей схеме.

Наиболее важным моментом для эффективной реализации стратегии является разработка программы действий и определение целевых установок. Для этого необходимо учесть се внутренние возможности предприятия на основе изучения внутрипроизводственных резервов (таблица .1).

Таблица 1– Классификация внутрипроизводственных резервов

 

Факторы образования и использование резервов   Пути реализации резервов
1.Создание производственных мощностей. Обоснование ценообразование капитальных вложений
2.Использование действующих производственных мощностей Рациональная планировка, реконструкция и расширение, модернизация оборудования
3.Обновления оборудования Внедрение высокопроизводительного оборудования
4.Совершенствование организации ремонтного обслуживания оборудования Обоснование современных методов ремонта, индустриализация ремонтных работ.
5.Совершенствование организации работ инфраструктурных подразделений Обоснование производственной структуры, диспропорций в развитии основного и вспомогательного производства.
6. Сокращение простоев оборудования Повышение коэффициента сменности и коэффициента загрузки оборудования
7.Совершенствование технологии производства Внедрение прогрессивных технологических процессов
8. Повышение качества продукции Разработка комплекса мероприятий по совершенствованию технологичности изделий, использование прогрессивных материалов, совершенствование процесса управления качеством
9.Совершенствование хранения и учета материальных ценностей Оптимизация складских запасов, использование прогрессивных методов учета
10. Совершенствование использование тепловых и энергоресурсов Использование вторичных энергоресурсов, увеличение КПД устройств, рациональный выбор ресурсов  
11.Совершенствование организации труда Разработка комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности использования кадрового потенциала
12.Совершенствование оплаты труда   Использование наиболее эффективных форм и систем оплаты труда, разработка прогрессивных методов стимулирования труда и его оплаты
     

 

На основе проведенного стратегического анализа, оценки внешней среды, изученных внутренних возможностей по приведенным выше резервам, определяются стратегические альтернативы, обосновывается стратегия, разрабатывается стратегический план, конкретизированным по функциям управления и подразделениям. Ниже приводятся составляющие экономической стратегии фирмы (таблица 2).

Таблица 2 – Экономическая стратегия фирмы

Составляющие экономической стратегии Содержание элемента стратегии и её задачи
1. Товарная стратегия фирмы Увязка перспективных задач фирмы с потенциальными возможностями рынка и ресурсами фирмы
2. Стратегия ценообразования Выработка правил выбора ценовой политики в зависимости от конъюнктуры рынка
3. Стратегия взаимодействия фирмы с рынками производственных ресурсов Набор принципиальных положений по выбору наиболее предпочтительных поставщиков производственных ресурсов
4. Стратегия поведения фирмы на рынках денег и ценных бумаг Выбор наиболее предпочтительны форм и условий получения кредитов, приобретение или продажи ценных бумаг
5 Стратегия снижения трансакционных издержек Выработка приемов выбора предпочтительных заказчиков (клиентов) с целью наиболее выгодного и эффективного заключения трансакций (договоров, соглашений, контрактов)
6. Стратегия внешнеэкономической деятельности Выработка правил и приемов поведения фирм на внешнем рынке как в роли экспортера так и импортера товаров и услуг.
7. Стратегия снижения производственных издержек Выработка принципов и методов формирования затрат от начало производства до потребителя
8. Стратегия инвестиционной деятельности Выбор направлений поддержания материально-технической базы и товароматериальных запасов на уровне, обеспечивающим приращение конкурентного статуса фирмы – определение наиболее предпочтительной формы воспроизводства (новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение и др.)
9. Стратегия стимулирования персонала фирмы Создание «мотивационного поля» позволяющего повысить заинтересованность различных категорий персонала фирмы в эффективном труде
10. Стратегия предотвращения банкротства фирмы Своевременное обнаружение кризисных тенденций и выработка мер по противодействию этим явлениям. Является, по существу, обобщением всех составляющих экономической стратегии

 

Составляющие экономической стратегии на практике реализуются в функциональных подразделениях (управленческих, производственных). В связи с этим, перечисленные элементы экономической стратегии называются еще функциональными стратегиями.

Ключевые вопросы:

1. Почему проблему разработки качественного стратегического плана считают основополагающей в достижении успеха компанией?

2. Каковы основные типы стратегий предприятий, каковы критерии выбора типа стратегии?

3. Что является основным мотивом для разработки стратегического плана развития предприятия?

4. Какие факторы внешней и внутренней среды необходимо учитывать в процессе разработки стратегического плана предприятия?

5. Каков состав основных показателей стратегического плана развития предприятия?

6. В чем заключается проблема согласования стратегического и тактического планов предприятия?

Вопрос 10. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

Бизнес-план в системе планирования предприятия

 

Бизнес-план - это документ, который должен комплексно, системно обосновывать управленческие решения, ясно представить цели и вытекающие из этого задачи, объективно оценить внешние и внутренние условия, определить ресурсы, необходимые для достижения этих целей, описать все это языком цифр и доказать эффективность данного решения для всех вовлеченных в бизнес участников.

В бизнес-плане:

1. Описывается товар (услуги), которые предприятие собирается производить.

2. Оцениваются рынки сбыта продукции.

3. Оценивается конкуренция на рынке.

4. Составляется календарный план выполнения проекта.

5. Разрабатывается план производства продукции: где располагается производство, кто поставщики, оборудование, контроль качества, экология и пр.

6. Составляется организационный план, в котором обосновывается организационная структура, которая способствовала бы сотрудничеству работников и достижению целей с минимальными издержками. Обеспечение кадрами, оплата труда.

7. Выявляются риски и мероприятия по их снижению.

8. Рассчитывается финансовый план, обосновывающий безубыточность бизнеса и прогнозирующий баланс денежных доходов и расходов.

9. Разрабатывается стратегия финансирования проекта: в какой форме, когда можно ожидать возврата вложенных средств и получение инвестором дохода по ним.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь своих задач и целей, в первую очередь, повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, получать инвестиции и кредитные ресурсы, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

Важнейшей задачей разработки бизнес-планов является проблема привлечения и обоснования инвестиций и кредитов, в том числе зарубежных, необходимых для осуществления проектов.

Основные цели бизнес-плана

Грубое, но верное определение того, что означает бизнес-план для предпринимателя, дал специалист по бизнес-планированию Г. Райен: «Понять себя и продать себя»:

– определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности;

– конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы качественных и количественных показателей развития;

– привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку со стороны потенциальных инвесторов фирмы;

– помогает получить ценный опыт планирования, развивает перспективный взгляд на организацию и ее рабочую среду.

Структура бизнес – плана

Титульный лист бизнес-плана.

Меморандум о конфиденциальности.

Аннотация .

Дается самая краткая информация (информационное сообщение) о проекте.

Раздел 1. РЕЗЮМЕ.

Указывается суть и эффективность проекта, обеспечение и механизм реализации, источники финансирования, возврат займа и гарантии.

Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана и является наиболее важным из разделов. Это связано с тем, что банкиры или другие финансисты очень занятые люди и предпочитают не тратить на знакомство с вашим планом более 5 или 10 минут, причем большинство из них зачастую ограничиваются прочтением только титульного листа и резюме. Первое знакомство потенциального инвестора с планом является определяющим для проекта и поэтому должно быть проработано так, чтобы вызвать к нему интерес. Пишется в последнюю очередь, подбирать наиболее доходчивые выражения, сохраняя деловой стиль и не используя жаргонные фразы.

Резюме должно включать следующую информацию:

· описание предприятия, его специфических черт, какой путь развития прошло предприятие на сегодняшний день;

· краткие сведения о квалификации управленческого персона, какими способностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал, каковы доли участия управленческого персонала в капитале предприятия;

· описание ситуации на рынке и в отрасли;

· преимущество продукции или услуг предприятия, ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние;

· долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени;

· тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели;

· потребность в инвестициях, как они будут использованы, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам;

· ключевые экономические показатели эффективности проекта;

· какие риски и вознаграждения могут ожидать инвесторов.

Раздел 2. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОТРАСЛИ

Текущее состояние, организационная структура, учредители, персонал, достижения предприятия, место на рынке, основные клиенты и партнеры.

Дается характеристика предприятия, уделив внимание его отличиям от существующих. Укажите, как давно оно работает или когда начнет работать. Расскажите о существующем рынке, чем он привлекателен для Вас и будущих инвесторов. Обратите внимание на сильные и слабые стороны предприятия, дайте понять, что Вы осведомлены о том, какие улучшения необходимы, но без излишнего акцентирования недостатков.

- История предприятия, сведения о развитии за прошедшее время, описание текущей ситуации:

· первоначальные или настоящие цеди компании;

· перечень основных владельцев, роль каждого из них в основании и деятельности предприятия;

· события, которые повлияли на развитие предприятия;

· как осуществлялось и осуществляется сейчас финансирование предприятия;

· современная организационная структура и основной персонал;

· исторические и текущие тенденции в сбыте;

· показатели финансовой эффективности предприятия за последние три года;

· каковы основные достижения предприятия;

· что продает предприятие;

· каковы преимущества предприятия;

· какие потребности заказчиков обеспечивает предприятие;

· что следует улучшить;

· объем рынка продукции или услуг, предоставляемых предприятием;

· какова доля предприятия на рынке и каковы тенденции развития рынка;

· каковы возможности рекламы;

· сезонность;

· что необходимо сделать для увеличения доли на рынке;

· каковы секреты успеха;

· когда клиенты приобретают продукцию наилучшим образом;

· где находятся клиенты территориально;

· основные конкуренты и их сильные стороны;

· уровень технологии;

· анализ издержек;

· с какими проблемами сталкивается предприятие;

· анализ слабых и сильных сторон предприятия (качество продукции или услуг, возможности сбыта, уровень производственных издержек, квалификация, опыт персонала, уровень технологии, условия поставок материалов или комплектующих, уровень менеджмента).

Описание отрасли должно включать в себя следующую информацию:

· определение экономического сектора отрасли (наука, производство, распределение, услуги и т.п.);

· перечень основной продукции и услуг, предлагаемых данной отраслью промышленности;

· сезонность;

· географическое положение отраслевого рынка (локальный, региональный, национальный, международный);

· описание сегмента рынка, на котором работает или предполагает работать предприятие;

· характеристика имеющихся основных клиентов;

· характеристика потенциальных клиентов;

· наиболее перспективные клиенты (указать в порядке убывания);

· общий объем продаж по отрасли и тенденции изменения рынка;

· перечень основных конкурентов;

· доля рынка, принадлежащая конкурентам;

· сильные и слабые стороны конкурентов;

· возможности конкурентов (их тактика, продукция, цены, рекламный пакет, имидж, местонахождение, персональные продажи, связи с отдельными людьми и организациями).

Раздел 3. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)

Назначение и область применения, описание и технические характеристики, конкурентоспособность, патентоспособность и авторские права, наличие и необходимость лицензии, сертификата качества, обеспечение требований экологичности и безопасности, условия поставки и упаковки, эксплуатации, гарантии и сервиса, утилизация после окончания эксплуатации.

В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, производится сравнение ее с продукцией конкурентов, анализируются планы развития производства.

Характеристика продукции:

· функциональное назначение продукции, для каких целей она предназначена;

· характерные свойства продукции, которые делают ее единственной в своем роде;

· стоимость;

· технологичность;

· универсальность;

· соответствие наиболее общепринятым стандартам;

· доля продукта в производстве отрасли;

· стадия развития продукта (идея, эскизный проект, рабочий проект, прототип, опытная партия, действующее серийное производство);

· требования к контролю качества;

· требования к подготовке пользователей;

· требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию;

· имеются ли возможности для дальнейшего развития продукта;

· патентно-лицензионная защита.

Анализ продукции конкурентов, имеющейся на рынке:

- описание функциональных и потребительских свойств конкурирующих продуктов;

- почему продукты конкурентов пользуются определенным спросом;

- принципы ценообразования конкурентов;

- способы стимулирования сбыта, используемые конкурентами.

Исследования и разработки:

- описание планируемых НИОКР, и цели их проведения;

- существующие технологические риски;

- технологическое состояние конкурирующих фирм, как их технологические достижения влияют или повлияют в будущем на деятельность предприятия;

- описание концепции развития продукта следующих поколений

Финансирование:

- опишите концепцию ценообразования Вашего предприятия;

- оптимальные размеры заказов и формы оплаты;

- эффективность системы распределения;

- условия приобретения и запасы сырья, материалов и комплектующих.

Раздел 4. МАРКЕТИНГ И СБЫТ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)

Рассматриваются требования потребителей к продукции, конкуренция, рынок сбыта продукции, система и каналы сбыта, стратегия продвижения на рынок и ценовая политика.

Этот раздел должен быть разработан в первую очередь. Инвестора в первую очередь интересует жизнеспособность проекта, сможет ли ваше предприятие добиться успеха на рынке. Должно быть убедительно показано, что Ваша продукция или услуги имеют рынок сбыта. Не преуменьшайте возможностей Ваших конкурентов. Следует уделить внимание вопросам:

Характеристика рынка:

– уровень и тенденции развития рынка, история его возникновения,

– размеры рынка;

– ожидаемый в будущем уровень роста рынка;

– специфические особенности рынка, например, трудности доступа к операциям на рынке,

– опубликованные прогнозы относительно будущего развития рынка;

– рыночная доля Вашего предприятия;

– планы относительно зарубежных рынков, экспортный потенциал.

Характеристика потребителей продукции:

– тип потребителя

– их географическое расположение;

– их мнение о продукции.

Стратегия сбыта продвижения продукции на рынок:

– расчет и обоснование цены, ценовая политика

– система распределения,

– реклама;

– стимулирование сбыта;

– сервисное обслуживание;

– связи с общественностью

Проанализируйте конкурентоспособность Вашего предприятия:

– перечень предприятий основных конкурентов;

– их сильные и слабые стороны;

– их финансовое положение;

– уровень технологии;

– удельный вес в обороте рынка,

– сходство с Вашим предприятием;

– используемые конкурентами стратегии маркетинга.

– их реакция на Вашу продукцию;

– оцените конкурентную борьбу за рубежом

Раздел 5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

Указывается месторасположение, технология, качество и сертификация производства, циклограмма производства и реализации продукции (услуг), имеющиеся и необходимые производственные площади и помещения, оборудование и инструмент, комплектующие и материалы, кадровое обеспечение, транспорт и связь, энергетическое и инженерное обеспечение, экологичность и безопасность производства.

Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого Ваше предприятие планирует производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Следует представить как можно более подробное описание производственного процесса предприятия с указанием узких, с технологической и организационной точек зрения, мест и путей их преодоления. Имеет смысл отметить преимущества Вашего предприятия, которые способствуют повышению его конкурентоспособности.

Описание технологического процесса:

- требуемая производственная мощность;

- потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;

- потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях;

- потребность и условия поставки сырья, , контроль качества и дисциплины поставок,

- требования к источникам энергии и их доступность;

- подготовка производства;

- контроль качества продукции.

Раздел 6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

Указывается команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, партнеры по реализации проекта, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта.

Раздел описывает путь, посредством которого Ваше предприятие планирует производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Требования к квалификации и наличие необходимого персонала:

- производственный персонал;

- инженерно-технический персонал;

- административный персонал'

- условия оплаты и стимулирования,

- условия труда;

- структура и состав подразделений,

- обучение персонала,

- предполагаемые изменения в структуре персонала по мере \ развития предприятия.

График выполнения работ (календарный план)

Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (мероприятий) и потребности в финансовых ресурсах для его реализации.

При составлении плана следует учесть затраты времени на:

- юридическая регистрация предприятия;

- получение денежных средств;

- осуществление программы капиталовложений,

- наем рабочей силы;

- изготовление опытной партии продукции; я

- оценка и тестирование выпускаемой продукции;

- создание дистрибьюторской сети;

- получение заказов.

Раздел 7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов, поток реальных денег (поток наличности).

В разделе «финансы» наряду с прогнозируемым движением денежных потоков (поступлениями и выплатами) описано текущее финансовое состояние предприятия (при условии что проект реализуется на действующем предприятии). Фин. раздел представлен тремя основными документами:

- отчетом о прибылях и убытках;

- балансовой ведомостью;

- отчетом о движении денежных средств (Cash Flows).

В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта. Инвесторов будет также интересовать способность предприятия погашать ссуду (обеспечение активами, их реальная стоимость). Желательно, чтобы представленные финансовые документы были заверены авторитетной аудиторской компанией. Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность авторов проекта и систему гарантии. Особое значение следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды (инфляции, условий проведения платежей, налогового климата и т.п.).

В этом разделе необходимо убедительно показать, что авторы проекта проделали большую аналитическую работу для формирования финансовых прогнозов и анализа финансовых результатов. Должны быть отражены трудно прогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий. Предпочтительно представить результаты анализа чувствительности проекта, проведенного с использованием компьютера. Это является очень сильным средством убеждения.

Раздел 8. НАПРАВЛЕННОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА

Направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации.

Раздел 9. РИСКИ И ГАРАНТИИ

Показываются предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.

ПРИЛОЖЕНИЯ К БИЗНЕС-ПЛАНУ

Включают в себя документы, подтверждающие или дополняющие информацию, которая содержится в бизнес-плане.

- биографии руководителей предприятия иди проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы; ,

- результаты маркетинговых исследований;

- заключения аудиторов;

- фотографии или видеоролик образцов продукции;

- подробные технические характеристики продукции;

- гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции;

- договоры аренды, найма, лицензионные соглашения;

- заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности;

- статьи из журналов и газет о деятельности предприятия.