Отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда отношения между двумя субъектами строятся на рыночной основе.
В сферу рыночных отношений включаются обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами.
Процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда.
4) кредитные отношения при выдаче кредита под определенный %.
5) в систему рыночных отношений включаются экономический процесс функционирования рыночных структур управления, товарных, фондовых, валютных бирж.
Рынок функционирует при определенных условиях:
1) внедрение общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные отношения: а) реализация многообразных форм собственности; б) внедрение рыночных отношений должно основываться на демократизации производства при сохранении госрегулятора.
2) система мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятий экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования (превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и создания смешанных предприятий).
Функции рынка:
1) функция саморегулирования товарного производства (и цен, и спроса);
2) стимулирующая функция (цен => производства => внедрение новых технологий);
3) регулирующая функция;
4) функция демократизации хозяйственной жизни, реализация принципов самоуправления.
Достоинства рынка: гибкость и высокая приспособленность к изменениям условий; оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли; независимость производства и потребления в принятии решений, заключении сделок и т.д.; способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством.
Недостатки: рынок не гарантирует права на труд и доход, рыночная система воспроизводит существенное неравенство; рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранения); рынок ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.
Структрура рынка - внутреннее строение отдельных элементов рынка. Ее можно классифицировать по разным критериям:
1. По экономическому назначению (рынок товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций, ц/б, финансов);
2. По географическому положению (местный, региональный, национальный и мировой);
3. По степени ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический, свободный, смешанный);
4. По отраслям (автомобильный, зерновой и т.д.);
5. По характеру продаж (оптовый и розничный);