Внутрибанковский контроль: структура контрольных служб; организация внутреннего контроля; ответственность контролирующих структур

 

Одним из условий внутреннего контроля является четкое разделение контрольных и исполнительских функций при ведение учета в банке.

Банк осуществляет предварительный и последующий контроль по своим операциям.

При ведении предварительного контроля банковские операции контролируются в момент их совершения или до этого момента. Большинство банковских операций подлежат предварительному контролю (кассовые, вкладные, расчетные).

При приеме денежно - расчетных документов ответственный исполнитель (бухгалтер, контролер) обязан проверить, соответствует ли документ установленной форме бланка, заполнены ли все предусмотренные бланком реквизиты, правильность указания банковских реквизитов (в случае отсутствия - проставляются работниками банка), соответствует ли печать и подписи распорядителя счетом заявленным банку образцам. После этого документ заверяется подписью ответственного исполнителя.

Ордера по счетам фондов банка, драгоценных металлов, по расходу наличных средств, прибылей и убытков, по учету просроченной задолженности и процентов, долгов, списанных в убыток, а также ордера на закрытие расчетных, текущих, бюджетных счетов и ордера по закрытию корреспондентских счетов, ордера по исправлению допущенных ошибок в бухгалтерском учете должны иметь контрольную подпись. Контрольная подпись по видам операций предоставляется старшим лицам, назначаемым приказом по банку.

Исправление бухгалтерских записей производится методом обратного сторно. Документом, служащим основанием для проведения исправительной записи является исправительный ордер. Ордер выписывается в 4-х экземплярах. В связи с тем, что исправительные проводки не являются массовыми, Банк России не разрешает изготовление исправительных ордеров с применением вычислительной техники.

Расчетно-денежные документы, на основании которых в учреждениях банков осуществлен прием и выдача наличных денег и других ценностей и перечисление средств с одних счетов на другие счета в банке, должны иметь дату проводки и подписи должностных лиц банка, оформивших документ и проверивших его, а документы по тем операциям, по которым дополнительного контроля не требуется, - одну подпись ответственного исполнителя.

Последующий контроль осуществляется выборочно или тематически. Он осуществляется главным бухгалтером банка или уполномоченными лицами по его по его распоряжению.

Организация контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением на всех участках учетно-операционной и кассовой работы возлагаются на главного бухгалтера.

Главные бухгалтеры учреждений банков, их заместители, начальники отделов и инспекторы последующего контроля обязаны по должности систематически производить последующие проверки учетно-операционной работы.

Последующие проверки должны проводиться с таким расчетом, чтобы работа каждого учетно-операционного работника проверялась, как правило, не реже одного раза в год.

Организационная структура банка определяет иерархию управления и контроля. Банки, как и другие организации, имеют четкую иерархическую структуру управления, которую можно представить в виде иерархической пирамиды. В самом низу пирамиды находится уровень рядовых сотрудников. Над ними возвышаются менеджеры, которых условно можно разделить на три уровня: менеджеры первого звена, менеджеры среднего звена и высшие менеджеры. Замыкают пирамиду органы управления банка: единоличный исполнительный орган управления (председатель правления или президент), коллегиальный орган управления (правление), наконец, орган представителей собственников банка (совет директоров или наблюдательный совет).

Рядовые сотрудники выполняют работу, не предполагающую осуществления контрольных функций за деятельностью других сотрудников. Вместе с тем, они могут осуществлять контроль за качеством получаемых документов, других видов информации, в ряде случаев в их функции может входить контроль за работой вычислительной техники, других машин и оборудования. Применительно к этой категории персонала важное место должно отводиться самоконтролю, для развития которого в организации должны быть созданы соответствующие условия.

Для менеджеров характерным является то, что по роду своей деятельности они значительную часть времени посвящают контролю деятельности своих подчиненных. Именно поэтому менеджеры всех уровней должны владеть такими навыками, как умение реализовывать контрольные функции. Менеджеры первого звена осуществляют контроль за деятельностью рядовых сотрудников, а высшие менеджеры - за деятельностью менеджеров среднего звена. Высшие менеджеры (генеральные директора, их заместители, президенты, вице-президенты, председатели правлений), в свою очередь, несут ответственность и подконтрольны представителям собственников организации - совету директоров (наблюдательному совету).

В организациях со сложной управленческой структурой, к которым относятся коммерческие банки, в штате обязательно имеются специальные контролеры (например, бухгалтеры-контролеры, экономисты-контролеры, аудиторы, комплаенс-контролеры). Исполнение контрольных функций для этой категории специалистов является основным видом деятельности. В зависимости от того, что является объектом их контроля, они относятся либо к рядовым сотрудникам, либо к менеджерам. Если в их функции непосредственно не входит осуществление контроля за действиями других служащих, то их необходимо относить к рядовым сотрудникам, в противном случае - к менеджерам, занимающим соответствующее место в иерархии.

Особое место в коммерческих банках занимают так называемые комплаенс-контролеры. Они находятся на уровне высших менеджеров, поскольку, в соответствии с Указанием Банка России от 7 июля 1999 г. № 603-У (п. 7.3), комплаенс-контролер “должен являться по должности заместителем руководителя кредитной организации”.

 

Самостоятельная работа студентов (работа над темами для самостоятельного изучения).

1. Операции коммерческих банков по формированию ресурсов

 

Пассивные операции (операции по формированию банковских ресурсов) имеют большое значение для каждого коммерческого банка. Ресурсная база во многом определяет возможности и масштабы активных операций, обеспечивающих получение доходов банка. Стабильность банковских ресурсов, их величина и структура служат важнейшими факторами надежности банка. Цена полученных ресурсов оказывает влияние на размеры банковской прибыли.

Следует отметить важную народно-хозяйственную и социальную роль пассивных операций банков. Мобилизация с их помощью временно свободных средств предприятий и населения позволяет банковской системе удовлетворять потребности экономики в основном и оборотном капитале, трансформировать сбережения в производственные инвестиции, предоставлять потребительские ссуды населению. А проценты по вкладам и долговым ценным бумагам банков хотя бы частично компенсируют населению убытки от инфляции.

Пассивные операции делятся на две группы. К первой относятся операции по формированию собственных ресурсов, которые принадлежат непосредственно банку и не требуют возврата. С помощью операций второй группы банк привлекает средства на время, образует заемные ресурсы. По операциям второй группы у банка возникают обязательства (перед вкладчиками, банками-кредиторами). Поэтому операции второй группы нередко называют пассивными кредитными операциями в отличие от активных кредитных операций (банковских ссуд). По пассивным кредитным операциям банк является заемщиком, а его клиенты -- кредиторами банка, в то время как по активным кредитным операциям банк выступает кредитором по отношению к своим клиентам

Несмотря на относительно небольшой удельный вес, собственные средства (капитал) банка играют очень большую роль в его деятельности. Они выполняют три основные функции: оперативную, защитную и регулирующую.

Оперативная функция состоит в том, что собственные средства (капитал) служат финансовым ресурсом развития материальной базы банка. Без начального капитала ни один банк не может приступить к осуществлению своей деятельности. Именно за счет собственных средств приобретаются машины, оборудование, вычислительная техника, а также земля, здания и другие активы. Собственные средства (капитал) могут использоваться также для расширения сети филиалов и отделений банка, для слияний. Размер собственных средств (капитала) определяет в конечном счете масштабы деятельности банка. Не случайно устанавливаемые центральным банком экономические нормативы деятельности банков, рекомендуемые Базельским комитетом, базируются преимущественно на величине собственных средств (капитала) банка.

Защитная функция собственных средств (капитала) банка - поддержание устойчивости последнего, обеспечение обязательств банка перед вкладчиками и кредиторами. Собственные средства (капитал) банка выступают в качестве страхового, гарантийного фонда, который позволяет банку сохранять платежеспособность даже в случае наступления неблагоприятных обстоятельств, возникновения непредусмотренных расходов и убытков, создающих угрозу банковской ликвидности. Поскольку собственные средства (капитал) - это ресурсы, не подлежащие возврату, они служат резервом для покрытия обязательств банка. В пределах собственных средств (капитала) банк стопроцентно гарантирует ответственность по своим обязательствам. С учетом этого можно говорить о существовании обратной зависимости между величиной собственных средств (капитала) банка и его подверженности риску. Чем больше собственные средства (капитал) банка, тем меньше риск вкладчиков и кредиторов, тем надежнее банк.

Защитная функция собственных средств (капитала) банка тесно связана с понятием «достаточность капитала», т.е. способность банка погашать финансовые потери за счет собственных средств (капитала), не прибегая к заемным ресурсам. Эта способность определяется тем, в какой мере величина собственных средств (капитала) адекватна, т.е. соответствует, рискованности банковских активов, иначе говоря, структуре и качеству последних. Это означает, что чем больше банковских активов сопряжено со значительным риском, тем больше должен быть объем собственных средств (капитала) банка. Вот почему в соответствии с рекомендациями Базельского комитета показатель (коэффициент) достаточности капитала банка определяется как отношение собственного капитала к его активам, взвешенным с учетом риска.

Регулирующая функция собственных средств (капитала) состоит в том, что центральные банки осуществляют регулирование деятельности коммерческих банков путем управления собственными средствами (капиталом) банка. Центральные банки устанавливают, во-первых, минимальный размер собственного капитала, необходимый для получения банковской лицензии, и, во-вторых, норматив достаточности капитала. Кроме того, как уже отмечалось, величина собственных средств служит базой большинства других экономических нормативов деятельности банков, устанавливаемых центральными банками.

Собственные средства (капитал) банка -- это совокупность фондов и нераспределенной прибыли банка. Уставный фонд (капитал) образуется при создании банка, другие фонды - в процессе деятельности последнего.

В соответствии с рекомендациями Базельского комитета собственные средства (капитал) банка делятся на две части: базисный капитал (капитал первого уровня) и дополнительный капитал (капитал второго уровня). Такое деление позволяет дать качественную оценку структуры собственных средств (капитала) банка. Капитал первого уровня - это наиболее стабильная по стоимости часть собственных средств, которая практически в любой момент может быть направлена на покрытие любых потерь. Капитал второго уровня - относительно более изменчивая часть собственных средств, его стоимость может меняться в зависимости от изменения стоимости активов и рыночных рисков.

Основная часть банковских пассивов - от 80 до 90% -- это заемные ресурсы (обязательства банка). Они включают четыре группы: депозиты (вклады); кредиты других банков; средства, полученные от реализации долговых ценных бумаг, выпущенных банком; средства, полученные в результате операций репо.

Основная часть заемных ресурсов большинства банков - это депозиты (вклады). Термин «депозит» имеет несколько значений. В банковской практике под депозитом чаще всего понимают, во-первых, денежные средства, внесенные в банк физическими и юридическими лицами в форме вкладов на определенных условиях, закрепленных в договоре банковского вклада, и во-вторых, записи в банковских книгах, подтверждающие денежные требования владельцев депозита к банку.

Депозиты коммерческих банков можно классифицировать по ряду критериев: условиям внесения, использования и изъятия средств; по категориям вкладчиков; по виду процентной ставки; срокам; валюте депозита; указаниям получателей средств.

Для пополнения ликвидности коммерческие банки обращаются за кредитом (в основном краткосрочным) к банкам-корреспондентам или к центральному банку. Межбанковские кредиты могут быть получены как на национальном, так и на международном рынках.

К источникам заемных ресурсов коммерческих банков относится также выпуск последними на национальном и международном рынках долговых ценных бумаг: облигаций, векселей, депозитных и сберегательных сертификатов.

Еще один источник ресурсов, связанный с рынком ценных бумаг, - операции репо. Репо -- это продажа банком ценных бумаг на условиях их обратного выкупа. Банк заключает одновременно две сделки: первую - на продажу ценных бумаг в определенный срок по определенному курсу, вторую - на покупку этих бумаг через определенный срок по фиксированному курсу.

 

2. Кредитная политика коммерческого банка

 

Кредитная политика является внутренним документом банка, определяющим основные подходы к кредитованию и требования к заемщикам с учетом сложившейся текущей экономической ситуации. Политика является общим руководством к действию в работе кредитной службы банка.

В качестве одной из главных целей кредитной политики выступает высокодоходное размещение пассивов (в том числе привлеченных вкладов и депозитов) банка в кредитные продукты при одновременном поддержании определенного уровня качества кредитного портфеля банка. На качество кредитного портфеля оказывает влияние текущий уровень проблемной и просроченной ссудной задолженности. Просроченной считается непогашенная в срок задолженность, не исполненные обязательства заемщика по кредиту. Проблемная задолженность – это задолженность с прямыми или косвенными признаками фактического наличия или вероятного возникновения проблем в обслуживании кредита заемщиком и своевременном исполнении обязательств заемщика перед банком-кредитором. Чем ниже доля проблемной и просроченной задолженности в кредитном портфеле банка, тем соответственно выше качество кредитного портфеля. Качественный кредит – это обеспеченный кредит, который будет погашен в установленный срок без возникновения проблем и затруднений у заемщика.

Банку необходимо соблюдать разумный баланс между доходностью и риском. Посредством разработки и соблюдения кредитной политики банк стремится свести риски к минимуму, получая при этом максимально допустимую доходность операций.

Кредитная политика принимается высшим руководством банка (советом директоров или правлением банка), через этот документ делегируются полномочия исполнителям – сотрудникам кредитных подразделений. Соответственно в кредитной политике банка разграничен уровень принятия решений, уровень полномочий на проведение определенных действий, операций.

Одна из главных задач кредитной политики заключается в выработке единого подхода к операциям кредитования, особенно в случае наличия филиальной сети у кредитной организации.

Таким образом, кредитная политика устанавливает подходы, определяет общие принципы кредитования клиентуры коммерческого банка, определяет типы предоставляемых кредитов (ссуд), полномочия различных уровней банка по принятию этих вопросов, некоторые операционные детали кредитных процедур.

Кредитная политика банкасодержит обязательные требования к заемщику банка. Данные требования предъявляются на этапе рассмотрения заявления на получения краткосрочного или долгосрочного кредита (банковской гарантии, вопроса о пролонгации кредита). Требования, к примеру, могут включать в себя минимально допустимую степень финансовой устойчивости потенциального заемщика (требования к уровню кредитоспособности), достаточность собственного капитала заемщика, ограничения максимальной доли заемных средств в активах и выручке заемщика, и тому подобное. Могут быть обозначены предпочтения по видам деятельности потенциальных заемщиков банка.

В политике также содержатся требования к структуре и предмету залога, к примеру, оговорены допустимые случаи принятия менее ликвидного залогового имущества (например, товаров в обороте), прописана обязательная доля высоколиквидного залога в общей структуре обеспечения.

В части определения параметров кредитования, в политике содержится ценовая стратегия банка, то есть порядок установления и определения размера платы за кредит - процентов и комиссий банка, возможность изменения ставок по действующим кредитным договорам в зависимости от текущих изменений ставок по новым кредитам. В политике могут быть обозначены предоставляемые банком заемщику формы кредитования, цели кредитования.

Кредитная политика может устанавливать предельные суммы лимитов кредитования заемщика (группы взаимосвязанных заемщиков). Банк стремится наращивать кредитный портфель в разумных пределах, избегая при этом неприемлемой концентрации кредитного риска, например, по отраслям, по территории, по виду, по цели. Здесь тоже банк вырабатывает определенные подходы и устанавливает свои лимиты.

Далее политикой может быть предусмотрен и отдельный порядок для проведения кредитных операций по отношению к особым категориям заемщиков, например, имеющих косвенные признаки проблемности. Данная категория требует наиболее взвешенного подхода, в частности, при определении целесообразности дальнейшего кредитования.

Кредитная политика также предусматривает рекомендуемые требования к проведению работником банка текущего мониторинга ссудной задолженности заемщиков банка в целях раннего обнаружения активов, качество которых ухудшается, для своевременного принятия комплекса мер по санации задолженности (при необходимости) и для адекватной оценки уровня риска, соответственно размера формируемого резерва на возможные потери по ссуде.

Кредитная политика должна соответствовать текущей рыночной ситуации. Для поддержания кредитной политики коммерческого банка в актуальном состоянии необходима регулярная проработка положений, изложенных в ней. Пересмотр политики кредитные организации проводят, как правило, не реже раза в год. В текущей достаточно стремительно меняющейся экономической ситуации, кредитная политика пересматривается даже чаще. Пересмотр возможен как «сверху», так и «снизу». Кто, как не кредитный работник, ежедневно сталкивающийся с различными, нередко нестандартными ситуациями в работе с клиентами, видит «тонкие» места политики и может внести рациональные предложения по ее корректировке. Банки стараются придерживаться максимально приближенной к реалиям современной жизни кредитной стратегии.

Кредитная политика банка не должна противоречить действующему законодательству Российской Федерации и общему направлению экономического развития государства. Банк, при размещении кредитных ресурсов, должен следовать следующим критериям:

- требованиям Центрального банка и законодательства РФ,

- миссии и целям, принятым в банке,

- кредитной культуре банка,

- концепции по управлению рисками.

Различия кредитных политик коммерческих банков вытекают из особенностей целей конкретного банка, направления его деятельности, охваченного банком сегмента рынка, от размера банка-кредитора, опытности персонала, сложившейся конкурентной ситуации и тому подобных факторов.

Таким образом, кредитная политика является важной составляющей, точнее сказать, определяющей «активной» частью общей банковской политики в плане размещения привлеченных ресурсов (пассивов) в работающие отрасли экономики страны. По сути, кредитная политика определяет тот уровень риска, который готов принять на себя банк, предоставляя кредит (банковскую гарантию) заемщику.

 

 

Тема 8. Налогообложение и налогооблагаемая база. Проблема недоплаты налогов

Нормативные акты:

 

1. Конституция РФ.

2. ГК РФ.

3. Кодекс об административных правонарушениях РФ(КОАП).

4. Налоговый кодекс РФ,(НК)

5. Федеральный закон «О счетной палате РФ», от 11 01.1995 года N 4-ФЗ.

6. ФЗ «О бухгалтерском учете» от 07.08.2001 г. №119.

7. ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 14.12.2001 №164-ФЗ, от 30.12.2001 №196-ФЗ).

8. ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от31.05.2001 г. № 73.

9. ФЗ «О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 г. № 134.

10. ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» от 02.12.90 г. № 394-1 (в ред. от 06.08.2001 г.).

11. ФЗ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.1990г.

 

Литература:

 

1. Дубоносов Е.С. Судебная бухгалтерия: Учебно-практическое пособие. – М.: Книжный мир, 2004. – 252с.

2. Баширов Р.А., Баширова Н.В. Судебная бухгалтерия. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс»; Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2004. – С. 157-159.

3. Дубоносов Е.С., Петрухин А.А. Судебная бухгалтерия: Учебное пособие. – М.: ЮИ МВД РФ, Книжный мир, 2005, - 176с.

4. Голубятников С. Л., Леханова Е. С. Судебная бухгалтерия : учебное пособие. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. - 134 с.

5. Пепеляев С.Г. Налоговое право. - М., 2003. - С. 431-445.

 

 

Вопросы:

1. Общие положения о налогообложении физических и юридических лиц. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Объекты налогообложения.

2. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах. Порядок определения налогооблагаемой базы и ее учета.

3. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

4. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.

5. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов о налогах и сборах.

6. Налоговый контроль, налоговые правонарушения, их виды и ответственность за их совершение.

 

Самостоятельная работа студентов (работа над темами для самостоятельного изучения).

1. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов о налогах и сборах

 

 

1. Общие положения о налогообложении физических и юридических лиц. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Объекты налогообложения

 

Налоговое законодательство Российской Федерации построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории страны. Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы:

I. Федеральные налоги и сборы:

1.Налог на добавленную стоимость;

2.Акцизы на отдельные виды товаров;

3.Налог на прибыль;

4.НДФЛ – налог на доход физических лиц;

5.Взносы в государственные, социальные, внебюджетные фонды.

II. Региональные налоги и сборы:

1. Налог на имущество (или на недвижимость);

2. Дорожный налог;

3. Налог с продаж.

Ш. Местные налоги и сборы:

1. Земельный налог;

2. Налог на имущество физических лиц;

3. Налог на рекламу.

Каждый вид налога отнесен к тому или иному уровню исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, государственно-территориальные или муниципальные образования. Принимать решение по конкретным вопросам налогообложения могут соответствующие законодательные (представительные) органы только в пределах своей компетенции, независимо от закрепления налогов за определенным уровнем бюджетной системы

Уровни налоговой системы не совпадают со звеньями бюджетной системы: если в бюджет Российской Федерации зачисляются только федеральные налоги, то в региональные и муниципальные бюджеты могут поступать отчисления от федеральных или региональных налогов соответственно.

Федеральные налоги устанавливаются законами Российской Федерации и подлежат взиманию на всей ее территории. Льготы по ним закрепляются только федеральными законами, но органы представительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления вправе, вводить дополнительные. Льготы в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты. По общему правилу ставки федеральных налогов определяются Федеральным Собранием, однако ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов, минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.

Согласно ст. 13 НК РФ к федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; налог на доходы физических лиц; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; лесной налог; водный налог; экологический налог.

Объе́кт нало́гообложе́ния – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Является одним из обязательных элементов налога. При этом каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй и с учётом положений главы 7 "Объекты налогообложения" Налогового кодекса РФ (НК РФ).

1. Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

2. Товаром для целей НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом РФ.

3. Работой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

4. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

5. Реализацией товаров, работ, услуг организацией или индивидуальным предпринимателем в НК РФ признаётся соответственно

1. передача права собственности на товары одним лицом для другого лица;

2. передача результатов выполненных работ одним лицом для другого лица;

3. оказание услуг одним лицом другому лицу на возмездной основе, а в случаях, предусмотренных НК РФ, – и на безвозмездной основе. В частности, передачей (оказанием) на возмездной основе и, соответственно, реализацией признаётся обмен товарами, работами или услугами.

Место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с частью второй НК РФ.

 

2.Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах. Порядок определения налогооблагаемой базы и ее учета

 

1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

3. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым Кодексом.

5. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым Кодексом.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

· объект налогообложения;

· налоговая база;

· налоговый период;

· налоговая ставка;

· порядок исчисления налога;

· порядок и сроки уплаты налога.

Статьей 53. НК РФ предусмотрены налоговая база, налоговая ставка и размеры.

1. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения и представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются Налоговым Кодексом.

В случаях, указанных в настоящем Кодексе, ставки федеральных налогов и размеры сборов могут устанавливаться Правительством Российской Федерации в порядке и пределах, определенных настоящим Кодексом, (п. 1 в ред. Федерального закона от 02.11.2004 № 127-ФЗ).

2. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Налоговым Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым Кодексом.

Статьей 54.НК РФ предусмотрены общие вопросы исчисления налоговой базы.

1. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

2. Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российс­кой Федерации, (вред. Федеральных законов от 09.07.1999 № 154-ФЗ, от 29.06.2004 М58-ФЗ)

3. Остальные налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

Бухгалтерский учет налогов осуществляется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», к которому открываются соответствующие субсчета. Счет 68 активно-пассивный, по дебету счета происходит начисление налогов, по кредиту – перечисление налогов в соответствующие уровни бюджетов.

 

3.Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах

 

Статья 1 НК РФ определяет состав законодательства о налогах и сборах, которое действуют на территории Российской Федерации, и включает в себя:

1. - законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;

2. - законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах;

3. - нормативные правовые акты представительных органов муниципального образования о налогах и сборах.

 

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации. НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1. виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5. формы и методы налогового контроля;

6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц;

8. федеральных законов о налогах и сборах (которые приняты в соответствии с НК РФ).

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ.

С 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2007 года №137-ФЗ в статье 1 НК РФ слова «местного самоуправления» были заменены на слова «муниципальных образований». Данное изменение было внесено в рамках приведения содержания статьи в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 

4. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах

 

Отношения, которые регулирует законодательство о налогах и сборах, (налоговые отношения) носят властный характер, поскольку основаны на властном подчинении одних участников таких отношений другим участникам. На основании пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Выделены две группы отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах:

1. отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации.

2. отношения, которые возникли в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, обжалования неправомерных действий (бездействия) органов налогового контроля и их должностных лиц.

Участники налоговых отношений определены в статье 9 НК РФ.

Круг отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах определен четко. К ним относятся отношения:

1. по установлению налогов и сборов. Следует учесть, что налог считается установленным, когда определены налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. При установлении сборов элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам (статья 17 НК РФ);

2. -о введению налогов и сборов. Налог установленный в соответствии со статьей 17 НК РФ, может быть введен не сразу, а спустя некоторое время;

3. по взиманию налогов и сборов. Речь идет как о добровольной уплате налогоплательщиками, так и случаях взыскания (статьи 45 - 48, 52, 54, 57, 58 НК РФ), списания налогов и сборов (статья 59 НК РФ);

4. возникающие в процессе налогового контроля (учет налогоплательщика и снятия с учета (статьи 83 - 86 НК), проведения налоговых проверок (статьи 87 - 89, 100 НК РФ), анализа данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий плательщиков и тому подобного (статьи 92, 99 НК РФ);

5. возникающие в ходе привлечения плательщиков к ответственности за налоговые правонарушения (статьи 106 - 114, 116 - 135, 137 - 142 НК РФ).

Несмотря на то что налоговые органы являются также и органами осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, НК РФ не регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией (Письмо МНС Российской Федерации от 29 октября 2004 года №09-0-10/4312).

 

5.Нормативные правовые акты органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов о налогах и сборах

 

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

 

6.Налоговый контроль, налоговые правонарушения, их виды и ответственность за их совершение

 

По своему характеру и направленности все налоговые правонарушения условно могут быть подразделены на четыре обособленные группы.

1. Нарушения, связанные с неисполнением обязанностей в связи с налоговым учетом (ст. 116-117 НК РФ)

2. Нарушения, связанные с несоблюдением порядка ведения учета объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций (ст. 119-120 НК РФ).

3. Нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов (ст. 122, 123 НК РФ)

4. Нарушения, связанные с воспрепятствованием законной деятельности налоговых администраций (ст. 125-129.1 НК РФ)

В зависимости от объекта можно выделить два основных вида налоговых правонарушений:

а) правонарушения, посягающие на налоговые отношения, связанные с непосредственным осуществлением налоговых изъятий и непосредственно влекущие финансовые потери государства;

б) правонарушения, посягающие на отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка управления в сфере налогообложения.

По непосредственному объекту состава налоговых правонарушений можно выделить правонарушения, посягающие на:

 

- материальные фискальные права государства, т.е. нарушающие урегулированные налоговым законодательством общественные отношения, обеспечивающие уплату или изъятие налога;

- процессуальные фискальные права государства, т.е. нарушающие урегулированные налоговым законодательством общественные отношения, обеспечивающие учет налогоплательщиков, производство налогового контроля, осуществление производства по делам о налоговых правонарушениях.

Определяя систему нарушений законодательства о налогах и сборах в зависимости от направленности деяний можно выделить:

1. правонарушения против системы налогов;

2. правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;

3. правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности;

4. правонарушения против контрольных функций налоговых органов.

5. правонарушения против системы налогов;

6. правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;

7. правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;

8. правонарушения против исполнения доходной части бюджетов;

9. правонарушения против контрольных функций налоговых органов;

10. правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности;

11. правонарушения против обязанности по уплате налогов.

Глава 16 НК РФ устанавливает меры ответственности только в отношении обязанных участников налоговых отношений, то есть в отношении тех, которые так или иначе, но в конечном итоге несут обязанности перед бюджетной системой государства. Это налогоплательщики, налоговые агенты, а также иные обязанные лица. Никаких специальных мер ответственности в отношении представителей государства НК РФ не установлено.

Налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ, имеют непосредственно административно-правовую природу, а основные признаки и элементы юридического состава административного и налогового правонарушения в большинстве своих характеристик совпадают, а в ряде случаев и тождественны.

http://revolution.allbest.ru/finance/00028560_1.html

При профилактике налоговой преступности, целесообразно применять сочетание следующих мер:

1. информирование граждан - потенциальных налогоплательщиков о развитии правоприменительной практики по делам о налоговых правонарушениях и преступлениях;

2. упрощение и большая сбалансированность налоговой системы;

3. устранение пробелов в законодательстве, провоцирующих на совершение налоговых правонарушений и преступлений;

4. увеличение риска привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений;

5. постепенное повышение правовой и налоговой культуры граждан;

6. проведение налоговой амнистии в целях частичной легализации капиталов и предотвращения их перемещения за пределы России;

7. разработка уголовно-правовой политики по борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями;

8. информирование налогоплательщиков о том, куда, в каком количестве и на какие цели идут уплаченные налоги;

9. поощрение добросовестных налогоплательщиков;

10. работа над созданием и укреплением положительного имиджа сотрудников органов налоговой полиции и налоговых органов;

11. возвращение в правовое русло России некоторых иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность на территории Российской Федерации и уклоняющихся от уплаты налогов;

12. создание равных условий для всех категорий налогоплательщиков;

13. улучшение материальной обеспеченности сотрудников налоговой полиции и налоговых органов, накопление высокопрофессиональных кадров;

14. разработка нормативных актов, направленных на регулирование наиболее криминогенных отраслей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков (торговля, производство и реализация подакцизных товаров, финансово-кредитная сфера, ТЭК и т.д.);