Акты Президента Республики Казахстан, их формы (виды) и юридическая сила

Президент Республики Казахстан на основе и во исполнение Конституции и законов издаёт указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики.

В случае, предусмотренном подпунктом 3) статьи 53 Конституции, Президент Республики издаёт законы, а в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 61 Конституции, - указы, имеющие силу законов Республики.

Издание Президентом Республики законов производится в случае делегированного законодательства (или делегирования полномочий). Делегированное законодательство –в рядезарубежных стран издание правительством либо главой государства по уполномочию (делегированию) парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона. Термин «делегированное законодательство» является частью термина «делегирование полномочий». В конституционной практике делегирование парламентом полномочий по изданию законов органам исполнительной власти нередко приводит к ослаблению роли представительных учреждений и усилению исполнительных органов государства.

В Республике Казахстан для делегирования законодательства необходимо соблюдение четырех условий: 1) делегирование законодательных полномочий осуществляется на совместном заседании Палат Парламента; 2) за это должны проголосовать две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента; 3) инициатива о делегировании законодательства должна исходить от Президента Республики; 4) делегирование законодательных полномочий осуществляется на срок, не превышающий одного года.

Поэтому не случайно в Конституции Республики Казахстан отсутствует указание о том, что Парламент Республики Казахстан является единственным законодательным органом страны.

Действующая Конституция 1995 года закрепила институт промульгации. Промульгация(от лат. promulgatio – объявление, обнародование) -опубликование принятого и утверждённого закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные конституцией или законом сроки. Так, в соответствии с подпунктом 2) статьи 44 Конституции Казахстана Президент Республики подписывает представленный Сенатом Парламента закон в течение одного месяца, обнародует закон либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования.

Возвращение закона или отдельных его статей для повторного обсуждения и голосования означает возражение Президента Республики на закон, принятый Парламентом и называется вето. Вето (от лат. veto запрещаю) - в большинстве современных государствах акт главы государства или верхней палаты парламента, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения (чаще всего закона), принятый соответственно, парламентом либо нижней палатой парламента. В данном случае акт главы государства выступает в форме отказа подписать закон, принятый парламентом. В конституционном праве различают абсолютное и относительноевето. Абсолютное (или резолютивное) вето – это такой отказ главы государства подписать закон (законопроект), который не может быть преодолён парламентом, т.е. он является окончательным. Относительное(отлагательноеили суспенсивное) вето – это такой отказ главы государства санкционировать закон (законопроект), который лишь приостанавливает вступление его в силу, поскольку парламенту предоставляется право путем преодоления возражения главы государства окончательно принять этот закон вторичным голосованием. При этом для вторичного (окончательного) принятия закона (законопроекта) обычно требуется квалифицированное большинство голосов членов (депутатов) парламента. Кроме того, различают также общееи выборочное (частичное)вето. Первое означает возможность отклонения всего закона в целом, второе означает наложение вето на отдельные положения или статьи закона (законопроекта).

Подпункт 2) пункта 2 статьи 54 Конституции Республики Казахстан устанавливает, что Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента. Если Мажилис и Сенат большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат подтвердят ранее принятое решение, Президент в течение одного месяца подписывает закон. Если возражения Президента не преодолены хотя бы одной из Палат, закон считается не принятым или принятым в редакции, предложенной Президентом. Возражения Главы государства в отношении принятых Парламентом конституционных законов рассматриваются в таком же порядке, что и в отношении обычных законов, с той лишь разницей, что для преодоления возражения Президента на конституционные законы необходимо не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента.

Таким образом, в Республике Казахстан применяется относительное (отлагательное)вето, и как общее,так и выборочное (частичное)вето.

Описанный порядок возможен только при условии функционировании обеих Палат Парламента Республики. Как известно, в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Конституции Президент Республики вправе распустить не только Парламент, но и Мажилис Парламента, оставив при этом Сенат Парламента. В случае, если Президент Республики распустил только Мажилис Парламента, в соответствии со статьей 55 Конституции Республики Сенат Парламента будет выполнять функции Парламента по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий. В этом случае Конституция Республики не устанавливает в Сенате порядок повторного обсуждения и голосования по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента, а также количество голосов депутатов Сената, необходимое для преодоления возражения Президента.

Законы вступают в силу после их подписания Президентом Республики (п.2 ст.62 Конституции). Иначе говоря, подписание закона Президентом Республики означает, во-первых, что закон обрёл окончательную ту или иную юридическую форму – форму или конституционного закона, или кодекса, или собственно закона, и, во-вторых, после одобрения закона главой государства закон обладает официальным характером со всеми необходимыми реквизитами.

Однако нормотворческая и правоприменительная практика в Республике Казахстан показывает, что вступление в силу закона или иного акта ещё не означает, что можно руководствоваться данным актом. Необходимым и главным условием реализации закона (в форме использования, исполнения, соблюдения и применения) является действие закона. Только после того, как закон или иной нормативный правовой акт введён в действие, можно руководствоваться данным законом, т.е. только в этом случае возможна реализация закона во всех формах – в форме использования, исполнения, соблюдения, и главное, применения. Введение в действие закона или иного нормативного правового акта означает, что нормативный правовой акт не только приобрёл юридическую силу, но и оказывает воздействие на общественные отношения, подлежащие правовому регулированию (и охране тоже) путём предоставления прав, возложения обязанностей и установлением ответственности за совершение правонарушения. В этом смысле только введение в действие закона или иного нормативного правового акта является правовым основанием не только применения, но и реализации нормативного акта во всех иных формах. Например, Уголовный кодекс Республики Казахстан 1997 года подписан главой государства 16 июля того же года и после подписания вступил в силу, однако суды и иные правоприменительные органы не могли руководствоваться данным Кодексом до 1 января 1998 года, а продолжали применять Уголовный кодекс Казахской ССР 1959 года при уже вступившем в силу Уголовном кодексе Республики Казахстан.

Кроме того, Конституция Республики Казахстан 1995 года, как и конституции ряда зарубежных государств, предусматривает институт контрасигнатуры (контрассигнации). Контрасигнатура (контрассигнация) –скрепление акта главы государства подписью премьер-министра или ответственного министра, на которого лежит юридическая ответственность за законность данного акта.Контрасигнатура предусматривает, по крайней мере, два условия: 1) без подписи премьер-министра или ответственного министра акт главы государства недействителен и 2) юридическую и политическую ответственность за законность акта главы государства несёт скрепивший его премьер-министр или ответственный министр. Контрасигнатура применяется в ряде зарубежных стран и объясняется тем, что глава государства юридически не ответственен за свои действия (за исключением случаев государственной измены и иных тяжких преступлений, если речь идёт о президенте).

Институт контрассигнации предусмотрен в пункте 3 статьи 45 Конституции Республики, которая устанавливает, что акты Парламента, подписываемые Президентом Республики, а также акты Президента, издаваемые по инициативе Правительства, предварительно скрепляются соответственно подписью председателя каждой из Палат Парламента либо Премьер-Министра, на которых возлагается юридическая ответственность за законность данных актов.

Схемы

Конституционно-правовой статус Президента Республики Казахстан
Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях
Президент Республики – символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина
Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом
Конституционные полномочия Президента Республики Казахстан
Президент Республики Казахстан:
обращается с ежегодным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики
назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент Республики и его Палаты; созывает первую сессию Парламента и принимает присягу его депутатов народу Казахстана; созывает внеочередную сессию Парламента; подписывает представленный Сенатом Парламента закон в течение одного месяца, обнародует закон либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования
после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе Парламента, вносит на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуру Премьер-Министра Республики; с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-Министра Республики; освобождает его от должности; по представлению Премьер-Министра определяет структуру Правительства Республики, образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы Республики, не входящие в состав Правительства, назначает на должности членов Правительства Республики; назначает на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; освобождает от должностей членов Правительства; принимает присягу членов членов Правительства; председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам; поручает Правительству внесение законопроекта в Мажилис Парламента; отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства и Премьер-Министра Республики, акимов областей, городов республиканского значения и столицы
с согласия Сената Парламента назначает на должности Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; освобождает их от должностей
образует, упраздняет и реорганизует государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики, назначает на должности и освобождает от должностей их руководителей
назначает и отзывает глав дипломатических представительств Республики
назначает на должности сроком на пять лет Председателя и двух членов Центральной избирательной комиссии, Председателя и двух членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета
утверждает государственные программы Республики
по представлению Премьер-Министра Республики утверждает единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета Республики
принимает решение о проведении республиканского референдума
ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей иностранных государств
является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики, назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил
награждает государственными наградами Республики, присваивает почетные, высшие воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги, квалификационные классы
решает вопросы гражданства Республики, предоставления политического убежища
осуществляет помилование граждан
в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства, после официальных консультаций с Премьер-Министром и председателями Палат Парламента Республики принимает меры, диктуемые названными обстоятельствами, включая введение на всей территории Казахстана и в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, применение Вооруженных сил Республики, с незамедлительным информированием об этом Парламента Республики
в случае агрессии против Республики либо непосредственной внешней угрозы ее безопасности вводит на всей территории Республики или в отдельных ее местностях военное положение, объявляет частичную или общую мобилизацию и незамедлительно информирует об этом Парламент Республики
формирует подчиненные ему Службу охраны Президента Республики и Республиканскую гвардию
назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Республики Казахстан, определяет его статус и полномочия; формирует Администрацию Президента Республики, а также Ассамблею народа Казахстана и Высший Судебный Совет
осуществляет другие полномочия в соответствии с Конституцией и законами Республики
Формы актов Президента Республики Казахстан
Указы Распоряжения Законы Указы, имеющие силу закона

Вопросы для самоконтроля:

1. Каков правовой статус Президента Республики Казахстан согласно Конституции Республики Казахстан?

2. Назовите основные правомочия Президента Республики Казахстан по Конституции Республики Казахстан.

3. Назовите правовые акты Президента Республики Казахстан.

4. В каких случаях Президент Республики Казахстан выполняет законодательные функции?

5. Назовите полномочия Президента Республики Казахстан в отношении Парламента.

6. Назовите полномочия Президента Республики Казахстан в отношении Правительства.

7. Назовите полномочия Президента Республики Казахстан в отношении Конституционного Совета.

8. Назовите полномочия Президента Республики Казахстан в отношении судов и судей.

9. Назовите полномочия Президента Республики Казахстан в отношении органов прокуратуры.

10. Назовите полномочия Президента Республики Казахстан в отношении других государственных органов, входящих и не входящих в состав Правительства.

11. В каких случаях Президент Республики Казахстан может распустить Парламент?