Назначение и подготовка республиканского референдума. Порядок проведения республиканского референдума

Конституция Республики Казахстан 1995 года в подпункте 10 статьи 44 устанавливает право Президента Республики Казахстан принимать решение о проведении республиканского референдума, а в соответствии с подпунктом 3 статьи 54 Конституции Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате проявляет инициативу о назначении республиканского референдума.

Конституционный закон «О республиканском референдуме» регламентирует вопросы назначения и подготовки республиканского референдума. В соответствии со статьей 11 данного Конституционного закона инициатива назначения референдума принадлежит:

1) Президенту Республики Казахстан;

2) Парламенту Республики Казахстан, который обращается с инициативой о назначении референдума к Президенту Республики Казахстан. Выдвижение инициативы осуществляется Парламентом в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопроса вначале в Мажилисе, а затем в Сенате и оформляется соответствующими постановлениями Палат Парламента;

3) Правительству Республики Казахстан, которое обращается с инициативой о назначении референдума к Президенту Республики Казахстан. Выдвижение инициативы осуществляется Правительством на своем заседании большинством голосов от общего числа его членов и оформляется соответствующим постановлением;

4) не менее чем двумстам тысячам гражданам Республики, обладающих правом на участие в республиканском референдуме, в количественном отношении в равной мере представляющих все области, столицу Республики и города республиканского значения, которые обращаются с инициативой о назначении референдума к Президенту Республики.

Предложения о назначении референдума по одному и тому же вопросу (одним и тем же вопросам) могут быть внесены и рассматриваются повторно Президентом Республики не ранее чем через два года после принятия предыдущего решения по указанному вопросу (указанным вопросам).

Сам порядок подготовки и проведения республиканского референдума регулируется в основном процессуально-правовыми, нежели материально-правовыми нормами. Процесс проведения референдума, как и избирательный процесс, законодательный процесс в Парламенте, а также конституционное производство в Конституционном Совете, можно сказать, является составной частью конституционного процесса. Сам процесс (процедура) проведения референдума, регулируемый Конституционным законом «О республиканском референдуме», довольно сложен. Данный Конституционный закон предусматривает образование инициативной группы по вопросу о назначении республиканского референдума, регистрацию инициативной группы референдума, порядок и сроки сбора подписей, ответственность за нарушение порядка сбора подписей, направление подписных листов и итогового протокола по результатам сбора подписей, срок проведения республиканского референдума и др. вопросы.

Порядок проведения республиканского референдума включает в себя списки граждан, имеющих право участвовать в республиканском референдуме, оповещение о времени и месте голосования при проведении референдума, бюллетень для голосования, недействительные бюллетени при подведении итогов республиканского референдума, само голосование, подсчет голосов и определение результатов референдума, подведение итогов республиканского референдума. Кроме того, предусматривается рассмотрение Конституционным Советом вопроса о правильности проведения республиканского референдума в случае, указанном в подпункте 1 пункта 1 статьи 72 Конституции Республики, а также опубликование итогов республиканского референдума.

Принятые на референдуме Конституция, конституционные законы, законы, изменения и дополнения в них, решения по иным вопросам, вынесенным на референдум, вступают в силу со дня опубликования официального сообщения об итогах референдума, если в самой Конституции, конституционном законе, законе, изменениях и дополнениях в них, в решении, принятом на референдуме, не установлен другой срок (ст.34 Конституционного закона «О республиканском референдуме»).

Следует особо указать на юридическую силу решений и обязательность решений, принятых республиканским референдумом. Пункт 1 статьи 35 Конституционного закона «О республиканском референдуме» устанавливает, что решение, принятое референдумом, имеет обязательную силу на всей территории Республики Казахстан и не нуждается в каком-либо подтверждении актами Президента или органов государственной власти Республики. Это означает, что решение, принятое референдумом имеет прямое, непосредственное действие на всей территории Республики Казахстан безо всяких каких-либо дополнительных условий.

Более того, пункт 2 статьи 35 Конституционного закона «О республиканском референдуме» закрепляет, что несоответствия между решением, принятым референдумом, и Конституцией, конституционными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Республики устраняются путем приведения Конституции, конституционных законов, законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с решением, принятым референдумом. Здесь следует отметить, что в самой Конституции Республики Казахстан 1995 года отсутствует указание о соотношении по юридической силе норм Конституции и решения, принятого республиканским референдумом. Пункт 2 статьи 4 Конституции констатирует, что высшей юридической силой и прямым действием на всей территории Республики обладает Конституция. Кроме того, пункт 1 этой же статьи Конституции устанавливает нормы, которые являются действующим правом в Республике Казахстан. Среди них нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики. Как видно, в состав действующего права не включены нормы, которые могут быть приняты в результате республиканского референдума.

Однако отметим, что нормы Конституции, соответствующих ей законов, могут быть изменены, дополнены или отменены путем республиканского референдума. Например, пункт 1 статьи 91 Конституции предусматривает, что изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан могут быть внесены республиканским референдумом. Соответственно, нормы законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики должны быть приведены в соответствии с измененными и дополненными республиканским референдумом нормами Конституции Республики Казахстан. Тем самым, содержание тех или иных норм Конституции Республики 1995 года (кроме тех, которые не подлежат пересмотру), законов, иных нормативных правовых актов могут обусловливаться решением, принятым республиканским референдумом и включаться в состав действующего права Республики Казахстан.

 

Схема

Республиканский референдум - всенародное голосование по проектам Конституции, конституционных законов, законов и решений по иным наиболее важным вопросам государственной жизни Республики Казахстан. Референдум проводится на всей территории Республики
Предмет республиканского референдума принятие Конституции, конституционных законов, законов Республики, внесение в них изменений и дополнений
решение иных наиболее важных вопросов государственной жизни Республики
Не могут быть предметом референдума вопросы которые могут повлечь за собой нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина
изменения унитарности и территориальной целостности государства, формы правления Республики
административно-территориального устройства и границ Республики
правосудия, обороны, национальной безопасности и охраны общественного порядка
бюджетной и налоговой политики
амнистии и помилования
назначения и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящиеся к ведению Президента, Палат Парламента и Правительства Республики
выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Республики
Юридическая сила и обязательность решений, принятых республиканским референдумом решение, принятое референдумом, имеет обязательную силу на всей территории Республики Казахстан и не нуждается в каком-либо подтверждении актами Президента или органов государственной власти Республики
несоответствия между решением, принятым референдумом, и Конституцией, конституционными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Республики устраняются путем приведения Конституции, конституционных законов, законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с решением, принятым референдумом

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте содержание дефиниции «референдум».

2. Какие виды референдумов различают в конституционном праве?

3. Какие вопросы могут быть предметом республиканского референдума?

4. Какие вопросы не могут быть предметом республиканского референдума?

5. Назовите принципы проведения республиканского референдума.

6. Назовите нормативные правовые акты, регулирующие вопросы республиканского референдума.

7. Кому принадлежит право назначения республиканского референдума?

8. Кому принадлежит инициатива о назначении республиканского референдума?

9. Охарактеризуйте вкратце порядок проведения республиканского референдума.

10. В какие сроки вступают в силу решения, принятые республиканским референдумом и какова юридическая сила этих решений?