Более конкретные и менее общие семы – собственно лексические
1. Категориально-лексическая (КЛС) – главная сема - архисема. Это – родовая сема, свойственная всем единицам класса слов: «птица» - в словах снегирь, воробей, орёл и др.; «аппарат» - в словах вертолет, самолет, воздушный шар и др.; «перемещение» - в словах ходить, летать, плыть и др.
2.Уточняют, конкретизируют главную – родовую сему – дифференциальные – видовые семы. Они противопоставляют члены одного и того же рода.
Срв.:
Снегирь – небольшая(1), лесная(2), певчая(3), птица(4), семейства вьюрковых(5), с красной(6), грудью(7). –
Орёл – крупная (1),живущая в горных(2) или степных местностях(3), птица(4), семейства ястребиных (5), сильная(6), хищная(7), с изогнутым клювом(8).
У данных слов общая сема – родовая - «птица», остальные семы – дифференциальные, называющие специфические признаки, отличающие один вид птицы от другой.
Подобная работа может проводиться и в школе. Наблюдения за семантической структурой слова и интересное, и полезное занятие, способствующее развитию наблюдательности ребенка, формированию точности речи, развитию мышления.
Другим, не мене важным, должен стать следующий этап работы над семантической структурой слова.
В структуре слова могут быть скрытые – потенциальные семы. Слово-ономатема – абстрактная единица. Реализуясь в контексте, она актуализируется как слово-синтагма. Например: Среди высоких скал парил горный орёл (реализуется сема «птица»). – Её сын – настоящий орёл (актуализируется потенциальная сема «о гордом, сильном, смелом человеке»). Наблюдения над семами позволяет выявлять мотивацию (золотая осень – мотивация – сема «желтый, цвета золота»), самим выявлять эти возможности у новых слов. Такая работа способствует развитию образного мышления учащихся, что способствует обогащению их словаря.