Более подробно управленческое целеполагание будет рассмотрено при изучении темы «Цели и функции менеджента».

 

Виды инновационных стратегий

Инновационные стратегии подразделяются на
следующие группы:

Базовые стратегии— модель поведения предприятия в целом и отдельной СХЕ (стратегической хозяйственной единицы) в той или иной конкретной рыночной ситуации. Например, стратегия выбора рынков и конкуренции на выбранном рынке: достижение преимущества в конкуренции на основе лидерства в качестве предлагаемой продукции; лидерство в ценах; рыночная специализация; рыночная кооперация.

Функциональные стратегии— научно-технические,
производственные, маркетинговые и сервисные стратегии; комплексы мероприятий и программ для
отдельных функциональных сфер и подразделений предприятий. Они имеют подчиненное значение и являются по существу программами, обеспечивающими практическую реализацию базовых стратегий.

продуктовые— ориентированы на создание новых товаров,
услуг, технологий;

ресурсные— элемент новизны вносится в ресурсное обеспечение (трудовые, материально-технические, финансовые, информационные);

организационно-управленческие — касаются изменения систем
управления.

Основу выработки инновационной стратегии составляют
проводимая фирмой научно-техническая политика, рыночная
позиция фирмы и теория жизненного цикла продукта.

 

Базовые стратегии делятся на четыре группы:

1) стратегия интенсивного развития;

2) стратегия интеграционного развития;

3) стратегия диверсификации;

4) стратегия сокращения.

 

Стратегия интенсивного развития – организация наращивает свой потенциал путем лучшего использования своих внутренних сил и тех возможностей, которые предоставляет внешняя среда.

Известны три стратегии интенсивного развития:

• «существующий товар на существующем рынке» — стратегия направлена на более глубокое проникновение с данным товаром на рынок;

«новый товар — старый рынок» — это продуктовая инновационная стратегия, при которой разрабатывается товар с новыми потребительскими свойствами и он реализуется на старом рынке;

«старый товар — новый рынок» — маркетинговая инновационная стратегия, направленная на реализацию известного товара в новых рыночных сегментах.

Стратегии интеграционного развития:

• вертикальная интеграция с поставщиками;

• вертикальная интеграция с потребителями;

• горизонтальная интеграция (взаимодействие с отраслевыми предприятиями-конкурентами).