Конструкция и описание редуктора

Лабораторная работа № 5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ
ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО ЗУБЧАТОГО РЕДУКТОРА

Цель работы

1. Изучение конструкции редуктора и ознакомление с основными требованиями, предъявляемыми к его сборке.

2. Определение размеров зубчатых колес.

3. Выполнение рабочего чертежа детали редуктора.

 

Основные правила по технике безопасности

1. При отвинчивании гаек редуктор не следует перемещать по столу.

2. Перед измерением параметров зубчатых колес сборочная единица (вал с зубчатыми колесами и подшипниками) должна укладываться на специальные подставки.

 

Конструкция и описание редуктора

 

Редуктор – механизм, состоящий из зубчатых косозубых колес, выполненный в виде отдельной сборочной единицы и предназначенный для понижения угловой скорости и, следовательно, повышения крутящего момента ведомого вала по сравнению с ведущим. Шестерни и колеса изготовлены из поковок.

Корпус выполнен неразъемным с целью увеличения прочности картера и снижения массогабаритных показателей. Сборка редуктора, осуществляется через люки и отверстия для установки подшипниковых узлов. Для повышения жесткости корпус и крышки снабжены ребрами. Подшипники на валах обычно имеют одинаковые размеры, что позволяет получать различные варианты сборки. С целью равномерного распределения нагрузки между подшипниками вала, шестерню на входном вале и колесо на выходном вале целесообразно располагать, по возможности, дальше от опоры консольного конца вала. Поскольку на концах валов редуктора обычно устанавливают полумуфты или детали передач (фланцы, шкивы, цепные звездочки, колеса открытых передач и т. п.), создающие дополнительную нагрузку на валы и опоры. Зубчатые колеса на гладкие валы устанавливают с натягом или по стандартным посадкам шлицевых или шпоночных соединений.

 

Рисунок 1. Редуктор цилиндрический трехступенчатый

Наружные кольца подшипников устанавливаются в корпусе или стаканах по посадке, обеспечивающей незначительный зазор, что позволяет кольцу во время работы проворачиваться, благодаря чему в контакт с телами качения вступают новые участки беговой дорожки. Кроме того, при наличии зазора облегчается перемещение колец, необходимое для регулировки натяга подшипников. Крышки, закрывающие подшипники, выполняют привертными или закладными.

Первые удобнее в эксплуатации, так как обеспечивают доступ к отдельным подшипникам для осмотра без разборки всего редуктора, вторые – упрощают конструкцию и снижают массу редуктора. Уплотнения в сквозных закладных крышках предотвращают попадание механических частиц в подшипники и внутреннюю полость редуктора, а также не допускают вытекания масла. Уплотнения выполнены в резиновых манжет. Манжетные уплотнения являются надежными и долговечными. Для осмотра поверхности зубьев колес и заливки масла в корпусе имеется смотровое отверстие (люк), закрытый крышкой. В корпусе редуктора установлен сапун, предназначенный для выравнивания давления внутри корпуса и атмосферного. В основании корпуса имеется отверстие, для слива масла, закрытое пробкой.

Вытекание масла по разъемам предотвращается установкой картонных прокладок, пропитанных специальным составом, с последующей затяжкой болтов. Для подъема редуктора служат проушины или рым-болты.