Государственное регулирование РЦБ: сущность, модели, принципы и формы

Государственное регулирование РЦБ – это процесс воздействия на деятельность всех участников данного рынка с целью упорядочения всех форм деятельности и организации эффективной инфраструктуры фондового рынка.

Процесс регулирования включает в себя регулирование, проводимое государственными органами и регулирование со стороны профессиональных участников РЦБ (саморегулирование).

Регулирование ценных бумаг со стороны государства охватывает все формы деятельности и все виды операций: эмиссионные, инвестиционные, посреднические, спекулятивные, залоговые.

Процесс государственного регулирования включает:

1) создание нормативной базы, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил и методических положений, которые позволяют развиваться РЦБ на легитимной основе;

2) отбор профессиональных участников рынка;

3) контроль над соблюдением всеми участниками рынка нории и правил его функционирования;

4) применение системы санкций за нарушения норм и правил, установленных на РЦБ;

5) поддержание порядка на РЦБ;

6) защита субъектов экономики от мошенничества отдельных лиц и организаций;

7) обеспечение свободного и открытого установления равновесных цен на ценные бумаги, обусловленное колебанием на рынке спроса и предложения;

8) воздействие на рынок с целью достижения определенных общественных целей (снижение инфляции, повышение занятости);

9) разработку основ системы страхования инвесторов от возможных потерь;

10) разработку единой стратегии развития фондового рынка.

В мировой практике сложились три основные модели регулирования РЦБ.

1. Модель, основанная на прямом административном контроле РЦБ (сложилась в Ирландии, Нидерландах, Португалии).

2. Модель, основанная на финансовом банковском контроле (развита в Германии, Бельгии, Дании).

3. Модель, регулирующая РЦБ через систему специально созданных учреждений (США, Франция, Великобритания).

В России первоначально складывалась англосаксонская модель, был создан специальный институт регулирования – Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, однако в 2004 г. ее функции были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), что позволяет говорить о функционировании в России первой модели.

Основные принципы государственного регулирования.

§ обеспечение единства нормативно-юридической базы регулирования во всех ее аспектах;

§ комплексность методов регулирования;

§ достижение оптимального сочетания государственного регулирования с общественным саморегулированием рынка ценных бумаг;

§ преемственность в регулировании на протяжении длительного времени;

§ равенство всех участников рынка как частных собственников перед законом и друг перед другом, недопустимость привилегий как общее правило;

§ учет мирового опыта развития и регулирования фондового рынка.

Способы государственного регулирования фондового рынка:

§ прямое (административное) – это государственное регулирование рынка, основанное на юридических нормах. Оно включает:

§ нормативно-законодательную деятельность;

§ регистрационную деятельность (ведение реестров юридических объектов – юридических и физических лиц, ценных бумаг и др.);

§ разрешительную деятельность (лицензирование, аттестацию);

§ поддержание правопорядка на рынке;

§ выставление требований к участникам рынка, например, по обеспечению гласности, информированию и др.;

§ косвенное (экономическое) – это государственное регулирование рынка, основанное на использовании экономических инструментов самого рынка в качестве рычагов регулирования.

Такого рода регулирование включает проведение государством:

§ определенной денежной политики;

§ политики налогообложения;

§ политики формирования государственных доходов и направления использования государственных расходов;

§ политики управления государственной собственностью, в том числе управление имеющимися у государства пакетами акций приватизированных предприятий и др.

В отличие от государственного регулирования рынка в целом, или регулирования макроэкономических процессов, регулирование рынка ценных бумаг по преимуществу является административным, т.е. осуществляется с помощью правовой базы, а не каких-либо экономических рычагов – например, управление количеством денег в обращении или установление процентных ставок.

На практике указанные способы регулирования обычно дополняют друг друга.

Органы регулирования российского рынка ценных бумаг представляют собой совокупность организаций, осуществляющих управление на основе нормативно-правовых и этических правил, сложившихся на рынке. Основные органы государственного регулирования: Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ.

 

Основные элементы системы регулирования российского рынка ценных бумаг

Система регулирования рынка ценных бумаг
Нормативно-правовая база (законы, правила, нормативы)   Органы контроля за рынком и его участниками   Органы регулирования рынка (властные и добровольные) Органы разрешения всех видов споров Регулирование состава участников рынка  

 

ФСФР осуществляет следующие основные функции:

§ разрабатывает основные направления развития рынка ценных бумаг;

§ координирует деятельность всех других федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования данного рынка;

§ утверждает стандарты эмиссий ценных бумаг и стандарты проспектов ценных бумаг;

§ утверждает порядок государственной регистрации проспектов ценных бумаг, выпусков ценных бумаг и отчетов об их итогах;

§ разрабатывает и утверждает требования к правилам осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

§ устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, в том числе операциям размещения, обращения, расчетно-депозитарным операциям, порядку ведения реестра;

§ устанавливает порядок, осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и ведет реестр этих лицензий;

§ устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;

§ определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

§ обеспечивает создание системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

§ утверждает квалификационные требования, предъявляемые к персоналу профессиональных участников рынка ценных бумаг, и осуществляет их аттестацию в форме приема квалификационного экзамена и выдачи квалификационного аттестата;

§ разрабатывает проекты законодательных и других нормативных актов, необходимых для регулирования рынка ценных бумаг.

Кроме этих специальных органов в воздействии на фондовый рынок принимают участие Президент, правительство, судебные органы и другие государственные организации, призванные проводить государственную фондовую политику. На ФСФР не распространяются полномочия на эмиссию долговых обязательств правительства и субъектов Федерации. Такие полномочия предоставлены Министерству финансов РФ, которое совмещает функции, как регулятора фондового рынка, так и эмитента государственных бумаг.

Основными законодательными актами, на основе которых осуществляется регулирование рынка ценных бумаг, являются:

А. Основополагающие (ключевые) законы:

§ Федеральный закон «Об акционерных обществах» (1995 г.);

§ Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (1996 г.);

Б. Последующие законы, имеющие прямое отношение к рынку ценных бумаг:

§ Федеральный закон «О переводном и простом векселе» (1997 г.);

§ Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (1998 г.);

§ Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (1998 г.);

§ Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (1999 г.);

§ Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» (2001 г.);

§ Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» (2003 г.).

Кроме указанных законов, федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, ранее называвшемуся Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), было издано большое количество постановлений и стандартов, которые развивают положения указанных федеральных законов.

Однако существующие документы зачастую не дополняют, а противоречат и даже взаимоисключают друг друга. Именно поэтому одним из основных требований Указа Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1008 стало «обеспечение единства и непротиворечивости государственного регулирования РЦБ через механизм обязательного согласования» нормативных правовых актов исполнительной власти с Федеральной комиссией по ценным бумагам. В современных условиях фондовый рынок регулируется постановлениями.

Наиболее значимые из них:

§ Постановление ФК РЦБ РФ от 1 апреля 2003 г. № 3–18/ПС «Порядок определения дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг»;

§ Постановление от 22 мая 2003 г. № 30–28/ПС «О порядке отражения в учетной системе объединения дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг и аннулирования индивидуальных номеров (кодов) дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг».

В апреле 2002 г. был подписан важный документ «Генеральное соглашение с Банком России по вопросам сотрудничества и взаимодействия, в частности в отношении контроля над деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках». Целью данного соглашения является улучшения качества работы кредитных организаций на финансовых рынках, в особенности снижения рисков и повышения прозрачности операций с ценными бумагами.

Развитие фондовых рынков в международном пространстве требует объединения национальных регулирующих органов, чтобы контролировать мировые финансовые рынки. В 1977 г. создана международная организация комиссий по ценным бумагам (ИОСКО), которая в своей деятельности преследует следующие цели:

1) объединение усилий для оптимального регулирования фондовых рынков, как на национальном, так и на международном уровне;

2) обмен информации о своей деятельности для обеспечения развития национальных рынков;

3) взаимодействие при установлении стандартов эффективного надзора за международными сделками с ценными бумагами;

4) взаимопомощь для обеспечения целостности рынков путем адекватного применения надзорных стандартов и мер взыскания против их нарушения.

В ИОСКО действует четыре региональных комитета: африко-ближневосточный, азиатско-тихоокеанский, европейский и межамериканский. Также ИОСКО образовал два специализированных комитета: технический (регулирует наиболее развитые РЦБ в мире) и комитет развивающихся рынков. Последний разрабатывает методики повышения эффективности функционирования фондовых рынков, находящихся в стадии формирования.