Воздействие эмоций на жизнедеятельность субъекта в конфликтных ситуациях

В ситуации конфликта эмоциональная составляющая играет определяющую роль, поскольку большая часть всех человеческих конфликтов возникает и развивается на эмоциональной основе. Наша сегодняшняя задача состоит в том, чтобы определить психологическую роль эмоциональных факторов в конфликте и научиться осознанному управлению своим эмоциональным состоянием и эмоциональными факторами конфликтной ситуации.

Эмоции возникают при недостатке сведений, необходимых для достижения цели, они способствуют поиску новой информации и повышают вероятность достижения цели. Воздействие эмоций на жизнедеятельность субъекта определено функциями и особенностями эмоциональных явлений в жизни человека.

В конструктивном варианте эмоции удерживают жизненный процесс в его оптимальных границах, а в деструктивном – ведут к разрушению структур внутреннего мира, социальных связей и отношений субъекта, к соматическим нарушениям.

В ситуации конфликта эмоции приобретают особую важность и статус, иногда они способствуют выживанию, иногда обозначают ход дальнейшего развития, а иногда ведут к деградации субъекта. В целом, воздействие эмоций в конфликте определяется следующим:

• эмоции являются внутренним организатором внешних проявлений, определяя избирательность поведения;

• в критических обстоятельствах эмоции выступают как основная, определяющая поведенческая сила: эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения и позволяют приспосабливаться к окружающим условиям; в ситуации слабой саморегуляции (или ее отсутствия) эмоции мгновенно замыкаются на импульсивные реакции;

• эмоции экстренно определяют перспективные направления деятельности посредством ориентации восприятия, то есть если человек эмоционально воспринимает ситуацию, другого человека, значит, он усматривает и оценивает возможности взаимодействий с ним;

• эмоции регулируют мотивационные побуждения посредством включения эмоций успеха – неуспеха; эмоция успеха усиливает исходное побуждение к цели, эмоция неуспеха тормозит, а иногда и дезорганизует деятельность;

• эмоции регулируют психо-функциональное состояние субъекта; длительное, лишенное положительных эмоций состояние может привести к отрицательным психическим деформациям;

• замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию, фактором мотивации поведения; таким образом, эмоциональная сфера становится мотивационной базой поведения;

• эмоции определяют уровень функционирования структур внутреннего мира, например, в чрезмерно сложных ситуациях, когда превышается уровень адаптивного напряжения, происходит избыточное перевозбуждение эмоциональной сферы, при котором поведение смещается на более низкие уровни регуляции;

• эмоции обозначают «слабые места» в структуре внутреннего мира, деформации и аномалии развития например, эмоционально насыщенным будет стремление субъекта продемонстрировать свое превосходство над окружающими при наличии ущербного отношения к себе;

• эмоциональная пресыщенность внутреннего мира и внешних проявлений субъекта ведет к возникновению соматических нарушений и нервных срывов;

• конфликтные эмоции затрагивают познавательную сферу, при этом возникает необоснованная тревога, дискомфорт, мышление благодаря их воздействию становится вялым, восприятие сужается до объекта претензий, память включает негативный прошлый опыт, воображение рисует удручающие картины невозможности изменений и т.д., все это блокирует интеллектуальную деятельность субъекта и усугубляет его психическое состояние и социальное положение;

• выраженность эмоциональных состояний отражает уровень вовлеченности сознания и мышления в патологические процессы психики; например, человек, находящийся под влиянием неудовлетворенного, заблокированного, деформированного, подавляемого чувства, способен мыслить только в тех пределах, которые заданы ему этим чувством;

• эмоциональное напряжение, возникающее в конфликте, взаимосвязано со степенью сужения свободы волевой деятельности и, следовательно, способности человека руководить своими действиями;

• при наличии дисгармонии между естеством эмоций и социальными условиями их проявления отмечается сбой в жизнедеятельности всех систем организма и механизмов взаимосвязи с окружающей средой, т.е. наступает дезадаптация.

Это далеко не полный перечень воздействий эмоций на внутренний мир субъекта, их разнообразие определяется неповторимостью конфликтных ситуаций, индивидуальными особенностями субъектов и своеобразием реакций ближайшего окружения на конфликт.

 

2. Энергия, информация, эмоции – их соотношение
и взаимосвязь в конфликтных проявлениях субъекта

Все социальные взаимодействия осуществляются посредством энерго-эмоционально-информативных импульсов и инграмм[8], которые позволяют субъекту осуществлять выбор соответствующего реагирования на раздражитель.

Импульс – это нечто, сообщающее количество движения. В ситуации социальных взаимодействий психологическую структуру импульса определяет энергия и информация, которые базируются на соответствующей эмоции. Например, слово «мама» каждый из нас произносит со своей энергией, информацией и эмоцией; плач новорожденного мать узнает по тончайшим проявлениям энерго-эмоционально-информационного потенциала.

Посредством импульса осуществляется легкий контакт субъектов для взаимного обмена энерго-эмоционально-информативным содержанием. Соответствующая энергия, информация и эмоции передаются от одного человека к другому в процессе общения. Энергия, информация и эмоции содержатся: в мыслях и помыслах, в потребностях, способностях, инстинктах.

Своеобразие человека и его индивидуальность проявляются и в эмоциональных стереотипах поведения. Например, на одни ситуации он реагирует, а на другие нет, почему? Существует мнение, что на уровне психической энергии одноименное стремится к одноименному. И тогда если энерго-эмоционально-информативные посылы двух людей совпадают, воздействие осуществляется, если нет, оно отражается (это ко мне не относится). Если проблема, лежащая в основе ситуации, не разрешена, взаимодействие приобретает статус события, которое может стать определяющим на много дней, а может быть, и лет вашей жизни. На энерго-эмоционально-информативном уровне импульсы, объединяясь, подобно броуновским частичкам, образуют инграмму.

Сопровождая нашу жизнедеятельность, эмоции способствуют развитию болезней при негативном содержании смысложизненных представлений или же добавляют здоровья при позитивном. Энергия эмоций порождает и состояние влюбленности и ненависти, ведущей к конфликтному взаимодействию.

Если энергия эмоций не находит выхода, то она способствует созданию мышечных зажимов, блоков, отражающихся как на внешнем облике, так и на функциональной деятельности внутренних органов, сосудов, нейронов мозга.

Энергия эмоций способна деформировать личность посредством окрашивания фона жизнедеятельности в негативные тона: агрессия, обида, тревога, депрессия и др. Отражая состояние души, эмоции как бы определяют уровень ее развития. Энергия этого состояния, по законам физики, притягивает или отталкивает соответствующие события (известно же, что зло порождает зло, страх притягивает событие, которого мы боимся, щит добрых дел защищает от любой напасти).

Каждая эмоция имеет свой код, или свою программу, как во внутреннем мире человека, так и в окружающем нас пространстве. Считывая его в ходе взаимодействия, человек декодирует и интерпретирует полученный импульс и выдает соответствующую реакцию. Если у человека слабая саморегуляция в эмоциональной сфере или она вообще отсутствует, они включаются на бессознательном уровне. В условиях достаточной саморегуляции механизмы восприятия получаемой информации переводятся на осознаваемый уровень и становятся управляе­мыми.

Известно, что любое состояние человека сопровождается эмоцией, которая может приводить либо к возникновению инсайта или доминанты, либо к зависанию импульса или инграммы до следующего взаимодействия.

Механизм эмоциональных разрядок осуществляются посредством выразительной речи и телодвижений. Сюда относятся: смысловой, содержательный аспекты речи, ее динамика, темп, ритм, интонация, вибрация голоса.

Нарушения эмоционально-энергетических разрядов наступает, когда: нет возможности удовлетворить базовые потребности; обмануты надежды и ожидания; есть реальная (или надуманная) угроза психическому или фи­зическому благополучию; критикой «бьют» по заведомо уязвимым местам; задето чувство собственного достоинства; разрушены привычные связи с окружающими; возникают внутриличностные конфликты как следствие неразрешенных межличностных и др.

Эмоционально-энергетические разряды имеют также способность к накапливанию, чаще в ситуациях сдерживания эмоций, т.е. когда:

• в силу обстоятельств человек оказывается в неблагоприятной ситуации, но не может ничего изменить и держит себя в руках;

• психофизиологическое состояние не позволяет мобилизовать силы для решительного, значимого дела, шага; в ситуации психологической несовместимости человеку приходится скрывать антипатию, недовольство, гнев, разочарование, свои переживания;

• блокируется выход эмоций из-за переживания чувства неполноценности, ощущения себя хуже других;

• нет возможности «поплакаться в жилетку»;

• определяющей эмоцией является зависть, и человек часто ругает себя за упущенные возможности и др.

Накапливание отрицательных эмоций способствует отягощению жизнедеятельности. То есть отрицательные состояния ведут как бы к «замыканию» на своих внутренних процессах, переживаниях, а это в свою очередь ведет к развитию различного рода психосоматических заболеваний.

Таким образом, отрицательные энерго-эмоциональные разряды нарушают жизнедеятельность клеток мозга, сердца, желудка, сосудов и вызывают, прежде всего, гормональные, а затем психофизиологические нарушения на уровне функциональной деятельности сосудов и органов.

Положительно действующие, свободные и контролируемые эмоции в силу их соци­альной приемлемости и одобрения способствуют полезным психическим переменам, обеспечивают гомеостаз и комфорт участникам взаимодействия.

Нейтрально действующие эмоциональные импульсы создают фон жизнедеятельности субъекта и не влекут за собой каких-либо заметных изменений в психофизических структурах субъекта.

В ситуации конфликтного взаимодействия нарушается механизм декодирования, восприятия, понимания эмоционально-энергетических импульсов.

Конфликтное состояние субъекта характеризуется неконтролируемыми, неосознаваемыми импульсами, инграммами, повышающими тревожность, вызывающими растерянность, подавленность и неуверенность субъекта. Любой посыл воспринимается в подобном состоянии соответственно доминирующей проблеме внутреннего мира.

И выход один – переориентация психики в позитивное русло, возможно посредством перевода позиций «надо», «не могу» (возникающих из-за неуверенности субъекта и блокирующих его сознание) в позицию «хочу». Далее перевод субъекта из промежуточного состояния желания «хочу» (этап мотивирования) на уверенную позицию «могу» (этап деятельности) способствует позитивным изменениям как в эмоциональном состоянии, так и во всей жизни.

 

Энергетическая сила эмоций, согласно В.В. Бойко, наиболее ярко прояв­ляется в экспрессии, т.е. в механизме эмоциональных разрядок, социально приемлемых в данном сообществе. Экспрессия является средством проявления психической энергии, закодированной в эмоционально-энергетических стереотипах.

Среди нормальных форм экспрессии можно выделить:

• экспрессию жизненной активности, ее основные параметры: сила, пас­сивность, слабость врожденной энергии;

• экспрессию внутренней стабильности, основные параметры: внутреннее спокойствие, дискомфорт, беспокойство, подавленность;

• экспрессию самодисциплины, ее основные параметры: организованность контроль, неряшливость, безответственность;

• экспрессию самосознания, ее основные параметры: наличие чувства собственного достоинства, его недостаток или отсутствие и переоценка себя;

• экспрессию интеллектуальных состояний, основные показатели: активность, пассивность, затрудненность, сниженность и дефективность;

• экспрессию отношений к партнеру: уважение, безразличие, заинтересованность, превосходство, унижение, нейтралитет;

• экспрессию черт личности: порядочность, непорядочность, лицемерие, хитрость, мошенничество.

Если происходит фиксирование негативных эмоциональных переживаний, образуется «эмоциональная дыра», которая как бы «поедает» энергию сегодняшнего дня для разрешения прошлой, стагнирующей проб­лемы. При негативном содержании эмоционального фона происходит самозамыкание субъекта на собственных переживаниях и возникает деформация сегодняшней жизнедеятельности из-за неразрешенной прошлой проблемы.

Позитивное содержание базового переживания, наоборот, образует зону позитивной энергии (приятных воспоминаний), прикосновение к которым дает возможность позитивной подзарядки.

Фиксированные инграммы («эмоциональные дыры», «эмоциональные зажимы») чаще всего возникают при психотравмирующих обстоятельствах и прежде всего в детстве, в критические сенситивные моменты онтогенеза. Именно этот вид инграмм (стереотипов эмоционального реагирования) является определяющим в ходе жизнедеятельности человека.

Таким образом, человек в процессе индивидуального развития приобретает, усваивает, фиксирует определенные стереотипы эмоционального поведения. Эти стереотипы формируются под влиянием эмоциональных напряжений и проблем, возникших под воздействием ближайшего окружения, прежде всего родителей.

У каждого человека существует ряд эмоционально-энергетических стереотипов поведения, определяемых В.В. Бойко как совокупность устойчивых характеристик эмоций (реакций и состояний), которыми человек чаще всего отвечает на внешне и внутренне значимые для него воздействия в соответст­вии со своей природой, состоянием здоровья и воспитанием.

Если стереотипы динамичны и соответствуют сложившимся возможностям и ситуации, то человек генерирует позитивную энергию, служащую основой для настроения радости, удовлетворенности обстоятельствами и окружающими, восхищения, нежности и восторга, творческого вдохновения и др.

Косность стереотипов лишь отчасти или очень плохо обеспечивает движение энергии, а значит, и вызывает нарушения обменных процессов и функционирования жизненно важных органов и систем.

Способность к позитивному эмоциональному взаимодейст­вию во многом определяется личностным уровнем жизнедеятельности, дающим первые реакции на воздействия. Преобразования воспринятой энергии возможны по типу: а) перевода негатива в позитив – юмор по поводу мелких неприятностей; б) сохранения гомеостаза – реакция торможения после возбуждения; в) усугубления состояния посредством драматизации происходящего; г) создания интеллектуально-эмоционального настроя (расшифровка эмоциональных сигналов партнера).

Для профилактики деструкций в конфликте важно работать над личностным развитием посредством нейтрализации и интеллектуализации негативных эмоциональных состояний.

 

3. Эмоциональные состояния в конфликте, возможности перевода деструктивных состояний
в конструктивное русло

В жизни субъекта большое значение имеют эмоциональные состояния. Они на какой-то период времени окрашивают психическую деятельность человека и проявляются в разных настроениях, аффективных состояниях, в эмоциональных реакциях на различные события, в напряженности и т.д.

Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на нее. Хорошее настроение, например, активизирует познавательную и волевую деятельность человека. В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности поведения, так и случайные, не характерные для него психические проявления. В типичных эмоциональных состояниях выражаются индивидуальные особенности личности. Меланхолики, например, склонны к минорным длительным настроениям, сангвиники отличаются жизнерадостным, бодрым эмоциональным состоянием.

Случайные эмоциональные состояния не отражают существенных особенностей личности, а вызываются стечением обстоятельств, особенностями сложившейся ситуации. Аффективное состояние, например, при определенных условиях может проявиться у самого уравновешенного человека.

Все эмоциональные состояния носят преходящий характер. Но типичные психические состояния встречаются у человека довольно часто и сопровождаются характерными для его личности проявлениями.

Как бы субъективны ни были эмоциональные состояния, они обусловлены внешним миром, особенностями воздействия окружающих предметов и явлений на человека.

Известно, что любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности может быть охарактеризовано как эмоциональное переживание, в котором осознается внутреннее противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне. Особым элементом переживания, окрашивающим состояние личности в данный конкретный момент, является психоэмоциональное напряжение.

Здесь важно различать состояние напряжения, оказывающее положительный, мобилизующий эффект, и напряженности, которая характеризуется усугублением психических и двигательных функций вплоть до дезинтеграции деятельности. Подобные проявления влияют на тяжесть конфликтных состояний.

Эмоционально-стрессовое состояние – эмоциональная реакция человека в ситуациях, вызывающих эмоциональное напряжение. Состояние стресса характеризуется общей мобилизацией всех ресурсов организма для включения комплекса приспособительных реакций. В тяжелых случаях стресс может привести к эмоциональному выгоранию.

Тревога является результатом активности воображения, фантазии. Она появляется у человека вследствие наличия незаконченных ситуаций; заблокированной активности, не дающей возможности разрядить избыточное напряжение и возбуждение. Тревога переживается как состояние внутреннего острого, мучительного, бессодержательного беспокойства, связываемого в сознании человека с прогнозированием неудачи, опасности или ожиданием чего-то важного в условиях неопределенности.

Фрустрация – психологическое состояние личности, вызываемое субъективно непреодолимым препятствием; переживание неудачи, предшествующее появлению чувства гнева и проявлению открытой агрессии. Фрустрация часто сопровождается разочарованием, раздражением, тревогой и отчаянием.

Аффект – кратковременная, большой силы эмоциональная реакция, быстро овладевающая человеком, протекающая с бурными пантомимическими и вегетативными проявлениями и сопровождающаяся некоторым нарушением контроля над своим поведением при формально ясном сознании. Это внезапно возникающий эмоциональный взрыв в условиях дефицита информации, сопровождающийся значительным нарушением сознательной регуляции действий человека.

Кризис – состояние, возникающее при столкновении с препятствием в процессе реализации жизненно важных целей, которое в течение какого-то времени является непреодолимым при помощи привычных методов разрешения проблем. Преодолев кризис, человек обретает новые формы адаптации в сложных для него ситуациях, но, если кризис затягивается, возможно появление психических нарушений. Выделяются следующие виды кризисов: кризисы развития, случайные кризисы, типовые кризисы. При активном виде помощи работа проводится службой консультации и просвещения при центрах психического здоровья до наступления кризиса.

Депрессия – состояние, вызываемое длительными конфликтами и труднопереносимыми нагрузками. Оно сопровождается болезненной пассивностью, подавленностью, тоской, отчаянием, отрешенностью от жизни, снижением самооценки и др.

Известно, что для нормальной жизнедеятельности человека необходим оптимальный режим взаимообмена энерго-эмоционально-информативными импульсами с окружающей средой. Причем одинаково важны и процессы напряжения, и процессы расслабления, которые повышают энергетическую проходимость, высвобождая избыток чувств.

Однако при свободном выражении эмоций в трудных конфликтных ситуациях полезно помнить о своеобразии эмоциональных проявлений и эмоционального содержания конфликтов:

каждый привносит в конфликт собственную, большей частью неосознаваемую совокупность стрессов и эмоций, среди которых наиболее часто встре­чаются: гнев, обида, вина, чувство неполноценности, чувство опустошенности, беспомощности, страхи, неуверенность в себе комплексы, амбиции и др.;

энергия эмоций осуществляет переходы по всем уровням реагирования на конфликтное взаимодействие (личностный, соматический, ментальный, бессознательный и поведенческий);

не отработанные энерго-эмоционально-информативные импульсы требуют соответствующих затрат энергии, лишая человека возможности разрешения актуальных проблем и пот­ребностей, вызывая различные патологические отклонения психики и нарушения здоровья;

эмоции могут утоляться: в гневе, агрессии (выразительные движения и речь); в мыслях, провоцирующих соответствующее состояние (преувеличение, наклеивание ярлыков, обвинения и др.).

 

Существует ряд условий, при которых эмоции способны обогатить нашу жизнь: адекватность, коммуникабельность, экономичность. Для этого человек должен:

1. Проявлять заботу о привлекательности и психогигиене своего «образа Я», отражающего состояние психического здоровья, интеллектуального, эмоционального, нравственного и волевого потенциала.

2. Заботиться о своем имидже, включающем аудио-визуальную культуру личности (чистота речи и опрятность внешнего облика), о собственном стиле поведения в соответствии с внутренней философией и системой ценностей; отчетливо, но не навязчиво обозначать атрибуты, определяющие статус и притязания личности.

3. Преодолевать двойственность и неопределенность эмоциональных состояний посредством ин­теллектуальной деятельности, т.е. анализировать свои эмоциональные проявления и причины их возникновения.

4. Избегать неоправданных контактов с носителями отрицательной энергии, для этого необходимо давать себе установку: «во всех трудных ситуациях работает только интеллект». При необходимости контакта лучше игнорировать агрессию посредством установки: «я хочу слышать и понять этого человека», делая паузы и используя возможности переключения внимания партнера на суть проблемы.

5. Устранять причины, которые мешают устанавливать эмоциональные контакты: а) память детства (обиды, недовольства, переживания, плохое самочувствие, некоммуникативные эмоции); демонстрируя подобное человек показывает либо незрелость, либо психологическую неустойчивость личности; б) след судьбы – не следует рекламировать свои несчастья, неудовлетворенных не любят; в) плохой характер, негативное отношение к людям, переигрывание роли – все это проявляет наши комплексы, неудовлетворенные амбиции, но не решает проблемы.

6. В ситуации трудноразрешимых проблем и состояний. Первое – необходимо снять эмоции посредством их осознания, а для этого задать себе три вопроса: какую эмоцию я переживаю, и почему? При каких условиях эта эмоция усиливается, а при каких ослабевает? Что я могу сделать для перевода состояния в конструктивное? Второе – определить круг своих возможностей и выбрать наилучший вариант; следует помнить, что демонстрация нерешенных проблем – дурной тон и откровенная эксплуатация окружающих.

Когда общение с выражением чувств не соответствует ситуации, необходимо действовать строго на рациональной основе. Вспомнить ряд высказываний о единстве аффекта и интеллекта, например из Библии: «ярость и гнев рождаются в неразумном сердце»; высказывание В. Франкла: «для того чтобы эмоции овладели разумом, необходимо, чтобы разум был достаточно слаб»; Г. Линделфилд: «тот, кто злится, привык перекладывать ответственность за переживаемую им боль на других людей» и др.

 

Для успешной жизнедеятельности полезно придерживаться следующих правил эмоционального поведения.

Эмоции нельзя подавлять, поскольку подавляемые эмоции (нереализованные потребности, чувства, желания) способствуют расщеплению психики, ведущему к различным заболеваниям.

Эмоциям нельзя потакать, т.е. не смакуйте то или иное состояние, не ищите особых состояний, вы можете войти в ступор или «зациклиться».

Эмоциями необходимо управлять: умейте правильно декодировать эмоции и отчетливо посылайте сигналы о своих состояниях; накал эмоций снижайте посредством перехода на более умеренные варианты их проявления. Например, агрессия – непримиримость, тревога – озабоченность, презрение – критическое отношение, отвращение – неприятие, негодование – осуждение, недоверие – настороженность, возмущение – несогласие, злость – недоверие, гнев – огорчение.

• Используйте эмоции адекватно ситуациям, т.е. проявляйте именно ту эмоцию, которую вы чувствуете, но если она не слишком противоречит ожиданиям других и возможностям удовлетворения ваших желаний и потребностей.

• Не перегружайте эмоции энергией и смыслом. Человек с пресыщенной экспрессией утомляет окружающих, а тем самым эксплуатирует их.

• Устраняйте из своего репертуара утрированные эмоции («именно так») и символы предвзятости («я давно знаю», «я давно хотел сказать») и т.п.

• Сдерживайте эмоции – это проявление воспитанности и хороших манер. Ослабление сдерживаемых эмоций может быть достигнуто посредством переключения внимания на увлекательное дело, на более доступные объекты.

• Проявляйте свои эмоции в рамках общепринятой символики, отслеживайте смысловое содержание эмоций партнера и своих, не допускайте подмен в своих эмоциях, осознавайте, что эмоции – часть психологического портрета вашей личности; не используйте себя в качестве эталона, фиксируйте степень принятия – непринятия партнера;

• Проявляйте свои способности к сопереживанию, оказывая релаксирующее воздействие на окружающих; наполняйте эмоции гуманными целями и идеалами; демонстрируйте уважение, готовность к сотрудничеству, принятие, оптимизм, психологическое поглаживание, укрепляющее чувство собственного достоинства, и др.

• Эмоции расходуйте экономно, т.е. не преувеличивайте значимость проблем, чаще используйте любовь к ближнему, прощение, сочувствие, терпение, обеспечьте себе и оппоненту право на ошибку, постарайтесь все просчеты воспринимать как оплошность, которая вполне исправима. Хорошим эффектом в этих ситуациях обладает фраза: «в этом мире все преодолимо».

Важно помнить, что эмоциональное поведение управляется не усилием воли, а вопросами, которые задаются самому себе, и обстоятельствами. Поэтому, прежде чем эмоционально реагировать, думайте, а почему человек поступает именно так? Скорее всего, когда-то с ним обошлись подобным образом или еще хуже, поэтому сегодня он отрабатывает свой негатив на вас. Умейте красиво молчать и делать паузы, прибегайте к навыкам активного слушания и восприятия, прежде чем интерпретировать полученную информацию, уточните, правильно ли вы ее поняли и правильно ли понята ваша позиция и высказывание.

В ситуации сдерживания сильных эмоций могут возникать различные нарушения: соматизация (уход в болезнь), в подобных случаях че­ловек не может обходиться без лекарственных препаратов; наркотизация, алкоголизм стимулируются неприятными эмоциями, которые, минуя сознание, немедленно преобразуются в желание выпить, т.е. подобные влечения используются как средство избавления от негативных эмоций. В результате нейтрализации отрицательных эмоций возможно и устранение влечения к алкоголю.

Нейтрализация негативных эмоций может быть достигнута: медитацией, физическими нагрузками (например, занятием спортом) и т.д.; самонаблюдением, где главную роль играет мышление; развитием сознания и самосознания путем расширения кругозора, своих возможностей и способностей.