Вопрос № 4. Обработка (статистический анализ) данных по пожарам (загораниям) и их последствиям в Российской Федерации

В организации предупреждения пожаров одно из ведущих мест занимает обработка (статистический анализ) данных по пожарам (загораниям) и их последствиям. Данные по пожарам (загораниям) и их последствиям подразделяются на административные и первичные статистические данные.

В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» административные данные – используемая при формировании официальной статистической информации документированная информация, получаемая федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций, а также иными организациями, на которые осуществление указанных функций возложено законодательством Российской Федерации.

Под первичными статистическими данными понимается документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (п. 7 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ).

В результате статистического наблюдения в органах ГПН сосредотачиваются документы фиксации данных по пожарам и их последствиям, которые обрабатываются, а полученные данные обобщаются по качественно однородным или однотипным группам.

Такое обобщения называется статистическая группировка пожаров по различным признакам.

Продуманная группировка пожаров является аналитической работой, дающей возможность установить на основе определенных признаков, взаимосвязь с экономическими и социологическими факторами, выявить закономерности распределения пожаров в различных отраслях народного хозяйства, сгруппировать их в зависимость от причин возникновения и размера причиненного огнем ущерба.

К первому виду статистической группировки относятся топологические группировки.

Топологическая группировка ставит своей задачей выявление из всей массы учитываемых пожаров (загораний), однородных по какому-либо признаку. Примером топологической группировки может служить разбивка пожаров и ущерба от них по территориальному признаку, местам возникновения, отраслям народного хозяйства, ведомственной принадлежности с целью выявления наиболее пораженных пожарами административных районов и городов, а также министерств, ведомств, организаций и учреждений.

Вторым видом группировки является разбивка однородного статистического материала на структурные или составные части. Такая группировка называется вариационной. Примером простейшего вариационного ряда является разбивка 132 пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем, имевших место в течение года в одном из субъектов Российской Федерации.

 

Детская шалость с огнем Возраст детей
3-6 лет 6-8 лет 8-10 лет более 10 лет
Количество пожаров

 

Из этого примера можно сделать вывод о необходимости усиления профилактики пожаров, возникших из-за шалости оставленных без надзора детей в возрасте 3-8 лет.

Другой пример вариационного ряда касается структурного распределения пожаров в зависимости от суммы причиненного материального ущерба. Предположим, что в каком-то из субъектов Российской Федерации в течение года оформлено 1319 карточек учета пожара (загорания), из которых видно, что произошедшие пожары причинили материальный ущерб на сумму 12940,6 тыс. руб. Сгруппируем эти пожары по интервалам материального ущерба и подсчитаем количество особокрупных, крупных и незначительных пожаров, загораний.

 

Сумма материального ущерба, руб. Количество пожаров
особокрупные, свыше 1 000 000
крупные от 250 000 и выше
от 200 000 до 250 000
от 150 000 до 200 000
от 100 000 до 150 000
от 50 000 до 100 000
от 2 500 до 50 000
не значительные (менее 2 500)
загорания
Итого

 

Из этих данных можно сделать вывод о необходимости детального изучения причин и условий развития 95 пожаров, на которые приходится более 80% общего количества убытков. Именно пожары с суммой ущерба более 50 000 руб. причиняют основной материальный ущерб и, следовательно, их предупреждению следует уделить первостепенное внимание.

Вариационный ряд обычно изображают в виде двух строк:

первая строка характеризует значения или варианты изучаемого нами варьирующего признака;

вторая – указывает, как часто данное значение встречается.

Поэтому первая строка называется строкой значений (вариантов), вторая – строкой частот.

В приведенных выше примерах строки возраста детей и убытков от пожаров будут вариантами, а количество пожаров – частотами.

Третьим видом статистических группировок являются аналитические, цель которых – установить взаимозависимость между изучаемыми явлениями.

Сгруппировав пожары по различным признакам: по причинам и месту возникновения, времени тушения, гибели людей, фактору тушения (силы участвующие в тушении пожаров; причины, повлиявшие на развитие пожаров; средства, используемые при тушении пожаров) мы можем провести статистический анализ. Статистический анализ пожаров позволяет выявить закономерности причин и обстоятельств их возникновения, установить факторы, которые положительно и отрицательно влияют на положение дел с пожарами, оценить уровень работы подразделений ГПС МЧС России, прогнозировать возможную обстановку с пожарами на кратковременный и длительный периоды.

Статистический анализ приобретает еще большее значение в связи с тем, что группировки и качественные характеристики пожаров и последствий от них являются составной частью одного из проверяемых направлений (Организация и осуществление административной практики и дознания по делам о пожарах) и входит в сумму критериев оценки при проверке органов ГПН (см. Приказ МЧС России от 7 декабря 2005 г. № 876 «О критериях (показателях) деятельности органов государственного пожарного надзора».

Особенно заметна аналитическая зависимость пожаров от климатических условий, состояния внедрения современных технических средств борьбы с пожарами, характера занятости людей, являющихся виновниками пожара.

Не следует считать, что анализ пожаров сводится к получению только цифровых показателей и констатации фактов. Применительно к органам ГПН структура статистического анализа пожаров выглядит так:

а) группировка пожаров по основным количественным и качественным показателям, заложенным в носителях информации (карточки учета пожаров (загораний), акты о пожаре, описания крупных пожаров и другая отчетность); составление схем, таблиц, графиков, карт, отражающих структуру и динамику пожаров; взаимосвязь пожаров, причин их возникновения и развития с демографическими, экономическими и другими факторами;

б) объяснения взаимосвязей и цифровых показателей, полученных в процессе статистического анализа, выявление и оценка положительных и отрицательных факторов, воздействующих на пожары, установление причин и явлений, влияющих на рост или сокращение материального ущерба от огня, оценка эффективности профилактической работы и организации тушения пожаров, выявление положительных форм и методов работы подразделений пожарной охраны для повсеместного их распространения и внедрения;

в) разработка на основе аналитических данных мероприятий текущего и перспективного характера, направленных на борьбу с пожарами, сокращение их числа и как следствие – уменьшение материального ущерба; принятие оперативных мер организационного и технического порядка, обоснованных статистическим анализом, как в части улучшения работы по профилактике пожаров, так и организации тушения пожара.

Очень важно, чтобы сопоставимые показатели статистического анализа пожаров относились к одной и той же территории, одинаковому периоду времени, определенному министерству и ведомству. Нельзя сравнивать общее количество пожаров, произошедших в январе, с пожарами, имевшими место в апреле, – это не сопоставимые данные. Разные погодные условия этих месяцев обуславливают совершенно различный характер пожаров.

Анализ статистических данных о пожарах и их последствиях должен охватывать возможно больший период времени. В этом случае имеется возможность объективно разобраться с факторами, влияющим на возникновение пожаров, вскрыть их закономерности, исключить случайность. Анализ статистической отчетности, как правило, выполняют применительно к районам города, городам, муниципальным образованиям, по месту пожаров (загораний), причинам их возникновения. В первую очередь выявляют города, районы, в которых наиболее часты пожары. Для установления взаимосвязи с экономическими и демографическими факторами необходимо располагать при анализе данными, характеризующими численность населения, внедрение современных средств пожарной автоматики, характер застройки населенных пунктов и другие показатели по субъекту Российской Федерации, городу или району.

Современные методики позволяют в значительной мере расширить аналитические возможности и перейти к прогнозу пожаров, что создает возможность уже в начале года выработать необходимые управленческие решения.

Более закономерен прогноз пожаров, полученный на основе повторяемости статистических показателей. В частности, анализ показывает, что в районах европейской части страны из года в год, наибольший «пик» пожаров приходится на май, в Сибири и на Дальнем Востоке – на зимний период. Отсюда можно сделать ряд практических выводов по усилению профилактической работы, особенно в данные периоды.

Как уже отмечалось ранее анализ пожаров целесообразно проводить не по одному признаку, классифицирующему пожар, а по нескольким различным направлениям: по месту возникновения; по размеру причиненного огнем материального ущерба и т.д.

Нормативные правовые акты и рекомендуемая литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 13 мая 1992 г. № 2761-I «Об ответственности за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. № 385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы».

7. Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868.

8. Приказ МЧС России от 10 декабря 2008 г. № 760 «О формировании электронных баз данных учета пожаров (загораний) и их последствий».

9. Приказ МЧС России от 21 ноября 2008 г. № 714 «Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий».

10. Приказ МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности».

11. Приказ Росстата от 23 декабря 2009 г. № 311 «Об утверждении статистического инструментария для организации МЧС России федерального статистического наблюдения за пожарами и последствиями от них».

12. Приказ Федеральной службы государственной статистики (Росстата) от 29 июля 2011 г. № 336 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой».

13. Макаркин С.В., Семенов С.В. Организация обеспечения пожарной безопасности: учебное пособие / под общ. редакцией С.В. Макаркина.–2-е изд., доп. (перераб.). – Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2009. – 216 с.

14. Обеспечение пожарной безопасности на территории Российской Федерации: Методическое пособие / С.П.Амельчугов, И.А.Болодьян, Г.В.Боков и др.; Под общ. ред. Ю.Л.Воробъёва. – М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2006. – 462 с.