А может быть и всю биосферу, к деградации и гибели.

Н.Н. Моисеев

 

Государственный образовательный стандарт (дидактические единицы) КСЕ с позиций УИ можно представить следующим образом:

X Новая парадигма образования: цивилизация в начале третьего тысячелетия: причины и пути выхода из кризиса; Е и гуманитарная научная компоненты науки; проблемы современной культуры.

X История Е: наука: метод и структура познания; закон сохранения энергии и принцип роста S; необратимость Вр; динамические и статистические законы природы; корпускулярная и континуальная концепции; Пр-Вр; взаимодействие: близко- и дальнодействие; принципы суперпозиции, относительности, неопределённости, дополнительности; панорама СЕ.

X Теория УИ: порядок и беспорядок в природе; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы Универсального эволюционизма; структурные уровни организации материи; законы сохранения; тенденции развития.

X Космофизическая Э: хаос и космос; микро-, макро- и мегамиры; квантовая лестница и этапы космической Э; принципы симметрии; антропный космологический принцип.

X Химическая Э: химические системы; энергетика химических процессов; реакционная способность веществ; открытые автокаталитические системы; высший химизм: органогены и макромолекулы; ГЦ.

X Э биосферы:особенности биологического уровня организации материи; принципы воспроизводства и развития живых систем; этапы Э форм жизни; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; факторы Э биосферы; генетика и эволюция; природа психики.

X АСГ и Э человека: переходные формы приматы – человек; наследственность и среда; модели сознания; физиология и здоровье; эмоции, творчество и работоспособность; биоэтика; экология и здоровье; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; на пути к новой культуре.

Причинами появления в учебных планах гуманитариев курса, который, в том числе, должен заложить основы эволюционного системного мышления, осветить глобальные проблемы бытия,стали:

§ учёт общемировых тенденций в образовании и начало реформирования системы высшего образования в России;

§ междисциплинарные, интегративные тенденции в современной науке.

Новые условия существования человечества требуют перехода к новой стратегии развития общества. Приоритетное развитие должны получить фундаментальные знания о законах Э природы и общества, перспективах развития, об основных свойствах информационных процессов (Колин 1999).

Введение курса КСЕ в образовательную практику является одним из способов интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания. Задачами курса являются (Федорович 2001: 4):

¨ содействие наметившейся в современном интеллектуальном мире тенденции сближения, синтеза “оторвавшихся” друг от друга естественнонаучной и гуманитарной компонент культуры;

¨ формирование целостного научного взгляда на мир как на самоорганизующееся многообразие структур;

¨ понимание человека во Вселенной не только как созерцателя, покорителя и экспериментатора, но и как монады этого мира.

Для того чтобы решить эти задачи в учебном процессе необходимо преодолеть следующую последовательность ступеней:

ü осознать социально-историческую обусловленность и опасность для современной цивилизации отчуждения естественнонаучной и гуманитарной компонент культуры;

ü понять задачи, возможности и ограничения рационального естественнонаучного метода познания, его дополнительную природу по отношению к иным способам освоения действительности;

ü понять специфику античного, классического, неклассического и постнеклассического идеалов рациональности, логику развития научных парадигм и логику научного исследования;

ü изучить фундаментальные законы движения и развития физических, химических, биологических и социальных систем;

ü сформировать представление о принципах УИ;

ü привить навыки логического оперирования элементами метаязыка, позволяющего моделировать Э природы и общества на основе фундаментальных законов развития природы и общества;

ü укреплять и развивать чувство гражданского достоинства на основе ознакомления с вкладом российских и коми мыслителей в становление современной постнеклассической научной парадигмы;

ü сформировать устойчивое убеждение в необходимости следования требованиям экологического императива, составляющего интеллектуальный стержень “эпохи ноосферы”;

ü осознать глобальные проблемы современной цивилизации, перспективы Интеллекта и на основе междисциплинарной теории УИ познакомиться с условиями выживания цивилизации.

Курс КСЕ следует понимать как:

ü эволюционный: центральной идеей СЕ является идея УИ;

ü философский, мировоззренческий и футурологический:обсуждаются проблемы происхождения, настоящего и будущего Вселенной и человека;

ü гуманитарный: единая модель УИ Вселенной, биосферы и человека синтезирует данные “естественных” и гуманитарных наук, выступает основой трансдисциплинарной единой теории (Назаретян 1991, 1996, 1999; Ласло 1997: 80; Моисеев 1998: 62; Янч 1999: 143-157; Спир 1999; Кристиан 2001).

В авторской трактовке курс не “технократичен”, а “гуманистичен”: пронизан и объединён идеей антропоцентризма – гуманистического восприятия мира. Спираль курса раскручивается от анализа кризиса цивилизации, истории Е к рассмотрению истории Вселенной с выходом на проблемы будущего цивилизации. В рамках модели УИ история человеческой цивилизации представлена как одна из фаз самоорганизации Вселенной, а человек понимается как открытая, целостная система во взаимосвязанной Вселенной.

Основные этапы Э (космофизический, химический, биологический, история человечества) Вселенной коррелируют с основными разделами СЕ: БВ и Э микро- и мегамиров – физика и космология, самоорганизация молекул и химических реакций, макромолекул и ГЦ – эволюционная химия, происхождение и Э биосферы – биология, АСГ, социально-историческая стадия Э, перспективы цивилизации, холистическое и экологическое восприятие человека – гуманитарное Е. Такая логика построения архитектоники курса помогает целостному изучению разделов Е (Федорович 1999; УИ 2001).

Естественнонаучный материал излагается в контексте актуальных проблем земной цивилизации. Обсуждая проблему будущего необходимо иметь представление о законах роста S и Э Вселенной, причинах возникновения психики и сознания, роли человека во Вселенной(Назаретян 1991, 1996; Капра 1996; Власова 1999: 190-192).

Курс КСЕв новой парадигме образования должен максимально способствовать постановке и попытке самостоятельно разрешить мировоззренческие проблемы. Сегодня входящему в нестабильный мир молодому человеку чрезвычайно важно осознать своё место в мире, составить иерархию ценностей и смыслов, понять и организовать себя, почувствовать ответственность за судьбы страны и цивилизации в целом – и это конечная цель и предельно широкая задача курса.

Курс должен занять своё место в формировании целостной картины мира, когда мир становится понятнее, когда “за деревьями уже видится лес”, т. е. приходит видение и понимание абстрактных и глобальных структур, причинно-следственных связей, сути вещей. Когда меняются ориентиры, и факт оценивается не только с точки зрения психолога, юриста или филолога, но с точки зрения “человека мира”, и обнаруживаются скрытые и доселе непонятные причины и механизмы процессов, которые на самом деле не так запутанны и сложны. Мир становится своим, поскольку натиску чужих интерпретаций противостоит уже собственная рефлексия на факты.