Основные группы расстройств поведения.
1) антисоциальное (делинквентное) поведение, прежде всего противоречит правовым нормам и угрожает социальному порядку и благополучию окружающих людей.
2) асоциальное поведение, угрожающее благополучию межличностных отношений и уклоняющееся от выполнения принятых морально-нравственных норм.
3) саморазрушительное или аутодеструктивное поведение, угрожающее самой целостности и развитию личности.
В рамках медицинского подхода некоторые поведенческие отклонения могут переходить с крайних границ нормы в область болезненных проявлений. Медицинская классификация выделяет поведенческие нарушения, которые достигают уровня болезни, основываясь на психопатологическом и возрастном критериях. В отечественной медицинской литературе формы подросткового девиантного поведения определяют как делинквентное поведение, раннее употребление наркотических веществ и алкоголя, сексуальные девиации, суицидальное поведение, побеги их дома и бродяжничество. При разработке клинических аспектов, исследователи подчеркивают ведущую роль социальных и психологических детерминант.
Классификация поведенческих расстройств наглядно показывает многообразие их проявления, но все же, различные формы девиантного поведения имеют между собой общие свойства, которые в свою очередь и служат критерием принадлежности к группе девиаций. Один из таких существенных признаков определен как: деструктивность, то есть разрушительность. В целом девиантное поведение приводит к разрушению отношений, здоровья, личности в целом, общественного порядка и даже не редко – к прерыванию самой жизни. С деструктивностью тесно связана такая базовая человеческая характеристика как агрессия. Агрессия не является отдельным типом девиантного поведения – она скорее принимает участие в самых различных формах и видах поведенческих девиаций. Все основные виды девиантного поведения необходимо рассматривать как поведение по своей сути разрушительное, которые различаются лишь по направленности и форме агрессивных действий.
Делинквентный тип как одна из форм девиантного поведения личности. В психологической литературе противоправное поведение обозначают как делинквентное. Делинквентное поведение (от латинского deliquens – проступок, провинность) – это действия, конкретной личности, которые отклоняются от законов, установленных в данном обществе и в настоящее время. Оно угрожает благополучию окружающих людей или социальному порядку, а в крайних своих проявлениях - уголовно наказуемо. Личность, которая проявляет противозаконное поведение, скорее всего определяется как делинквентная личность (делинквент), а непосредственно, сами действия – деликтами.
Утрированной формой делинквентного поведения является криминальное поведение, которое относится к социальным явлениям. Впрочем, делинквентное поведение чаще всего проявляется в озорстве и желании развлечься. Подросток из любопытства или за компанию может бросить с балкона тяжелый предмет в прохожего, получая удовлетворение от точности попадания в цель, позвонить пожарную часть и сообщить заведомо ложную информацию о пожаре или привлекая к себе внимание, залезть на телевизионную башню. Различие делинквентного и криминального поведения корениться не в возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, а в степени осознания индивидом своих противоправных поступков и действий, их социальной значимости и вредоносных последствиях для окружающих.
В формировании делинквентного поведения важную роль играют социальные условия, которые проявляются в многоуровневых общественных процессах. К таким процессам можно отнести слабость власти, социальные катаклизмы, несовершенство законодательства, низкий уровень жизни и склонность навешивать ярлыки. Общество, совершая неоправданные действия и применяя чересчур жестокие наказания, на самом деле воспитывает преступников, от которых хотело бы избавиться.
Делинквентное поведение может закрепиться еще в детстве, когда ребенок испытывает боль, переживая фрустрацию, при отсутствии смягчения и понимания переходящая в злость разочарование. Агрессия, в свою очередь привлекает внимание взрослых, что для ребенка важно само по себе, кроме того он не редко добивается целей, управляя при этом окружающими. Так постепенно способами получения желаемого результата становятся агрессия и систематическое нарушение правил. Делинквентное поведение закрепляется.
Проблема делинквентного поведения существует не как абстрактное социальное явление, а повседневная жизнь, обыденность ставит перед нами непростые задачи, а именно: ни в коем случае не поддаться влиянию криминогенной обстановки, защитить свою семью, избежать страха, воспитать законопослушных детей. Выполнение поставленных задач требуют максимальных усилий со стороны целого государства и его граждан, каждого в отдельности. Одновременно решение проблемы преступности очень тесно связано с научным осмыслением делинквентного поведения как девиантного поведения личности.