Тема 3.3. Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями, с девиантным поведением.
Данный термин призван вытеснить из широкого употребления термины "аномальные дети", "дети с нарушениями в развитии", "дети с отклонениями в развитии" и конкретизирующие их термины (дебил, идиот, даун, спастик, алалик, дизартрик и др.) как термины, указывающие на ненормальность, неполноценность человека.
Подтверждая отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.
Термин "дети с особыми образовательными потребностями" используется как в широком социальном, так и в научном контексте. В научном контексте данный термин важен потому, что он ориентирует исследователей на "проницаемость" границ между науками об аномальном и нормальном ребёнке, так как детьми с особыми образовательными потребностями могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие таковых. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социокультурными факторами.
Несмотря на то, что данный термин появляется в России позже, чем в США и странах Западной Европы, его введение в обиход отечественной науки нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина "дети с особыми нуждами" ("Children with Special Needs"). Содержание термина "дети с особыми образовательными потребностями" отражает традиционное для отечественной дефектологии понимание ребёнка с нарушениями в развитии как ребёнка, нуждающегося в "обходных путях" достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования.
Современные научные представления позволяют выделить общие для разных категорий детей с нарушениями психофизического развития особые образовательные потребности.
В аспекте времени начала специального образования - потребность в совпадении начала целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребёнка. Так, если нарушение слуха или зрения выявлено в конце первого месяца жизни ребёнка, то и специальное обучение должно начинаться в первые месяцы жизни. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения в развитии все усилия взрослых направлены исключительно на попытку лечения ребёнка, реабилитацию только средствами медицины.
В аспекте содержания образования - потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребёнка (например, занятия по развитию слухо-зрительного и зрительного восприятия речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, разделы по социально-бытовой ориентировке для слепых, слепоглухих и умственно отсталых детей, разделы по формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.).
В аспекте методов и средств обучения - потребность в построении "обходных путей", использовании специфических средств обучения, более дифференцированном, "пошаговом" обучении, чем этого требует обучение нормально развивающегося ребёнка (например, использование дактилологии и жестовой речи при обучении глухих, рельефно-точечного шрифта Брайля при обучении слепых, значительно более раннее, чем в норме, обучение глухих детей чтению и письму и т.п.).
В аспекте организации обучения - потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной организации образовательной среды (так, например, дети с аутизмом нуждаются в особом структурировании образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего, дающем им возможность предсказать ход событий и планировать своё поведение).
В аспекте границ образовательного пространства - потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
В аспекте продолжительности образования - потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста.
В аспекте определения круга лиц, участвующих в образовании, и их взаимодействия - потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей, нейро- и психофизиологов и др.), во включении родителей проблемного ребёнка в процесс его реабилитации средствами образования, созданными специалистами. Складываются подходы к дальнейшей дифференциации понятия "особые образовательные потребности". Выделяются такие термины, как "особые образовательные потребности разных категорий детей с нарушениями психофизического развития"; "общие образовательные потребности разных категорий детей применительно к одним и тем же задачам и этапам развития"; "варианты особых образовательных потребностей конкретных детей по отношению к разным этапам развития и индивидуальным образовательным маршрутам" и др.
Девиантное поведение можно обозначить как сумму поступков противоречащих принятым в обществе нормам, которые проявляются в виде несбалансированности психических процессов, нарушении процесса самоактуализации или уклонения от нравственного этического контроля над собственным поведением. Девиантное поведение всегда причиняет реальный ущерб не только обществу, но и самой личности, при этом сопровождается социальной дезадаптацией. Социальная дезадаптация – это такое состояние сниженной способности (возможно нежелания или неумения) принимать и выполнять все основные требования среды как значимые личностно, а также возможность реализовывать свою индивидуальность и уникальность в конкретных социальных условиях.
В целом, абсолютно универсальной классификации поведенческих отклонений нет, несмотря на многочисленные попытки исследователей систематизировать их. К проблеме классификации поведенческих девиаций условно выделяют три основных подхода, а именно: социально-правовой, психологический и клинический.
В пределах социально – правового подхода выделяют социальную и правовую направленность. Социология рассматривает расстройства поведения, прежде всего как социальные явления, которые в свою очередь, группируются по нескольким основаниям: 1) в зависимости от масштаба выделяют индивидуальные и массовые отклонения; 2) по значению последствий – позитивные и негативные (создающие потенциальную опасность или вызывающие вредные последствия); 3) по субъекту – девиации конкретных лиц, неформальных групп (как вариант: деятельность бандитских группировок), условных социальных групп (как вариант: женский алкоголизм) и официальных структур; 4) по объекту – бытовые, экономические, имущественные нарушения и др.; 5) по длительности - длительные и единовременные; 6) по типу нарушаемой нормы: алкоголизм, преступность, наркотизм, самоубийства, бродяжничество, проституция, хулиганство, аморальное поведение, иждивенчество, бюрократизм, терроризм, расизм, коррупция, геноцид и деструктивные культуры.
В праве под девиантным поведением понимают все, что противоречит в настоящее время принятым правовым нормам, а также запрещено под угрозой наказания.
Психологическая классификация основана на выделении психологических различий отдельных видов девиантного поведения, которые различаются по виду нарушаемой нормы, мотивации, результатам данного поведения и по его индивидуально – стилевым характеристикам.