Психологическая помощь детям с задержкой психического здоровья.
Основной целью психологической коррекции детей и подростков с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
Важным принципом психологической коррекции познавательных процессов и личности детей является учет формы и степени тяжести задержки психического развития.
Например, у детей с психофизическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтомупсихокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. А у детей с ЗПР церебральноорганического генеза наблюдается тотальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительнопространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим в коррекционном процессе все внимание отдано формированию этих психических процессов, развитию навыков самоконтроля и регуляции деятельности.
Направления и задачи психологической коррекции детей с различными формами ЗПР
Мотивационный блок: Формирование познавательных мотивов:
- создать проблемные учебные ситуации;
- стимулировать активность ребенка на занятии;
- обратить внимание на тип семейного воспитания.
Приемы:
- создание игровых учебных ситуаций;
- дидактические и развивающие игры
Блок регуляции:Обучить ребенка планировать деятельность во времени.
Предварительно организовать ориентировки в заданиях.
Предварительно проанализировать с ребенком используемые способы деятельности.
Приемы:
- обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке
Блок самоконтроля: Обучить контролю по результатам. Обучить контролю по способу деятельности.
Обучить контролю в процессе деятельности
Приемы:
- дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность;
- обучение конструированию и рисованию по моделям
Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контроля своих действий. Это успешно достигается при тщательном соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключая возможность незавершения начатых ребенком действий.