О.С. Газмана

Под воспитанием автором понимается высоко профессиональная деятельность по созданию условий для свободного саморазвития личности ребенка, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самовоспитании.

Концептуальная цель создание условий для самопознания, самоопределения, самоутверждения, самоактуализации и саморазвития ребенка, направленных на формирования у него образа Я, образа мысли, образа мира и образа жизни свободной, независимой, неповторимой личности человека.

Ключевой идеей концепции О.С. Газмана является культуросообразность воспитания. Он считает, что школа не может ограничиваться только базовым образованием, она, с его точки зрения, должна создавать условия для освоения основ базовой культуры. Отсюда, и особенности содержания воспитания в гуманистической концепции О.С. Газмана. В его основе лежит базовая культура как гармоничное сочетание знаний-убеждений, чувств-эмоций и действий-привычек поведения. К ней автор, прежде всего, относит культуру жизненного самоопределения, культуру семейных отношений, культуру труда и экологии, физическую, интеллектуальную, демократически-правовую, духовно-нравственную культуру. Только в таком сочетании можно действительно говорить о формировании человека высокой культуры, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, реальном (а не мнимом) демократизме и гуманизме отношений взрослого и ребенка. Таким образом, гуманистическая культура воспитания выстраивается на качественно иных взаимоотношениях равноправия, равноценности, уважения и доверия.

Одной из ведущих идей концепции воспитания О.С. Газмана можно считать природосообразность воспитания, основанную на обязательном учете природы ребенка, его половозрастных особенностей, задатков и свойств, способствующих успешному развитию и саморазвитию личности.

Примечательным в концепции О.С. Газмана является то, что в ней отражены ведущие положения экзистенциалистского подхода. Как известно, ключевой идеей экзистенциализма является свобода выбора. Педагогика свободы, изучая ребенка как субъекта выбора, предполагает, что человек сам осуществляет этот выбор по отношению к себе. В этом плане очень важно помочь ему освоить способы самопознания, самоанализа и самоопределения. Вместе с тем свобода не исключает отношений человека с миром. Человек не может быть абсолютно свободным от внешней обусловленности, от объективных обстоятельств, от условий внешней среды, но он способен занять свою позицию по отношению к ним, перейти от внешней обусловленности к внутренней обусловленности сознания и поведения. Это обстоятельство и дает основание рассматривать человека не только как существа биологического и социального, но и экзистенциального (независимого и свободного). Поэтому наряду с такими качествами человека, как независимость, самостоятельность, инициативность, особую значимость приобретает свободоспособность – способность к автономному нонконформистскому существованию; способность независимо реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначения, способность осуществлять собственный индивидуальный выбор. Таким образом, еще раз подтверждается правомерность логики развития человека: от социализации (присвоения человеком социального опыта, социальных норм, ролей и культурных ценностей общества) через его индивидуализацию (максимальную персонализацию, автономию, независимость) к интеграции (успешному вхождению личности в систему социальных отношений).

Особую значимость в данном переходе приобретает идея педагогической поддержки ребенка в автономном духовном развитии, в творческом самовоплощении, в жизненном самоопределении. Ее основное назначение заключается в поддержке развития «самости» ребенка, его самостоятельности и инициативности. В технологическом аспекте педагогическая поддержка может быть представлена этапами деятельности воспитателя (диагностической, поисковой, договорной, деятельностной, рефлексивной) в целях помощи воспитаннику в решении его жизненных проблем.

Педагогика свободы, изучая человека как субъекта свободного воспитания, ставит задачу педагогической помощи ребенку как субъекту свободного сознания (самосознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного выбора (самоопределения). Такой подход предопределяет особенности методики воспитания в рамках педагогики свободы личности и педагогической поддержки. Концепция характеризуется методами, которые способствуют:

- изучению человеком самого себя (самопознание);

- утверждению гуманистических позиций в жизни (самоутверждение);

- реализации личностнообразующих потребностей и возможностей (самореализация);

- полной реализации человеком заложенного в нем физического и духовного потенциала (самоактуализация);

- постоянному восстановлению био-энергетических, психо-физических сил человека (самореабилитация);

- развитию культуры умственного, производственного, общественно-полезного труда (самоорганизация);

- осознанному выбору личности целей, позиций и средств самореализации в конкретных жизненных условиях (самоопределение).

В методиках самоопределения, самоутверждения, самореабилитации и самоорганизации личности ребенка превалируют такие формы, как аутотренинги, психотренинги, тренинги бесконфликтного общения, тренинги преодоления конфликтного общения, общенческие игры, сюжетно-ролевые игры, тренинги памяти, упражнения по воображению и фантазии, скорочтению и скорописи, библиотерапия и музотерапия.

Показателями эффективности концепции педагогической свободы личности и педагогической поддержки О.С. Газмана можно считать сформированное самосознание, самодеятельность, свободоспособность, способность к самоопределению и творчеству.