Тема 2. 4. Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения.

Побудительным началом активной мыслительной деятельности должно быть не принуждение к активности, а желание обучаемого решить проблему. Только в этом случае активность будет мотивированной и продуктивной.

Мотив является ведущим компонентом учебной деятельности. Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получишь оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь чего-либо).

Мотив- это направленность школьников на отдельные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней.

Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности. Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути. Но следует помнить, что слишком высокая мотивированность, эмоциональное напряжение так же ухудшают результаты деятельности, как и чересчур низкая мотивированность.

Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету. Информация, окрашенная эмоциями, несравненно лучше запоминается, приобретает личностный смысл. Однако включение эмоционально-чувственной сферы ребенка в процесс обучения не означает обязательное проведение урока на «накале страстей». Исследования Г.Н. Сердюковской по выяснению оптимального соотношения эмоциональности, трудности и насыщенности урока, обеспечивающего благоприятную реакцию младших школьников на учебную нагрузку, показали, что высокая эмоциональность вредна на трудных и насыщенных уроках математики и полезна при высокой трудности и низкой насыщенности уроков русского языка.

Зарубежный психолог Эрик Эриксон выделил в качестве новообразования у младших школьников мотив компетентности. Мотив компетентности связан с осознанием школьника роли ученика, роли учебной деятельности.

В исследованиях Б. Г. Ананьева и И.И. Божович была установлена динамика мотивов учения по годам обучения. Первые и вторые классы характеризуются широким кругом учебно-познавательных мотивов. Во-первых, это обусловлено природой детей – любознательностью. Во-вторых, несформированностью самооценки. По мере взросления круг предметов ссужается. Познавательные интересы уступают социальным интересам. Подростку интересен характер общения с преподавателями, сверстниками. Также интерес к учебным дисциплинам и учебным предметам становится ориентированным на будущую профессию. Круг интересов к учебным предметам расширяется. Это связано с тем, что юноши ценят интеллект и эрудицию в человеке и стремятся подражать такому человеку.

Многочисленными исследованиями доказано, что познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию.

А. Эйнштейн отмечал «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать». Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?

  1. Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
  2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
  3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
  4. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
  5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

V. Создание условий для творчества в учебной деятельности.Необходимо понимать, что проявление творчества очень необходимо для полноценного развития ребенка. Творчество является одним из важнейших факторов сохранения здоровья человека в течении всей его жизни. Решение творческих задач на уроке, при подготовке домашних заданий можно рассматривать как способность удовлетворения базовых способностей занимающихся.

Создание на уроке ситуаций успеха для учащихся.Самым прстым способом для создания ситуаций успеха является определенность домашних заданий. Ученики четко должны знать, что если они выполнят задание в полном объеме и рекомендуемом способом, то их ответ будет успешным. Это значительно снижает тревожность и невротизацию детей и способствует лучшей подготовке даже слабых в учении школьников.