Педагогика
1. Своеобразие исторического пути развития России.
2. Образование Древнерусского государства: особенности социально-политического и экономического развития Древней Руси.
3. Принятие Христианства на Руси: историческое значение данного духовного акта для дальнейшего развития России.
4. Политическая раздробленность на Руси: причины и последствия.
5. Монголо-татарское нашествие и борьба русского народа за независимость. Дискуссии о влиянии монголо-татарского ига на политическое развитие Руси.
6. Возвышение Москвы, «собирание» русских земель в единое Русское государство: этапность.
7. Формирование и развитие Московского централизованного государства (XV – начало XVI вв.).
8. Период конструктивных преобразований Ивана IV и «Избранной рады»: их историческое значение.
9. Опричнина Ивана Грозного: ее сущность, результаты.
10. «Смутное время»: причины возникновения, ход, характер организации власти, формы преодоления, последствия.
11. Правление первых Романовых: «бунташный век».
12. Реформы Петра Великого и их значение для создания Российского государства.
13. Преемственность петровских реформ в правлении Елизаветы Петровны и Екатерины II.
14. Реформирование политической системы при Александре I: «негласный» комитет, проект М. М.Сперанского.
15. Общественное движение в России в первой четверти XIX века. Восстание декабристов.
16. Внешняя политика России при Александре I. Значение победы России в войне против Наполеона и освободительного похода России в Европу для укрепления международных позиций России.
17. «Палаческий» режим и социальные процессы при Николае I.
18. Особенности реформирования государства и общества в 60 – 70-е гг. XIX в.: Либеральные реформы Александра II.
19. Правительственная политика 80 – 90-х гг. XIX в.: Контрреформы Александра III.
20. Особенности социально-экономического развития России в конце XIX – начале XX вв.: социальное развитие при С. Ю. Витте.
21. Общественно–политические движения в России во 2-й половине XIX в.: их истоки, основные направления.
22. Особенности первой русской революции 1905 – 1907 гг., ее результаты.
23. Политические партии России в конце XIX – начале XX вв. Особенности российской многопартийности.
24. Аграрная реформа П. А. Столыпина: значение и содержание.
25. Февральская революция 1917 г.: демократические преобразования в стране, их результаты. Кризисы власти.
26. Октябрьская революция 1917 г.: причины победы большевиков. Оценка революционных событий 1917 г. в современной историографии.
27. Гражданская война и интервенция: сущность, идеология и практика противоборствующих сторон.
28. «Военный коммунизм»: основные положения и последствия.
29. Новая экономическая политика: причины перехода к НЭПу, сущность, итоги.
30. Социально-экономические (индустриализация, коллективизация в рамка пятилетних планов) преобразования в СССР в конце 20-х – 30-е гг.: сущность, итоги.
31. Формирование нового общественного строя и политического режима в 20 – 30-х гг.
32. Образование СССР: принципы построения новой модели многонационального государства, перспективность его развития.
33. Внешняя политика России – СССР в 1920 – 1930-е гг.
34. Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.): причины войны, значение и цена победы.
35. Социально-экономическое развитие СССР в послевоенный период (1945 – 1953 гг.).
36. Начало, причины, основные положения и этапы «холодной войны».
37. Реформаторские поиски в период «Оттепели» Н. С. Хрущева.
38. Социальное развития СССР в середине 1960 – 1980-х годов: «Стагнация» или стабильность курса Л. И. Брежнева.
39. Причины, основные положения, этапы политики «Перестройки» М. С. Горбачева.
40. Внутриполитическое развитие государства в постперестроечное время: распад СССР – образование СНГ: причины, последствия.
41. Развитие России после 1991 г.: экономические и политические перемены в стране, трудности и достижения.
42. Модернизация России на рубеже XX – XXI веков.
43. Политические партии и общественные движения России на современном этапе.
44. Новая Россия в системе международных связей на рубеже XX – XXI веков.
Педагогика