Условия поставки материальных ресурсов

Условия поставки включают в себя: основные обязанности поставщика и покупателя, момент перехода права собственности от продавца к покупателю, цену поставляемой продукции, упаковку и маркировку, погрузку на транспортные средства, доставку до перевозчика, страхование перевозки, выгрузку на складе покупателя.

К основным обязанностям предприятия-поставщика относятся: поставка продукции на условиях договора, своевременное информирование покупателя о готовности материальных ресурсов к отгрузке, обеспечение проверки качества поставляемой продукции. Продавец (поставщик) обязан: упаковать за свой счет продукцию, нести коммерческий риск и расходы по транспортировке до места передачи продукции покупателю.

Основные обязанности покупателя: принять продукцию в месте и в срок, указанные в договоре, уплатить цену товара, предусмотренную договором, нести все расходы и риски, которым может подвергнуться продукция после передачи на нее права собственности покупателю.

Когда в договоре указано, что покупатель должен вывезти материальные ресурсы со склада предприятия-поставщика, это означает, что все обязанности по транспортировке и коммерческий риск ложатся на покупателя. Такие условия наиболее вы­годны для предприятия-поставщика.

Наиболее выгодными для покупателя являются условия поставкам,при которых все расходы по транспортировке и страхованию, а также риски случайной гибели товара берет на себя продавец.

Цена материальных ресурсов — одно из существенных условий договора. Цена определяется соглашением партнеров и указываетсялибо в договоре, либо в спецификации; возможно согласование цены в протоколе, который является частью договора.

При установлении цены учитываются особенности поставки. Если предполагается поставка материальных ресурсов на склад покупателя, в цену договора должны быть включены транспортные расходы и расходы страхования груза. Когда предусматриваетсяпоставка продукции со склада поставщика, цена договора учитываетсятолько ее стоимость.

Цена в договоре может быть твердой (фиксированной) и скользящей, т. е. ценой с последующей фиксацией. При указаннойтвердойцене в договоре определяется конкретная цифра, котораяне подлежит изменениям при оплате покупателем. Общеизвестно, что фиксированная цена в условиях инфляции выгодна только покупателю. Поэтому поставщик, чтобы обезопасить себя от убытков, требует предусмотрение в договоре 100% предоплаты.

Когдав момент заключения договора трудно определить конкретную пену, стороны могут предусмотреть фиксацию исходной цены, которая в течение исполнения договора может изменяться по согласованному партнерами методу. Такая цена называется скользящей, т. е. эта цена является по существу рыночной ценой в момент исполнения договора. Цифра скользящей цены с последующейфиксацией в договоре не отражается. В этом случае в разделе особые условия договора» указываются точные способы определения скользящей цены.

Когда при поставке продукции необходимы упаковка и мар­кировка, в договоре должен быть предусмотрен специальный раздел, в котором оговариваются вид и характер упаковки, ее качество, размеры и способ оплаты, а также нанесение на упаковку маркировки. К упаковке предъявляются общие и специальные требования. В соответствии с общими требованиями упаковка должна обеспечивать сохранность груза при выбранном способе транспортировки. В договоре предусматривается ответственность поставщика за поставку продукции в упаковке, не соответствующей условиям поставки. При получении материальных ресурсов в поврежденной упаковке покупатель составляет коммерческий акт, по которому поставщик должен возместить покупателю убытки. В ряде случаев повреждение упаковки равноценно нарушению качества товара.

Способы оплаты упаковки устанавливаются в договоре: стоимость упаковки может быть либо включена в цену продукции, либо установлена отдельно.

Обязанностью поставщика является маркировка продукции. К маркировке продукции в коммерческой деятельности предъявляются следующие требования:

♦ должна быть источником товаросопроводительной информации (реквизиты покупателя, номер договора, номер места, число мест в партии и др.);

♦ указывать транспортным организациям, как обращаться с грузом;

♦ предупреждать об опасностях в случае неправильного обращения с перевозимыми грузами.

Содержание маркировки согласуется с партнерами и указывается в договоре.

В настоящее время расходы по транспортировке продукции могут составлять весьма значительную величину, поэтому транспортные условия поставки также должны быть предусмотрены при заключении договора.

При поставках продукции на внутреннем рынке существует система вариантов включения транспортных расходов в цену предприятия, т. е. система франкирования. Франки-решание — это включение оплаты за перевозку груза от производителя к потребителю. Термин «франко» означает, до какого пункта на пути продвижения товара от поставщика (изготовителя) к потребителю транспортные расходы включаются в состав цены.

В международной коммерческой деятельности обязанности контрагентов при погрузке, разгрузке, транспортировке и страхованию товаров во время транспортировки, а также распределение рисков между поставщиком и покупателем предусмотрены в международных торговых правилах «Инкотермс» (Международные правила толкования торговых терминов). Эти правила могут стать составной частью договора только при согласии обоих партнеров коммерческих взаимоотношений.

Все термины разделены на четыре группы. К первой группе Е относятся термины, применимые в случаях, когда поставщик предоставляет товары покупателю непосредственно в своих помещениях.

Группа F, включающая условия FCA, FOB, FAS, характеризуется тем, что обязанности и расходы по транспортировке возлагаются на покупателя. Например, при условиях FOB покупатель должен сам зафрахтовать транспортное средство и сообщить продавцу его вид и наименование, а также дату его прибытия в порт погрузки. Эта информация необходима поставщику, так как он отвечает за погрузку товара на транспорт, зафрахтованный покупателем. При условиях поставки FOB продавец обязан за 35 дней до начала отгрузки товара известить по­купателя о готовности товара к отгрузке в порт.

По условиям FAS — свободен вдоль борта судна — обязанности продавца сводятся к тому, что он доставляет товар в согласованный сторонами пункт погрузки и выкладывает его вдоль борта транспортного средства или вдоль предполагаемого места его стоянки. Ответственность с продавца переходит на покупателя в момент выкладки последней партии груза в согласованном месте.

Группа С включает условия CFR, CIF, CPT, CIP и отличается тем, что обязанности и расходы по транспортировке возлагаются на поставщика. К примеру, условия CIF предполагают, что продавец передает покупателю товар, осуществляет за свой счет его транспортировку до согласованного сторонами пункта назначения, страхует товар на период его транспортировки. При этом продавец обязан зафрахтовать транспортное средство для доставки товара до пункта назначения. Продавец (поставщик) страхует товар на время его транспортировки в пользу покупателя. Кроме того, продавец обязан доставить товар в место отправления и загрузить на борт зафрахтованного транспортного средства, информировать покупателя о времени окончания загрузки и ориентировочной дате прибытия товара в согласованный пункт назначения, направить в адрес покупателя пакет товаросопроводительных документов.

Покупатель должен своевременно выгрузить транспортное средство в пункте назначения, обратиться от своего имени в страховую компанию за возмещением ущерба, причиненного товару в период транспортировки (если он имел место).

В договоре (контракте) должна быть предусмотрена также приемка продукции по качеству и количеству, как предварительная, так и окончательная.

Предварительная приемка имеет целью установить соответствие товара условиям договора. Окончательная приемка означает фактическое выполнение договора по количеству и качеству.

Урегулирование споров при доставке товаров может быть осу­ществлено двумя способами: судебным или арбитражным. Способы урегулирования споров должны быть отражены в договоре.