Задачи и управление транспортным хозяйством предприятия. Классификация транспортных средств

Процесс производства в организациях пищевой промышленности связан с перемещением большого количества различных грузов. На склады систематически поступает сырье, в технологических цехах полуфабрикаты непрерывно перемещаются от одних рабочих мест к другим, со складов сырье направляется в цеха, а выработанная продукция из цеха в склады готовой продукции и далее к потребителям. Транспорт осуществляет в организациях связь между складами, цехами, участками и рабочими местами, он является неотъемлемой частью материально-технической базы процесса производства

Перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные и экспедиционные операции являются основными функциями транспортного хозяйства. Функции транспортного хозяйства организации не ограничиваются только перемещением грузов. Организация внутризаводского транспорта и его работа оказывают непосредственное влияние и на ход производственного процесса, и на себестоимость выпускаемой продукции. От работы транспорта зависят ритмичная работа рабочих мест, участков и цехов, а также равномерный выпуск предприятием готовой продукции. Время, затрачиваемое на внутрицеховые и межцеховые перевозки, влияет на продолжительность производственного цикла. Затраты на содержание транспортного хозяйства в некоторых организациях составляют 10-15% суммы всех косвенных расходов в себестоимости продукции. В связи с этим основной задачей транспортного хозяйства является бесперебойная транспортировка грузов при полном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций.Это достигается путем правильной организации транспортного хозяйства и четкого планирования работы транспорта, обоснованного выбора транспортных средств, повышения уровня механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.

По назначению транспорт подразделяется: на внешний и внутризаводской. Внутризаводскойтранспорт предназначен для перевозки грузов внутри предприятия. Внешний транспорт осуществляет завоз на предприятие сырья, материалов, топлива и вывоз готовой продукции. Эти операции осуществляются периодически в соответствии с условиями снабжения и сбыта, нормами запаса, емкостью складов и осуществляется автомобильным и железнодорожным транспортом.

Внутризаводской транспорт может быть:

– межоперационный – он перемещает полуфабрикаты в последовательности техпроцесса между рабочими местами;

– внутрицеховой – между производственными участками одного и того же цеха;

– межцеховой – осуществляет перемещение сырья и материалов, полуфабрикатов со складов в кладовые цехов, из цеха в цех; готовых изделий из цеха на склад готовой продукции.

Внутризаводской транспорт по видам подразделяется на:

а) безрельсовый (автомобили, электрокары и др.);

б) механический (конвейеры, подвесные пути, элеваторы, лифты).

По принципу действия существуют транспортные средства прерывного действия (автомобили и др.) и непрерывного (конвейеры, трубопроводы).

Транспортные средства классифицируются и по уровню механизации и автоматизации: автоматические, механизированные, ручные.

В гибких автоматизированных производствах применяются автоматизированные и автоматические транспортно-накопительные системы (АТНС), которые могут быть разных уровней: межцеховыми, цеховыми и локальными, обслуживающими отдельные производственные модули. К основному оборудованию, используемому для комплектации этих систем, относятся автоматические стеллажи, транспортные и перегрузочные устройства, накопители, автоматические склады, транспортно-складская тара и др.

Для руководства всем транспортным хозяйством на крупных предприятиях создается транспортный отдел. Он подчиняется одному из заместителей директора предприятия (например, по коммерческим вопросам или по маркетингу).

Структура и штаты транспортного отдела зависят от характера и объема транспортных и погрузочно-разгрузочных работ и от особенностей предприятия. В подчинении транспортного отдела находятся цехи, специализированные по видам транспортных средств (железнодорожный, автотранспорта, безрельсового транспорта и т. п.) и ремонтные цехи.

При небольшом объеме перевозок на предприятиях организуется только один транспортный цех. С целью совершенствования организации производства на небольших предприятиях целесообразно создавать единый транспортно-складской цех, в котором можно было бы объединить рабочих в транспортном хозяйстве, на складах и грузчиков основных цехов.

Структура транспортного хозяйства организации зависит от характера выпускаемой продукции (габаритные размеры, масса); состава цехов; типа и масштаба производства. Так, если предприятие производит пищевые продукты, то для их перевозки применяют специальный транспорт (рефрижераторы, молоковозы и т.д.).