Глава 3. СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА

 

3.1. Понятие и виды субъектов коммерческого права

 

На товарных рынках действуют многочисленные субъекты, выполняющие различные функции по организации и осуществлению товародвижения от изготовителей к оптовым потребителям и розничным торговцам, а также оказывающие разнообразные услуги, способствующие реализации товаров. К субъектам коммерческого права не относится гражданин-потребитель, поскольку он не является участником оптового товарооборота. Для этого ему нужно получить в установленном законом порядке статус индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Круг субъектов коммерческого права уже круга субъектов предпринимательского права, поскольку в него не включаются лица, непосредственно не занятые производством и реализацией оптовых партий товаров и не оказывающие услуги по продвижению товаров на рынке.

Классификацию субъектов коммерческого права можно проводить по различным основаниям. Так, в ГК РФ по основной цели деятельности выделяются коммерческие организации, целью которых является систематическое извлечение прибыли от продажи товаров и оказания сопутствующих купле-продаже услуг, и некоммерческие организации, не преследующие такой цели (ст. 50 ГК РФ).

Основными участниками коммерческих отношений являются коммерческие организации, создаваемые в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных в ГК РФ. Участие некоммерческих организаций в коммерческой деятельности ограниченно и сводится в основном к приобретению товаров для решения уставных задач. Среди них большое значение приобретают потребительские кооперативы, основными задачами которых являются создание и развитие организации торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья с последующей переработкой и реализацией (Закон РФ от 19 июля 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" <1>. Их роль должна возрасти в связи с возложением на них Законом N 271-ФЗ функций управляющих компаний сельскохозяйственными кооперативными рынками (ст. 3)).

--------------------------------

<1> РГ. 1997. 17 июля (с послед. изм.).

 

Кроме того, к числу субъектов коммерческого права следует отнести и различные общественные организации, некоммерческие объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), представляющие общие интересы своих членов (ст. 121 ГК РФ).

В настоящее время влияние различных общественных объединений предпринимателей на проводимую государством торговую политику должно возрасти в связи с законодательным закреплением форм их участия в создании и реализации государственной политики в области торговли (ст. 7 Закона о госрегулировании торговли).

Зарубежный опыт свидетельствует о значительном влиянии общественных объединений промышленных и торговых предпринимателей на проводимую государством промышленную и торговую политику.

Так, в США насчитывается более 3,5 тыс. национальных торговых ассоциаций. Общая же их численность, включая местные, региональные организации и клубы, превышает 40 тыс. Они оказывают своим членам самые разнообразные услуги, начиная с маркетинговых услуг по исследованию рынка и заканчивая лоббистской деятельностью и предоставлением информации обо всех изменениях в законодательстве.

Большинство членов Торговой палаты США (до 90%) составляют небольшие фирмы. Через периодические издания, фонды, средства массовой информации Торговая палата США оказывает давление на правительство и формирует общественное мнение в нужном направлении.

Значительное влияние на выработку внутренней и внешней политики правительства Германии, охрану интересов немецких предпринимателей оказывает Федеральный союз германской промышленности, объединяющий 38 отраслевых союзов промышленности. Представители союза являются членами различных консультационных органов в правительственных учреждениях.

В дореволюционной России предпринимательские союзы и организации строились по отраслевому, межотраслевому, региональному и общероссийскому принципам. Проводимые съезды их представителей постепенно превратились в институт самоуправления предпринимательских кругов. Для руководства практической деятельностью союзов избирались постоянно действующие органы - советы съездов.

Наиболее представительным был Совет съездов представителей промышленности и торговли, объединяющий около 70 крупных региональных и отраслевых торгово-промышленных организаций и 35 коммерческих банков и фирм.

В настоящее время весьма значительное влияние на торгово-промышленную деятельность оказывают торгово-промышленные палаты, образованные в соответствии с Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 <1>.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1309 (с послед. изм.).

 

Торгово-промышленные палаты защищают интересы российских предпринимателей по вопросам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе за границей; оказывают содействие развитию всех видов предпринимательской деятельности; организуют взаимодействие предпринимателей с государством; оказывают предпринимателям и их объединениям информационные услуги; содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг; оказывают практическую помощь российским предпринимателям при проведении операций на внешнем рынке; содействуют урегулированию споров, а также оказывают иную помощь и поддержку.

Торгово-промышленная палата РФ обладает правом законодательной инициативы.

В настоящее время процесс создания и укрепления союзов и ассоциаций товаропроизводителей, оптовых и посреднических организаций продолжается. Так, действуют Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация союзов АПК, Российский союз товаропроизводителей, Российский союз выставок и ярмарок, потребительские союзы и др. Такие объединения могут оказывать предпринимателям весьма существенную информационную поддержку, консультационные услуги, инициировать принятие законов и иных нормативных правовых актов и участвовать в законопроектной деятельности, представлять интересы субъектов товарных рынков во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами.

Особыми субъектами коммерческого права являются государство и муниципальные образования, которые не только осуществляют правовое регулирование деятельности субъектов товарных рынков, но и выступают непосредственными участниками коммерческих отношений. Правовым основанием для выступления государства и муниципальных образований в имущественном обороте является гл. 5 "Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством" ГК РФ.

Своеобразие субъектов коммерческой деятельности заключается в выполняемых ими функциях на товарных рынках. Именно данный критерий позволяет отграничить субъекты коммерческого права от субъектов гражданского и предпринимательского права. В отличие от русских дореволюционных ученых, не включавших производителей товаров в сферу торгового оборота, первую группу субъектов коммерческого права составляют товаропроизводители.

Помимо товаропроизводителей в соответствии с выбранным критерием выделяются оптовые торговцы и розничные торговцы как участники оптового товарооборота (коммерсанты); лица, оказывающие посреднические услуги при приобретении и продаже товаров (коммерческие посредники); организаторы торгового оборота; лица, оказывающие сопутствующие купле-продаже товаров услуги.

Закон о госрегулировании торговли подразделяет участников торгового оборота на две группы - осуществляющих торговую деятельность и осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи. Вместе с тем данные положения Закона сформулированы нечетко и могут быть поняты неоднозначно.

Исходя из понятия торговой деятельности, закрепленного Законом, субъектами торговой деятельности признаются субъекты, осуществляющие оптовую торговлю и розничную торговлю. К субъектам, осуществляющим поставки товаров, могут быть отнесены производители, переработчики товаров, а также субъекты, осуществляющие оптовую торговлю, поскольку они производят закупку товаров у производителей с целью дальнейшей продажи организациям розничной торговли. Таким образом, субъекты, осуществляющие оптовую торговлю, могут быть отнесены и к поставщикам, и к субъектам, осуществляющим торговую деятельность.

 

3.2. Коммерсанты (торговые предприниматели)

 

Основным звеном товарного рынка являются торговые организации, профессионально осуществляющие оптовую и розничную торговлю.

Оптовая торговля как более прогрессивный метод обеспечения материально-техническими ресурсами предприятий-потребителей стала применяться еще в советский период. Положением об оптовой торговле продукцией производственно-технического назначения оптовая торговля определялась как форма материально-технического снабжения, при которой обеспечение потребителей продукцией производится без фондов и лимитов по заказам потребителей на основе договоров с территориальными органами снабжения.

Оптовая торговля в определенном смысле являлась предшественницей рыночного оборота. Однако хотя предприятиям-потребителям не выделялась продукция в строго установленном объеме, планово-централизованное распределение материальных ресурсов сохранялось на уровне снабжающих организаций.

В рыночных условиях оптовая торговля как экономико-правовое явление приобретает новое содержание и сущность. Как уже отмечалось, впервые определение оптовой и розничной торговли как видов предпринимательской деятельности включено в Закон о госрегулировании торговли.

Оптовые торговцы играют важную роль в продвижении товаров к конечным потребителям. Они приобретают товары у организаций-изготовителей в собственность с целью перепродажи (оптовым, розничным организациям либо организациям-потребителям). Организации-оптовики, приобретая товары в собственность, принимают на себя риски, связанные с хищением, повреждением, моральным устареванием товаров.

Организации оптовой торговли производят хранение товаров, тем самым способствуя сокращению издержек на хранение у промышленных организаций, осуществляют централизованную доставку товаров по разработанным графикам, предоставление покупателям различной коммерческой информации, оказывают услуги по расфасовке товаров, дроблению крупных его партий на мелкие, сортировке, нарезке, раскрою материалов, упаковке и затариванию и иные полезные услуги.

Деятельность организаций оптовой торговли способствует установлению рациональных коммерческих связей, поскольку они, закупая оптовые партии товаров у производителей, освобождают последних от многочисленных связей с мелкими потребителями.

Большое разнообразие оказываемых организациями оптовой торговли услуг предполагает необходимое их количество на товарных рынках.

В США насчитывается 300 тыс. оптовых фирм, в ФРГ - 100 тыс., Италии - 90 тыс., Франции - 80 тыс. В России же крупных структур, организующих межрегиональные товаропотоки, явно недостаточно. На товарных рынках преобладают небольшие организации оптовой торговли, не имеющие необходимой материально-технической базы и трудовых ресурсов для выполнения функций организатора товарных потоков.

Оптовая торговля постепенно превращается в индустриально-организованную отрасль и включает наряду с небольшими крупные торговые организации с автоматизированными торгово-технологическими процессами.

Классификацию торговых организаций можно проводить по различным основаниям. В утвержденном Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 771-ст Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 51773-2009 "Услуги торговли. Классификация предприятий торговли" предприятия торговли подразделяют по формам собственности, видам торговли, специализации торговой деятельности, типам предприятий торговли и др. В зависимости от формы собственности, на базе которой организуется торговая деятельность, различаются частные, государственные и муниципальные торговые организации. По видам реализуемых товаров выделяют универсальные и специализированные торговые организации.

В зависимости от объема оказываемых услуг организации оптовой торговли подразделяются на организации, оказывающие полный и ограниченный набор услуг. Среди последних выделяются оптовики "найди и бери", обслуживающие предпринимателей, которые сами выполняют часть торговых функций (погрузку, доставку).

В зависимости от масштабов деятельности выделяются крупные организации оптовой торговли федерального значения, действующие на всей территории России. Их товарная специализация формируется исходя из потребностей общенационального или межрегионального обмена. Они осуществляют поставки товаров из сложившихся центров производства (текстильных товаров, рыбопродуктов и др.) в другие регионы России.

Региональные оптовые звенья организуют снабжение товарами покупателей своего региона. Однако оптовую торговлю осуществляет значительное количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые не в состоянии обеспечить крупномасштабный межрегиональный обмен товарами. По типам предприятий торговли выделяются магазин-склад, центр оптовой и мелкооптовой торговли, универсальный общетоварный продовольственный или непродовольственный склад и др.

По характеру осуществляемой деятельности выделяют дилеров, дистрибьюторов, трейдеров и др.

Дилеры - это торговые предприниматели, которые специализируются на торговле товарами определенных видов. Они приобретают оптовые партии товаров у различных продавцов на правах собственности и затем продают их от своего имени оптовым и розничным торговцам.

Общее понятие дилера в законодательстве отсутствует.

Понятие дилерской деятельности содержится только в биржевом законодательстве. Дилерская деятельность на товарных биржах осуществляется путем совершения биржевых сделок биржевыми посредниками от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже (ст. 9 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле").

Вне биржевой торговли дилерами являются юридические лица, которые помимо реализации товаров могут оказывать производителям и потребителям различные услуги: по проведению маркетинговых исследований рынка, централизованной доставке товаров, предпродажной подготовке товаров и др.

Дистрибьюторские организации, как и дилерские, осуществляют оптовые закупки товаров в целях перепродажи от своего имени и за свой счет. Основные отличия дистрибьюторов от дилеров заключаются в том, что дистрибьютор организовывает торговлю на территории своей страны получаемыми от иностранных поставщиков товарами путем создания на территории России сбытовой сети. Кроме того, они принимают на себя обязанности по продвижению товаров поставщика на рынке и защиту его интересов. Дистрибьютор является не просто перепродавцом, он обеспечивает техническое обслуживание реализуемых им товаров, организовывает рекламные мероприятия.

Трейдерами являются не только юридические лица, но и торговцы, совершающие сделки купли-продажи по поручению клиентов в качестве индивидуальных предпринимателей за свой счет и от своего имени.

Важными участниками товарных рынков являются розничные торговые организации, закупающие оптовые партии продовольствия и товаров потребительского назначения у производителей и оптовых торговцев с целью продажи гражданам-потребителям. В розничной торговле действуют структуры различного формата: небольшие магазины "шаговой" доступности, универсамы, продажа товаров индивидуальными предпринимателями. Однако на розничных рынках наглядно появляется тенденция укрупнения организаций розничной торговли путем создания супермаркетов, гипермаркетов, мегацентров и др.

Закон о госрегулировании торговли предусмотрел права оптовых и розничных торговцев. Они самостоятельно определяют:

1) вид торговли (оптовая и (или) розничная);

2) форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);

3) способ торговли (с использованием и (или) без использования торговых объектов);

4) специализацию торговли (универсальная и (или) специализированная торговля);

5) тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный и (или) нестационарный торговый объект);

6) основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);

7) порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе:

а) ассортимент продаваемых товаров;

б) режим работы;

в) приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров;

г) количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности;

д) способы доведения до покупателей информации о продавце, предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах;

8) цены на продаваемые товары;

9) форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах;

10) условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг;

11) иные порядок и условия осуществления торговой деятельности.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, подлежат включению в торговые реестры, которые должны вести органы государственной власти субъектов Российской Федерации, порядок формирования и форма которых должны быть утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли (ч. 2 ст. 5 Закона о госрегулировании торговли) <1>.

--------------------------------

<1> Таким органом является Министерство промышленности и торговли РФ.

 

На розничных рынках действуют также хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность посредством организации торговой сети (иными словами - ритейлеры) <1>. Понятие торговой сети определено в Законе о госрегулировании торговли.

--------------------------------

<1> В переводе с англ. retailer - розничный торговец.

 

Торговая сеть рассматривается как совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации (п. 8 ст. 2 Закона о госрегулировании торговли).

Таким образом, в Законе предусмотрены несколько вариантов создания торговой сети: путем общего управления торговыми объектами либо путем индивидуализации двух и более торговых объектов с помощью единого коммерческого обозначения и иного средства индивидуализации.

Для выяснения понятия торговой сети необходимо уяснить также понятие торгового объекта.

Торговый объект определяется Законом о госрегулировании торговли в качестве здания или части здания, строения или части строения, сооружения или части сооружения, специально оснащенного оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (ст. 2).

Под стационарным торговым объектом в Законе понимается торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения. Нестационарный торговый объект определяется как торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Исходя из законодательного определения торговых объектов можно сделать вывод, что здание, строение, сооружение или их части вместе с другими видами имущества являются имущественным комплексом, специально предназначенным и оборудованным для проведения торговых операций, осуществления торговли.

Это определение позволяет рассматривать торговый объект в качестве предприятия, которое в соответствии со ст. 132 ГК РФ признается имущественным комплексом, предназначенным для осуществления различных видов предпринимательской деятельности, в рассматриваемом случае - торговой деятельности. Признанию торгового объекта в качестве функционирующего предприятия соответствует и содержащееся в п. 7 ст. 2 Закона о госрегулировании торговли понятие площади торгового объекта, которая определяется как помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей. Данный вывод подтверждается также и тем, что в качестве средства индивидуализации торгового объекта в Законе указано прежде всего коммерческое обозначение, используемое, согласно ст. 1538 ГК РФ, для индивидуализации принадлежащих предпринимателям предприятий.

Однако, характеризуя торговый объект в качестве предприятия, необходимо отметить и отличие торговых предприятий от общего понятия предприятия, предусмотренного ст. 132 ГК РФ, которое в целом признается недвижимостью. Торговля (оптовая или розничная) может осуществляться и без использования стационарных торговых объектов, признаваемых недвижимостью. Современный уровень строительного производства позволяет монтировать и использовать крупные нестационарные объекты в качестве торговых объектов.

Следует отметить, что в Концепции совершенствования гражданского законодательства предлагается исключить из ст. 132 ГК РФ признание предприятия в целом недвижимостью, так как на практике осуществляется государственная регистрация входящих в состав предприятия зданий, сооружений, строений как отдельных объектов недвижимости, а регистрация в целом предприятия в качестве недвижимости порождает трудноразрешимые вопросы, какое именно имущество входит в состав этой недвижимости. Учитывая данные факторы, целесообразно будет внести соответствующие изменения в ст. 132 ГК РФ, в которой также следует отразить особенности торговых предприятий в качестве нестационарных объектов.

Положения Закона о госрегулировании торговли не конкретизированы, что может вызвать ряд вопросов на практике.

Из анализа Закона следует, что хозяйствующий субъект может создать торговую сеть путем общего управления принадлежащими ему торговыми объектами.

Кроме того, в соответствии с правилами § 4 гл. 76 ГК РФ предприниматели могут использовать коммерческое обозначение для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Следовательно, применение хозяйствующим субъектом одного и того же коммерческого обозначения в отношении двух или более торговых объектов свидетельствует о создании им торговой сети.

В соответствии с п. 5 ст. 1539 ГК РФ правообладатель - хозяйствующий субъект вправе заключить договор аренды предприятия (ст. 656 ГК РФ) либо договор коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ), на основании которых он может предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения. Следовательно, при таком варианте организации торговой сети в ее создании принимают участие несколько субъектов. Реализация этого варианта построения торговой сети без внесения изменений в ст. 132 ГК РФ невозможна, поскольку договор аренды предприятия подлежит государственной регистрации (ст. 658 ГК РФ). По существу, единственной договорной формой, специально предназначенной для организации торговой сети, является договор коммерческой концессии. Именно данный договор позволяет использовать пользователя в качестве одного из звеньев правообладателя и обеспечить единые условия продажи товаров для покупателей.

Как уже отмечалось, в области торговли как самого динамично развивающегося вида предпринимательской деятельности постоянно появляются новые субъекты. Так, в качестве прогрессивного типа организаций оптовой торговли следует рассматривать распределительные центры, целью которых является обеспечение бесперебойного снабжения населения продовольствием и товарами потребительского назначения. Создание распределительных центров позволяет рационализировать товаропотоки, решать сложную задачу обеспечения крупных городов продовольствием и иными товарами. Данные оптовые структуры выявляют и концентрируют спрос на потребительские товары, заключают договоры с поставщиками и организуют поставки товаров в розничную сеть и поддержание поставок товаров в необходимых объемах и ассортименте. Тем самым из цепи товаропроводящей сети исключаются мелкие оптовые и посреднические организации, снижаются транспортные расходы, возрастают объемы продаж, осуществляется централизованный контроль качества поставляемых товаров.

В Москве принимаются меры по развитию агропромышленных холдингов <1>, интегрирующих процесс производства и поставок сельхозпродукции.

--------------------------------

<1> См.: Постановление правительства Москвы от 30 ноября 2004 г. N 827-ПП "О мерах по развитию крупных интегрированных формирований в оптовом продовольственном комплексе города Москвы" // Вестник мэра и правительства Москвы. 2004. N 71; Постановлением правительства Москвы от 13 февраля 2007 г. N 83-ПП утверждена Целевая программа интеграции организаций оптового продовольственного комплекса города Москвы с сельскохозяйственными товаропроизводителями регионов России на 2007 - 2009 годы // Вестник мэра и правительства Москвы. 2007. N 14.

 

Торговые дома появились на товарных рынках достаточно давно. Они создаются в качестве юридических лиц и как объединения юридических лиц, состоящих из производственных, торговых, транспортных и иных организаций. Современной нормативной основы организации и деятельности торговых домов нет. В СССР они создавались в качестве новой формы внешнеэкономической деятельности на основе добровольного вступления в них советских предприятий, организаций, а также совместных предприятий с участием иностранных юридических и физических лиц <1>. Торговые дома в тот период были вправе осуществлять специализированную торговлю за свободно конвертируемую валюту, а также целый ряд других функций: от организации сети магазинов розничной торговли импортными и советскими товарами до строительства жилых домов, производства товаров народного потребления и закупок товаров на комиссионной основе. Таким образом, еще в период своего создания функции торговых домов четко не были определены.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. N 1405 "О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций" // СП СССР. 1989. N 2. Ст. 7.

 

В настоящее время торговые дома представляют собой, как правило, оптово-розничные структуры, в той или иной степени интегрированные в сферу производства.

По характеру деятельности выделяются торговые дома:

- осуществляющие оптовую и розничную торговлю от собственного имени и за свой счет;

- оказывающие посреднические услуги;

- выполняющие снабженческо-сбытовые функции производственных организаций <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ибрагимов Л.А. Инфраструктура товарного рынка. М., 2001. С. 39.

 

Организации торговли и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность, являются торговыми предпринимателями. Их деятельность обладает всеми признаками предпринимательской деятельности. Но такая характеристика не позволяет отграничить их от других субъектов товарных рынков, также являющихся предпринимателями.

Представляется необходимым введение в научный оборот понятия коммерсанта. Данное понятие имеется в зарубежном законодательстве стран с дуалистической системой права. К ним относится особая категория лиц, ведущая предпринимательскую деятельность на профессиональной основе в виде промысла. Различаются коммерсанты коллективные и индивидуальные. Коллективными коммерсантами считаются торговые товарищества, индивидуальными - физические лица, обладающие полной право- и дееспособностью и выступающие от собственного имени <1>. Рассматривая понятие коммерсанта, западные исследователи отмечают такие его признаки, как самостоятельность, профессионализм, деятельность за свой счет <2>. Коммерсанты имеют фирменное наименование, обязаны вести бухгалтерский учет проводимых торговых операций, регистрируются в специальном реестре <3>.

--------------------------------

<1> См.: Гражданское и торговое право капиталистических стран / Под ред. В.П. Мозолина и М.И. Кулагина. М., 1980. С. 108.

<2> См.: Жамен С., Лакур Л. Торговое право. М., 1993. С. 21 - 26.

<3> См.: Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.В. Безбаха и В.К. Пучинского. М., 2004. С. 112 - 116.

 

Правовое положение коммерсантов регулируется торговыми кодексами и специальными законами.

Коммерсант имеет фирменное наименование, в большинстве случаев обязан пройти торговую регистрацию, обязан вести торговые книги и иную документацию.

Для зарубежного законодательства характерно широкое понимание коммерсанта как предпринимателя, осуществляющего любую предпринимательскую деятельность, направленную на получение прибыли.

В русском дореволюционном торговом праве основной фигурой признавался купец или торговец. Понятие купца в законодательстве претерпевало изменения, вначале оно носило сословный характер. С развитием капиталистических отношений от этих "пут" данное понятие освободилось и купцами стали признаваться все лица, осуществляющие торговлю в виде промысла, т.е. постоянную деятельность, рассчитанную на "неопределенное число актов, составляющих источник дохода" <1>.

--------------------------------

<1> Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. С. 61.

 

Другим признаком купца считалось совершение сделок от своего имени. По данному признаку купцы отличались от приказчиков, которые также занимались торговлей, и это занятие являлось для многих источником средств существования. Но приказчики совершали торговые сделки не от своего имени, а от имени хозяина.

Как и в зарубежном праве, торговцы были обязаны вести торговые книги, платить налоги от торгового промысла, в отношении купцов было возможно применение торговой несостоятельности.

Современному коммерсанту, без сомнения, присущ такой признак, как профессионализм, поскольку без специальных знаний профессиональное осуществление торговой деятельности невозможно. Как и другие предприниматели, коммерсанты осуществляют на свой риск деятельность, которая направлена на систематическое извлечение прибыли.

Но понятие коммерсанта имеет и специальные признаки. Прежде всего коммерсант действует от собственного имени. Лица, действующие от чужого имени, не могут признаваться коммерсантами. Все же этого признака недостаточно для отграничения коммерсанта от других предпринимателей, действующих в сфере товарного оборота. Другим отличительным признаком является осуществление деятельности в своих интересах. Понятие интерес - одно из ключевых понятий рыночной экономики.

Целью деятельности коммерсанта является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение покупательского спроса.

Таким образом, коммерсантом является предприниматель, осуществляющий торговую деятельность от своего имени, за свой счет и в своих интересах.

 

3.3. Коммерческие посредники

 

Понятия "посредник", "посредничество" законодательством не определены. В статье 182 ГК РФ лишь указано, что коммерческие посредники действуют в чужих интересах. С экономической точки зрения торговля рассматривается в качестве посредника между сферами производства и потребления. Сущность посредничества в правовом значении можно выявить путем рассмотрения договорных форм осуществления различных видов посреднической деятельности: договоров поручения, комиссии, агентского договора.

При заключении данных договоров посредник действует в интересах принципала (комитента, доверителя), от его имени и за его счет или от своего имени и за его счет. Важно подчеркнуть, что право собственности на реализуемый (закупаемый) товар к посреднику не переходит.

В доктрине институт торгового посредничества рассматривается как услуги участникам гражданского оборота при заключении в сфере торговли гражданско-правовых сделок <1>.

--------------------------------

<1> См.: Сохновский А.Ф. Комиссионная торговля. Правовые вопросы. М., 1989. С. 4.

 

При рассмотрении понятий посредничества, посредника преобладающей является точка зрения о том, что посредник всегда действует в чужих интересах <1>. Интерес посредника заключается в получении вознаграждения, размер которого зависит от качества исполненного поручения принципала. При этом права и обязанности принципала в конечном счете возникают, изменяются или прекращаются вследствие действий посредника. Квалифицирующим признаком посредника является и то, что право собственности на реализуемый товар к нему не переходит.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Б.Д. Завидова "Договоры посреднических услуг в России" включена в информационный банк.

 

<1> См.: Комментарий к части второй ГК РФ для предпринимателей. М., 1996. С. 220; Завидов Б.Д. Договоры посреднических услуг. М., 1997. С. 19.

 

Одним из видов посредника является так называемый простой (фактический) посредник. Деятельность его заключается в подыскании клиенту подходящего контрагента для заключения сделки. Посредник оказывает клиенту фактические услуги, предоставляет необходимую информацию. Сам же он договора не заключает <1>.

--------------------------------

<1> См.: Андреева Л. Торговое посредничество: понятие и правовые формы осуществления // Российская юстиция. 1994. N 24. С. 15 - 17.

 

Договорная модель простого посредничества в российском законодательстве отсутствует.

В международной торговой практике субъект, осуществляющий подобный вид деятельности, обозначается как случайный посредник. Им является лицо, которое в соответствии с заключенным договором предоставляет клиенту услуги в виде информации об именах потенциальных клиентов, а также содействует в заключении сделки.

В связи с распространением в международной торговле деятельности по содействию в заключении сделок Международная торговая палата разработала типовой контракт случайного посредничества. Типовой контракт предусматривает возможность совершения посредником следующих действий: сообщение информации о потенциальных клиентах или сделках, оказание содействия во время переговоров о заключении сделки. Посреднику может быть предоставлено исключительное право оказывать содействие по сделке. В то же время посреднику может быть вменена обязанность воздерживаться от деятельности в пользу конкурентов контрагента <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография Н.Г. Вилковой "Договорное право в международном обороте" включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2004.

 

<1> См.: Вилкова Н.Г. Указ. соч. С. 305 - 316.

 

Распространенным видом посредника является поверенный. В соответствии с правилами гл. 49 ГК РФ о договоре поручения поверенный совершает определенные юридические действия от имени и за счет доверителя.

К числу посредников относятся комиссионеры, действующие от своего имени, но за счет комитента. Взаимоотношения организаций комиссионной торговли с клиентами на товарных рынках регулируются договором комиссии. В заключаемом договоре оговариваются срок реализации товаров, цена, порядок и размер уценки товара, если товар не будет продан в согласованные сроки, размер комиссионного вознаграждения и другие условия. Право собственности на товар при этом остается у комитента.

Одной из форм комиссионной торговли является консигнационная торговля, при которой собственник товаров (консигнант) передает комиссионеру (консигнатору) товары для реализации со склада последнего. Консигнаторы оказывают услуги только по реализации товаров субъектам, осуществляющим внешнеторговую деятельность. Обязательным условием консигнационной торговли является наличие складских площадей у консигнатора. Право собственности на товар, поступивший на склад консигнатора, до его продажи остается у собственника товара. Хранение товаров на складе осуществляется, как правило, от одного года до пяти лет. По истечении согласованного в договоре срока, если товар не реализован, он возвращается собственнику либо по соглашению сторон выкупается консигнатором по согласованной цене. Данный договор заключается и при осуществлении торговой деятельности внутри страны.

Посредниками в биржевой торговле являются брокеры.

Законом о товарных биржах брокерская деятельность определяется как деятельность по совершению биржевых сделок биржевым посредником от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени и за счет клиента (ст. 9).

Брокеры осуществляют деятельность путем создания брокерских фирм, брокерских контор либо в качестве независимых брокеров, т.е. индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица.

Брокерской конторой является филиал или другое обособленное подразделение организации, имеющее отдельный баланс и расчетный счет (ст. 10 Закона о товарных биржах).

Вместе с тем данный Закон не различает брокера и дилера, биржевым посредником именуется и дилер, действующий в собственных интересах и от своего имени, приобретающий товары на праве собственности с целью дальнейшей перепродажи.

Исходя из широкого распространения посреднических услуг на товарных рынках необходимо законодательное закрепление понятий посредничества, посредника.

Брокеры хорошо знают рынок определенного товара, они предоставляют своим клиентам необходимую информацию о товарах, ценах, заключают в интересах своих клиентов сделки по купле-продаже товаров.

Оформление отношений брокеров с клиентами происходит путем заключения договора поручения или договора комиссии или долгосрочного договора на организацию брокерского обслуживания.

Торговые агентства и агенты - один из видов коммерческих посредников.

Исследование деятельности торговых агентов происходило еще в дореволюционной России и в первые годы советской власти. Так, С.Н. Ландкоф писал, что торговыми агентами признаются лица, которые, не состоя на службе в торговом или промышленном предприятии, оказывают содействие по заключению торговых сделок или совершают торговые действия от своего имени. Торговыми агентами могут быть физические и юридические лица. Деятельность их носит постоянный характер <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ландкоф С.Н. Торговые сделки. Теория и практика. Харьков, 1929. С. 26, 27.

 

Современное понятие агентской деятельности, или агентирования, в российском законодательстве можно вывести из определения агентского договора, предусмотренного ст. 1005 ГК РФ. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала. Согласно данному договору, агент может выполнять работы, оказывать определенные услуги, но чаще всего он реализует товары, переданные ему принципалом, или приобретает необходимые принципалу товары. Договорные отношения агента и принципала строятся по модели договора комиссии или поручения. Вместе с тем содержание агентского договора значительно шире, чем указанных договоров, поэтому в ГК РФ включены и некоторые специальные правила, регулирующие агентскую деятельность.

Вместе с тем следует отметить, что основной областью деятельности агентов является торговля, а в ГК РФ специальных правил, отражающих специфику оказываемых услуг торговыми агентами, нет.

Различаются агенты производителей и сбытовые агенты. Первые обычно осуществляют реализацию товаров определенного ассортимента нескольких не конкурирующих между собой производителей на согласованной с агентом территории.

Сбытовые агенты занимаются реализацией всех производимых малыми и средними предприятиями товаров, так как небольшим организациям невыгодно содержать сбытовой аппарат, который заменяет агентская фирма.

Представительство интересов субъектов в сфере торговли осуществляют специальные лица - коммерческие представители, деятельность которых регулируется ст. 184 ГК РФ. Коммерческим представителем может быть только предприниматель (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель), поэтому он освобождается от ответственности только при наличии обстоятельств непреодолимой силы. Предусмотренные ГК РФ правила о коммерческом представительстве позволяют выявить его отличия от общегражданского представительства. Прежде всего коммерческое представительство осуществляется в сфере предпринимательской деятельности, поскольку и коммерческий представитель, и представляемое им лицо являются предпринимателями. Деятельность коммерческого представителя является предпринимательской, осуществляемой постоянно и самостоятельно. В отличие от гражданского представительства его деятельность носит возмездный характер и заключается в совершении как юридических, так и фактических действий в интересах представляемого предпринимателя.

Как верно отметил Б.И. Пугинский, связь посредничества и представительств носит однонаправленный характер, что означает, что посредничество предполагает отношения по представительству, тогда как представительство не всегда связано с посредничеством <1>.

--------------------------------

<1> См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2005. С. 110.

 

Несмотря на некоторые различия, общим признаком коммерческих посредников является то, что они совершают юридические и (или) фактические действия в чужих интересах. Данный признак является квалифицирующим признаком коммерческого посредника. Интерес посредника заключается в получении вознаграждения за надлежащим образом исполненное поручение принципала.

Таким образом, коммерческим посредником является действующий в чужих интересах предприниматель, осуществляющий коммерческую деятельность по купле-продаже товаров и связанных с нею услуг.

 

3.4. Организаторы торгового оборота

 

Необходимыми субъектами товарных рынков являются организаторы торговли, обеспечивающие взаимодействие изготовителей, посредников и потребителей по купле-продаже товаров. Их назначение заключается не в совершении сделок, а в предоставлении необходимых условий для совершения торговых операций.

Организаторами торговли являются товарные биржи, торгово-промышленные ярмарки и выставки, оптовые продовольственные рынки, коммерческие торги. Не все из них являются правосубъектными образованиями.

Нормативная база функционирования многих из них либо отсутствует, либо устарела.

Товарные биржи выполняют целый ряд функций в качестве организаторов торговли. На товарных биржах концентрируется спрос и предложение. Биржа является механизмом установления рыночных цен. Торговля на бирже осуществляется регулярно, по установленным правилам. Биржа предоставляет определенные гарантии исполнения сделок, организует расчетное обслуживание участников биржевой торговли, что позволяет свести к минимуму неплатежи по сделкам. Являясь организованным товарным рынком, биржа позволяет осуществлять государственный контроль за биржевой деятельностью, обеспечивает прозрачность заключаемых договоров.

В развитии биржевой торговли в России можно выделить несколько этапов.

Первый этап - дореволюционный период. Товарные биржи в России были созданы довольно поздно по сравнению с западными товарными биржами - в XVIII в., причем по инициативе государства.

Специальное законодательство о биржах отсутствовало. Их деятельность регулировалась Уставом торговым. Наиболее крупные биржи (Санкт-Петербургская, Калашниковская, Московская, Киевская и др.) находились в прямом ведении Министерства торговли. Биржи самостоятельно разрабатывали устав биржи.

Государство стремилось использовать передовой зарубежный опыт организации биржевой деятельности. С этой целью в 1899 г. была создана комиссия, призванная использовать зарубежный опыт. Однако это намерение не осуществилось.

Второй этап составляет период нэпа. Именно в это время после революции велась биржевая деятельность. В 1921 году стали открываться биржи, игравшие достаточно важную роль в налаживании связей между городом и деревней. Однако в связи с отказом от новой экономической политики и переходом к административно-плановой экономике товарные биржи были закрыты и в советское время не функционировали.

Возрождение биржевой деятельности произошло при переходе к рыночной экономике (третий этап). В конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. наблюдался стремительный рост числа товарных бирж. С образованием независимых государств - бывших союзных республик СССР - произошел распад хозяйственных связей, и биржа в тот период выступала по существу единственным действенным механизмом налаживания новых хозяйственных связей. Однако биржи в тот период не отвечали требованиям организации подобных субъектов. Временное положение о деятельности товарных бирж в РСФСР <1> не могло выступать нормативной основой их организации и деятельности, поскольку не регулировало с достаточной полнотой деятельность товарных бирж. В нем предусматривалась необходимость создания товарных бирж и оказания государственными органами содействия их образованию. Учредителями товарных бирж могли выступать не только предприятия, организации и граждане, но и органы государственного управления. В данном нормативном акте не содержались требования к биржевым торгам, не предусматривались правила совершения биржевых сделок, поэтому на биржах происходила купля-продажа любых товаров и само понятие биржевой деятельности нивелировалось.

--------------------------------

<1> Утверждено Советом Министров РСФСР 20 марта 1991 г. N 161 // САПП РСФСР. 1991. N 13. Ст. 170.

 

Принятие Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" означало наступление нового, четвертого, этапа в развитии биржевой торговли.

Данный Закон сыграл достаточно важную роль в упорядочении биржевой торговли.

Товарная биржа определяется Законом как организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (ст. 2).

Целью деятельности товарных бирж является организация и регулирование биржевой торговли. Сама биржа не вправе заниматься деятельностью, непосредственно не связанной с организацией биржевой торговли. Незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании и (или) рекламе слов "биржа" или "товарная биржа", а также образованных на их основе слов или словосочетаний влечет административную ответственность (ч. 2 ст. 14.24 КоАП РФ). Товарная биржа обладает специальной правоспособностью. Она образуется в качестве юридического лица, но требования к организационно-правовой форме биржи законом не установлены, поэтому биржи создавались как в качестве коммерческих, так и некоммерческих организаций. С целью стимулирования образования некоммерческих товарных бирж Постановлением Совета Министров и Правительства РФ от 11 мая 1993 г. N 452 "О мерах по стимулированию роста организованного товарооборота биржевых товаров через товарные биржи" <1> предусмотрены некоторые льготы для бирж, являющихся некоммерческими организациями, но они явно незначительны и не могут повлиять на образование бирж в качестве некоммерческих организаций.

--------------------------------

<1> САПП РФ. 1993. N 20. Ст. 1763.

 

В развитых государствах товарные биржи функционируют как бесприбыльные учреждения, и в качестве некоммерческих организаций пользуются существенными налоговыми льготами <1>.

--------------------------------

<1> См.: Дегтярева О.Н. Биржевое дело. М., 2002. С. 34.

 

В учреждении биржи не могут участвовать государственные органы и органы местного самоуправления, кредитные организации, страховые и инвестиционные компании и фонды, общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. В Законе о товарных биржах предусмотрено, что доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10% (п. 3 ст. 11). Следовательно, товарная биржа не может быть организована в форме унитарного предприятия. Биржевая деятельность отнесена Законом о биржах к лицензируемым видам деятельности. Положение о лицензировании товарных бирж на территории Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2010 г. N 121 <1>. Лицензирование биржевой деятельности и контроль осуществляется Федеральной службой по финансовым рынкам.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 10. Ст. 1102.

 

Участниками биржевой торговли являются члены биржи и посетители биржевых торгов. Служащие биржи не имеют права участвовать в биржевых сделках или создавать брокерские фирмы.

Членами биржи являются лица, участвующие в формировании уставного капитала биржи (учредители) или внесшие членские или иные целевые взносы в ее имущество. Членам биржи предоставляется право участвовать в биржевой торговле, принимать решения на общих собраниях и участвовать в работе других органов управления, получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами, и другие права. В Законе о товарных биржах предусмотрены две категории членов биржи: полные и неполные. Полные члены наделены правом участвовать в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций биржи.

Неполные члены вправе участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе, отделении) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общем собрании секции биржи.

Члены биржи, являющиеся брокерскими фирмами или независимыми брокерами, осуществляют биржевую торговлю непосредственно от своего имени и за свой счет, или от имени клиента и за его счет, или от своего имени за счет клиента, или от имени клиента за свой счет.

Члены биржи, не являющиеся брокерскими фирмами или независимыми брокерами, участвуют в биржевой торговле:

- непосредственно от своего имени - только при торговле реальным товаром, исключительно за свой счет, без права на биржевое посредничество;

- через организуемые ими брокерские конторы;

- на договорной основе с брокерскими фирмами, брокерскими конторами и независимыми брокерами, осуществляющими свою деятельность на данной бирже (ст. 20).

Участие в биржевых торгах помимо членов биржи вправе принимать посетители, которые приобретают это право на определенный срок и за соответствующую плату.

Посетителями являются юридические и физические лица, не являющиеся членами биржи и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок.

Посетители биржевых торгов могут быть постоянными и разовыми.

Постоянные посетители не участвуют в формировании уставного капитала и управлении биржей. Они пользуются услугами биржи и обязаны вносить плату за право на участие в биржевой торговле в размере, определенном соответствующим органом управления биржи.

Предоставление постоянному посетителю права на участие в биржевых торгах на срок более трех лет не допускается.

Разовые посетители биржевых торгов имеют право на совершение сделок только на реальный товар, от своего имени и за свой счет.

Органы управления товарной биржей создаются в соответствии с ее организационно-правовой формой и определяются уставом, в котором также должны быть предусмотрены:

- размер уставного капитала;

- перечень и порядок формирования постоянных фондов;

- максимальное количество членов биржи;

- порядок приема в члены биржи, приостановки и прекращения членства;

- права и обязанности членов биржи и других участников биржевой торговли;

- порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам.

Высшим органом управления товарной биржей являются общее собрание ее членов (ст. 16 Закона о товарных биржах).

Отличительными признаками биржевой торговли являются торговля в заранее определенном месте по установленным правилам, гласность и публичность торгов, регулярность их проведения, торговля по рыночным ценам, торговля только биржевыми товарами посредством биржевых брокеров, аукционный способ определения цены.

По территории действия биржи подразделяются на международные, общероссийские, межрегиональные и региональные.

По назначению - на универсальные и специализированные по торговле отдельными видами товаров (например, цветными металлами, пшеницей, сахаром и т.п.).

По характеру биржевых операций - на биржи реального товара, фьючерсные биржи.

В начале 90-х гг. XX в. на товарных биржах осуществлялась торговля реальным товаром. В настоящее время все большее распространение получают фьючерсные биржи, на которых осуществляется торговля стандартными контрактами. Большинство зарубежных товарных бирж является фьючерсными.

В последнее время биржевая торговля активизировалась в связи с проведением государством закупочных и товарных интервенций на товарных биржах. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 10 мая 2006 г. поставлена задача расширить биржевую торговлю путем организации торговли нефтью, газом и другими товарами.

В Программе развития конкуренции в Российской Федерации отмечается, что "...повышению открытости и прозрачности рынков способствует организованная (в том числе биржевая) торговля товарами. Такая торговля целесообразна на рынках однородных товаров с достаточно большим количеством покупателей и продавцов, а также отсутствием ярко выраженного лидера, способного в одностороннем порядке оказывать существенное влияние на рыночную ситуацию. Организация ликвидной биржевой торговли представляется сложной и комплексной задачей, которая может быть решена только в результате активного и доверительного диалога между производителями, потребителями, посредниками-трейдерами и органами власти" <1>.

--------------------------------

<1> Утверждена распоряжением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 691-р // СЗ РФ. 2009. N 22. Ст. 2736.

 

Оптово-промышленные ярмарки способствуют демонополизации производства и обращения товаров, снижению товарного дефицита, увеличению конкурентоспособных товаров, выявлению спроса потребителей.

Ярмарочная торговля была развита в дореволюционной России. Так, только на Нижегородской ярмарке, пользовавшейся международным авторитетом, в середине XIX в. стоимость привезенных товаров составляла 60% от общей стоимости товаров, ввозимых в Россию <1>.

--------------------------------

<1> См.: Восьмое чудо света // Экономика и жизнь. 2002. N 30. С. 28.

 

Ярмарки являются эффективным средством организации коммерческих связей между изготовителями, потребителями и посредниками. Современная нормативная база осуществления ярмарочной торговли отсутствует. В 1989 году были утверждены Временное положение о порядке организации и проведения ярмарок по оптовой продаже товаров народного потребления и Временное положение об организации и проведении ярмарок по продаже продукции производственно-технического назначения <1>. В соответствии с данными положениями руководство ярмаркой было возложено на ярмарочный комитет, который должен создать рабочие органы ярмарки (дирекцию, арбитраж, группу по учету договоров, комиссии и иные необходимые органы).

--------------------------------

<1> Утверждены Минторгом СССР и Госснабом СССР 17 марта 1989 г. и Постановлением Госснаба СССР от 29 марта 1989 г. N 19 // БНА министерств и ведомств СССР. 1989. N 10.

 

В настоящее время общие правила по организации ярмарок продовольственных товаров содержатся в Законе о госрегулировании торговли (ст. 11).

Согласно ст. 11 Закона о госрегулировании торговли, организаторами ярмарки вправе выступать органы государственной власти и местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели. Порядок проведения и продажи товаров на ярмарках устанавливается субъектами РФ, на территории которых ярмарки организуются, либо федеральным органом государственной власти, если он выступает организатором ярмарки, с учетом правил, установленных федеральным законодательством (о пожарной безопасности, в области охраны окружающей среды, о защите прав потребителей, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.). Для организатора ярмарки установлена обязанность публикации информации о ее проведении в средствах массовой информации и размещения на сайте в сети Интернет. Торговые места должны предоставляться не только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, но и гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством. Размер платы за предоставление оборудованных мест и за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли, устанавливается организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации понесенных затрат на ее проведение.

Торговля на ярмарках осуществляется, как правило, по образцам и моделям товаров, а также в отдельных случаях по каталогам, проспектам и другим материалам, характеризующим товары. Представители участников ярмарки должны иметь надлежаще оформленные доверенности для заключения договоров. Заключение договоров производится непосредственно на ярмарке. Возникающие разногласия между покупателями и продавцами оперативно устраняются с помощью специально образуемого на время работы ярмарки органа по разрешению споров - арбитража ярмарки.

В зависимости от состава участников проводимые ярмарки бывают международными, общероссийскими, межрегиональными, региональными и местными.

Традиционной формой выявления спроса потребителей, организации коммерческих связей являются выставки. Первая всероссийская мануфактурная выставка была открыта в Санкт-Петербурге в 1829 г. На ней было представлено более 4 тыс. экспонатов 326 участников из 33 губерний. Через два года, в 1831 г., в Москве состоялась Вторая всероссийская выставка, на которой 570 участников представили около 6 тыс. экспонатов.

И в настоящее время проводимые выставки приобрели широкое распространение. Так, более 90 городов страны проводят ежегодно до 2,5 тыс. различных выставок с общим числом участников около 250 тыс. и числом посетителей до 10 млн. человек <1>. Полезная функция выставок заключается в том, что на них обычно представлено большое количество образцов товаров, производимых различными изготовителями. Потенциальные покупатели имеют возможность всесторонне изучить товар, выяснить его характеристики и свойства. На выставках рекламируются новые товары. Выставочная деятельность способствует продвижению российских товаров как на внутренний, так и на внешний рынки. Выставки способствуют нахождению инвесторов, налаживанию коммерческих связей, внедрению технических новшеств.

--------------------------------

<1> См.: Мальшевич В.Л. Выставочный ресурс российской экономики // РГ. 2006. 5 дек.

 

Результаты зарубежных исследований показывают, что затраты на заключение договоров через проводимые выставки в 3 - 4 раза меньше, чем достижение того же результата иными средствами.

Участие в специализированных выставках-ярмарках - неотъемлемый элемент маркетинговой деятельности коммерческой организации.

В литературе отмечается, что основной отличительной чертой выставки-продажи от торговой ярмарки является масштаб предложения и неограниченный круг посетителей, присущие выставкам <1>.

--------------------------------

<1> См.: Сидорова Т.Э. Ярмарки и выставки-продажи как участники торгового оборота // Актуальные проблемы коммерческого права. С. 162.

 

В настоящее время по существу различий между ярмарками и выставками не проводится.

Организацией выставок и ярмарок занимаются различные субъекты. Ярмарочно-выставочную деятельность организуют около 100 фирм, объединенных в Союз выставок и ярмарок СНГ, а на территории России действует Российский союз выставок и ярмарок (РСВЯ).

Однако в нормативном порядке выставочная деятельность не урегулирована. Правительством РФ утверждено лишь Положение о проведении международных выставок образцов продукции военного назначения на территории Российской Федерации и об участии российских организаций в таких выставках на территориях иностранных государств <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 2 июня 2007 г. N 339 // СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2911 (с послед. изм.).

 

Отсутствует координация в планировании выставок.

Для упорядочения выставочно-ярмарочной деятельности, превращения выставок и ярмарок в эффективный рыночный механизм организации торговли необходимо принятие специального нормативного акта, регламентирующего их деятельность.

Как показывает опыт, нужна государственная поддержка отечественных товаропроизводителей для участия их в международных выставках и ярмарках. Целесообразно в бюджете устанавливать размер средств, выделяемых государством на проведение выставок и ярмарок.

Необходимо утверждать план проведения выставок и ярмарок для устранения их дублирования.

Представляется необходимым также разработать государственную политику в отношении выставочно-ярмарочной деятельности и разработать концепцию развития этих видов деятельности.