Классификация программ
Признаки классификации | Виды программ |
Содержание программы | Экономические, социальные, социально-экономические, научно-технические, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие, разведывательные (информационные), комплексные |
Уровень разработки и применения | Президентские, федеральные, региональные (республиканские, краевые, областные, окружные), местные, городские, программы предприятий, учреждений, личностные (программы саморазвития) |
Время, на которое рассчитана реализация программы | Долгосрочные (свыше 5 лет) Среднесрочные(3—5 лет) Краткосрочные (1—3 года) Текущие или оперативные (до 1 года) |
Содержание программно-целевого управления может быть представлено в таблице 9.
Таблица 9
Необходимо определить | Компоненты ПЦУ |
1. Что должно быть достигнуто в конечном счете? | Цель программы |
2. Что требуется сделать для достижения цели? | Составные цели (подцели), задачи, перечень мер (мероприятий) |
3. Какие ресурсы и в каком объеме требуются для реализации программы? | Ресурсное обеспечение — информационные, материальные, финансовые, трудовые ресурсы |
4. На какой период времени рассчитана программа? | Временная характеристика программы |
5. Каков механизм организации управления реализацией программы? | Организационная структура, включая руководителя программы и звенья, ответственные за выполнение задач, мер. Взаимодействие между ними |
6. Как отслеживается и оценивается выполнение программы? | Учетный, отчетный и контролирующий механизм (механизм обратной связи) |
7. Какие изменения следует внести в содержание и реализацию программ? | Коррективы содержания и механизма реализации программы |
8. Как и насколько выполнена программа? | Подведение итогов. Окончание программы |
Большим преимуществом программ вообще и социальных в частности является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач, мероприятий и, в конечном счете, цели программы. Классификация целей представлена в таблице10. Программно-целевое управление по-своему подтверждает важность определения приоритетов в практической деятельности на любом уровне.
Таблица 10