Логика вопросов и ответов

Познавательному процессу присуща вопросно-ответная форма1 развития знания.

Развитие научны» и практических знаний включает несколько этапов: 1. Постановку вопроса. 2. Поиски новой информации в опре­деленной области. 3. Конструирование ответа на поставленный во­прос.

Вопрос- . это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного, или базисного знания.

Базисное знание является предпосылкой вопроса, на которую опираются в процессе его постановки.

Выделяются следующие виды вопросов:

1. С точки зрения семантической характеристики - вопросы кор­ректные и вопросы некорректные.

2. С учетом познавательной функции - уточняющие ?(р) («ли-вопросы») и восполняющие ?Q(p) («что-вопросы»).

3. В зависимости от структуры - простые ?(р), ?(Q(p) и слож­ные.

Виды сложных вопросов:

а) соединительные - ?(р л q), ?(Qi л Ог)(р), ?(Qi л СЬ)(р л q),

p*q);

б) разделительные - ?(р v q), ?(Q, v 0з)(р), ?(Qi v Q^)(p v q),

)

в) смешанные.

4. По отношению к теме - вопросы по существу темы и вопросы

не по существу темы.

Ответ- новое суждение, уточняющее или дополняющее в соот­ветствии е поставленным вопросом исходное знание.

Ответы делятся на следующие виды:

1. По отношению к вопросу - ответ по существу вопроса и от­вет не по существу вопроса.

2. С учетом семантической характеристики - истинные и лож­ные.

3. В зависимости от области поиска ответов - прямые и косвен­ные.

4. По грамматической структуре - краткие и развернутые.

5. С точки зрения объема информации - полные и неполные.

6. По степени точности - точные (определенные) и неточные (неопределенные).