Логотип как элемент фирменного стиля.

Логотип (фирменная шрифтовая надпись) – оригинальное начертание или сокращенное наименование фирмы, товарной группы, производимой данной фирмой, или одного конкретного товара, выпускаемого ею. (Как правило, логотип состоит из 4-7 букв).

3.1. Роль логотипа в процессе коммуникации.

Логотип представляет собой повествование, дискурс, означающий его ориентацию относительно двух осей. Первая ось связывает полюс отправителя (организация) и получателя (клиенты организации) информации, или полюс адресата. Вторая ось – это семантико-референтивный полюс, согласно которому что-то (какая-то информация) сообщается или выражается по поводу чего-то, и предназначается для кого-то. Так, первая ось соотносится с прагматическими характеристиками, а вторая отсылает к характеристикам семантического порядка. Двойственный характер представления логотипа можно проанализировать с помощью функций:

1) Фатическая функция – служит установлению и поддержанию контакта с клиентами организации. (Эту роль логотип играет удачнее, если состоит из ярких, бросающихся в глаза и информативно-идентифицирующих знаков).

2) Экспрессивная функция – выразительная, которая состоит в передаче клиентам информации об идентичности и характеристиках организации, которой принадлежит данный знак. (При этом используется метафорический способ представления в логотипе.)

3) Референтивная функция логотипа базируется на его способности сообщать информацию о продукте или услуге, которую он представляет: Исследователи неоднократно показывали, что графические характеристики логотипа, а также контекст, в котором он размещается, служат двумя источниками информации, которые используются получателем информации для ее расшифровки, и поэтому обладают большим влиянием на идентифицирующие параметры логотипа. Так, чтобы обозначить свое действенное влияние в некоторых странах, Marlboro прибегнул к картинкам, составленным из символического и образного представления своего логотипа, демонстрируя, например, фотографии бесконечной дороги, ведущей к закату огромного красного солнца. Такой тип картинки имел своей задачей подсознательно вызвать образ логотипа.

4) Импрессивная функция – функция впечатления. Так, логотип группы Danon демонстрирует ребенка как основного потребителя выпускаемой продукции.

5) Поэтическая функция вносит в передаваемую информацию эмоциональный элемент. Логотип берет на себя поэтическую или эстетическую функцию в том случае, если он построен неоднозначным образом (по отношению к системе ожидания кода сообщения) и действует, по выражения Умберто Эко, как автотелический (то есть соотносящийся автоматически) знак, как знак авторефлексивный, который предполагает привлечение внимания потребителя, прежде всего, в силу своей собственной формы. (Не должен входить в противоречие с экспрессивной функцией).

6) Металингвистическая функция отсылает к тому информационному коду, который используется для передачи отправления.

(Однако весьма трудно рассчитывать одновременно на все функции).

 

3.2. Логотип как символическое изображение.

Логотип можно рассматривать как знак присутствия организации в произведенной ею продукции (косвенное присутствие на всей совокупности разнообразных произведенных ею предметов и на носителях коммуникаций). Его же можно воспринимать как знак отношений, который условным образом связывает организацию с конкурентами и клиентами. При этом, логотип, хотя и является знаком условным, должен подчиняться критерию мотивации, который требует установления отношений аналогии между представляющей вещью (логотип как материальный знак) и вещью представляемой (марка или организация).

В связи с этим, рассматривая логотип применительно к технологии брендинга, необходимо, в первую очередь, рассматривать его как образ символический.

Концептуальное представление связано со способностью логотипа к символической конкретизации, поскольку, по предварительному условию, логотип наделяется способностью представлять с помощью конкретных элементов абстрактную реальность (ценности, программу и т.п.). В этом смысле символическая функция логотипа связана со способностью создавать эмблематическую аналогию.

При этом в логотипе взаимодействуют два типа представления. Один вид представления, «концептуальный», связан с замещением, субституцией нематериальной и абстрактной сущности системой пластических знаков (представление здесь смягчает, сглаживает отсутствие реальности). Второй вид представления, «живописный», включает в логотип иконические, живописные элементы образного характера (изображения яблока, раковины, человека и т.д.)

Что бы ни представлял логотип, организацию или марку, он является вектором передачи смысла, то есть знаком, отсылающим к другому объекту, и, следовательно, подобно монете, имеет две стороны: означающую (материальную сторону знака – его цвет, форму, графику, звук и т.п.) и означаемую (концептуальную сторону знака – ментальный, мысленный образ того, с чем он соотносится).

Иначе говоря, логотип не может выражать все что угодно и любым способом. Потому, прежде чем создавать логотип, необходимо ответить на вопросы: «что» и «как». Речь идет об отборе основных элементов, которые определяют организацию или марку (вопрос «что», или план содержания), и о выражении их законным способом с помощью пластических знаков (которые отсылают к вопросу «как», или плану выражения).

Пример: Два французских предприятия, когда-то конкурировавших в области нефтедобычи и нефтепереработки Total и Elf. Оба представлены логотипами, которые отличаются в плане пластического решения (выбор цвета, ассоциированных символов и т.п.)

Первый логотип (марки Total) представляет собой системы полос в виде флага (то есть плоскую поверхность); при этом цвета располагаются в порядке угасания их интенсивности, текст вписан в картинку. Логотип открыт в сторону внешнего пространства, потому что ни одна из его полос не отделяет его от фона: кажется, что фон его пронизывает со всех сторон.

Второй логотип (Elf) задуман по принципу, который по всем пунктам противоположен предыдущему. Он символизирует объект, который создает иллюзию глубины в результате соседства красного и синего цветов. Рисунок представляет собой стилизованное изображение наконечника бурильной машины. Кроме того, текст приложен к картинке, а не составляет часть символа. И, наконец, логотип имеет форму замкнутого объекта, помещенного в рамку, отделяющую его от внешнего пространства.

Итак, в одном случае линии и флагообразный мотив создают образ плоской поверхности, а в другом – черный цвет и объект в трех измерениях наводят на мысль о глубинном пространстве.

Как план выражения связан с планом содержания? В одном случае предприятие относит свою профессию к миру распределения (что синтезирует образ флага, а также использование плоскости), а в другом случае предприятие видит свою профессию в мире глубины (это образ складывается из использования темных цветов, замкнутости логотипа и трехмерности объекта), что связано с добычей продукта.

 

Сопоставление пластического и идеологического содержания логотипов фирм Total и Elf

Логотип марки Total   Логотип марки Elf
ПЛАН ВЫРАЖЕНИЯ
Три цвета, расположенные по принципу убывания интенсивности (принцип непрерывности) Два цвета, противопоставленные по принципу бинарной оппозиции (принцип прерывности)
Три расположенные рядом элемента (фрагментарная линейность) Два элемента, наложенные один на другой
Представление объекта в двух измерениях (флаг) Представление объекта в трех измерениях (бурильная машина)
Движение горизонтальной передачи Движение вертикального вращения
Мотив, составленный из полос, создает образ поверхности Стилизованный объект создает иллюзию глубины
ПЛАН СОДЕРЖАНИЯ Внушенные образные элементы
Режим поверхности Режим глубины
Поверхность земли Подземный мир
Свет Тьма
Ссылка к цели марки (ее миссии)
Распределение (сбыт) нефтяных продуктов Добыча и очистка нефтяных продуктов

 

3.3. Типы логотипов:

Сложность на этапе разработки логотипа (сложность с точки зрения практической разработки в ее соотношении с теоретическими аспектами) – дифференцировать, что в конкретном графическом образе, который мы определяем как логотип, принимается за собственно логотип и как он соотносится с товарным знаком.

Логотип определяют и как оригинальное начертание наименования рекламодателя, и как сокращенное наименование (фирмы, товарной группы, производимой данной фирмой, или одного конкретного товара, выпускаемого ею), и как представляющий фирму символ, образ. В данном случае понятие логотипа совпадает (совмещается) практически с понятиями «словесный товарный знак» (имя товара, зарегистрированное в оригинальном графическом исполнении) и «изобразительный ТЗ», который представляет собой оригинальный рисунок, эмблему фирмы.

Но выделяют и так называемый «комбинированный ТЗ», который, по определению, представляет собой сочетания различных типов товарных знаков, в том числе, комбинацию логотипа (фирменной шрифтовой надписи) и изобразительного товарного знака.

Таким образом, выделяют следующие типы логотипов:

1. Буквенно-цифровой логотип, или логотип лингвистического типа:

- Представляют полное название предприятия, фирмы.

- Принимают форму акронима (сокращения), вводя в знак только начальные буквы названия организации (ИжГТУ).

- Содержат одну букву (К для Кодак)

- Представляют собой смесь цифр и букв (3М)

Сиглы (сокращения) имеют то преимущество, что они просты в употреблении, легко приспосабливаются к разным случаям употребления, применимы в условиях любых культур. Однако их эффективность в отношении запоминаемости и атрибуции, напротив, сомнительна. Что касается полного названия, то оно обладает значительно большей ассоциативной и эмоциональной силой, но его использование в различных контекстах и его вариативность порой создают большие проблемы.

2. Иконический логотип или икотип.

Этот логотип состоит из картинки, которая может представлять собой абстрактный символ, рисованный объект, персонаж и т.п. Можно выделить три возможных типа икотипов:

- Икотип-картинка, представляет собой картинку, имеющую значительную долю сходства с физическим объектом (например, молнии).

- икотип-метафора использует прием смещения смысла и представляет элемент, который должен говорить о функции или могуществе фирмы.

- икотип-диаграмма в виде схемы или небольшого рисунка представляет основную характеристику продукта.

Таким образом, согласно Ч.Пирсу, логотип может конструироваться как знак-индекс (основанный на отношении близости между означаемым и означающим), как иконический знак, действие которого базируется на отношении сходства между означаемым и означающим, и, наконец, как знак-символ, который основан на произвольности отношений между означаемым и означающим (и поэтому не относится к икотипам).

3. Логотип смешанного типа.

Наиболее распространенный. Представляет собой результат соединения логотипа и икотипа.

 

3.4. Композиция логотипа.

Очень важно, чтобы логотип создавал впечатление единой фигуры, в которой все иконические и лингвистические элементы отсылают к единому гармоническому образу – важны композиционные приемы конструирования.

Одним из возможных способов может быть прием использования геометрических фигур и идеограмм в решении композиционных задач или непосредственно – в качестве символов.