ВВЕДЕНИЕ

Утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия

 

 

Воронеж 2011

 

ББК 63.3 (2) + 63.3 (2Рос)

История России: учеб. пособие /под ред. Н.А. Душковой. 4-е изд., перераб. и доп. Воронеж: ФГБОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2011. 284 с.

В учебном пособии рассматриваются основные факты и события истории России с древнейших времен до наших дней, исследуются проблемы формирования Российского государства, территориальных изменений, происходивших на разных этапах его развития, анализируются общественные процессы и движения, деятельность различных политических сил, общие тенденции развития культуры, науки и техники, причины и характер войн и революций, уроки истории для современности,. причем авторы предлагаемых для изучения тем рассматривают историю России во взаимосвязи с мировыми общественными процессами.

Издание соответствует требованиям Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования всех ООП направлений ВГТУ (специальностей). Предназначено студентам очной формы обучения.

Издание подготовили преподаватели кафедры истории и политологии Воронежского государственного технического университета: 1 тема - д-р ист. наук Н.А. Душкова; 2 – канд. ист. наук С. П. Ряполов; 3 - канд. ист. наук Б.А. Ершов; 4 - канд. ист. наук Л.А. Брицкая; 5 коллектив авторов; 6 – канд. ист. наук Н.Е. Дорошенко, канд. ист. наук Н.Е. Мухина; 7 - канд. ист. наук В.А. Григорова; 8 - д-р ист. наук Н.А. Душкова; 9,10 – канд. ист. наук Е.А. Августин; 11 - д-р ист. наук Н.А. Душкова; 12 – ст. преп. Д.А. Вареников.

Учебное пособие подготовлено в электронном виде в текстовом редакторе МSWORD 2003 и содержится в файле «Пособие по истории России 2011.doc

Библиогр.: 17 назв.

 

Рецензенты: кафедра истории и политологии ВГТА

(зав. кафедрой д-р ист. наук, проф. Г.А. Быковская);

д-р ист. наук, проф. В.А. Тонких

 

© Коллектив авторов, 2011

© Оформление.ФГБОУВПО «Воронежский

государственный технический университет», 2011

 

ВВЕДЕНИЕ

На нынешнем переломном этапе развития российского общества закономерно возрастает интерес к историческому прошлому. Чем обусловлены современные грандиозные перемены и где их истоки? Что отжило свое и что еще сохраняет свою значимость? Чем была Россия в контексте мировой истории – на задворках ли мировой цивилизации, самостоятельной ли ветвью, вносившей свой неповторимый вклад в общемировой прогресс, или переходной формой между разными типами цивилизации? Эти и подобные вопросы волнуют все чаще наше общество. Тем более сейчас, когда предпринята попытка пересмотреть весь пройденный путь. Важно только иметь в виду, что прошлое в любом случае мы наследуем целиком. Со всеми его минусами и плюсами, достижениями и провалами, невероятными нелепостями и поразительными прозрениями. То, что было, нельзя ни улучшить, ни ухудшить. Прошедшее невозможно изменить, это данность, которую живущие должны воспринимать вне зависимости от того, нравится она им или нет. От людей зависит не их прошлое, а настоящее и будущее. И чтобы действовать осмысленно, требуется строгий и объективный анализ истории, бесстрастная оценка исторического наследия, взвешенное отношение к массе новых открывающихся фактов, замалчивавшихся или считавшихся несуществующими. Необходимо также ясное понимание того, какие человеческие деяния заводили общество в тупик, а какие способствовали его развитию.

Настоящее учебное пособие выражает стремление авторов представить свое, собственное, видение отечественной истории. При этом использованы многочисленные исследования обновляющейся отечественной российской историографии. Вместе с тем авторы стремились быть преемниками всего лучшего, критически осмысливая то, что было сделано историками предшествующих поколений. Одновременно использовались работы зарубежных ученых различных исторических школ.

В предлагаемом учебном пособии рассматриваются основные исторические факты и события с древнейших времен до наших дней, исследуются проблемы формирования Российского государства, территориальных изменений, происходящих на разных этапах его развития, роль России в многонациональном государстве, анализируются общественные процессы и движения, деятельность различных политических сил, общие тенденции развития культуры, науки и техники, их влияние на социально-экономическую и политическую жизнь общества, причины и характер войн и революций, уроки истории для современности. Объектами истории России, подлежащими тщательному изучению, являются такие ее феномены, как реформы, революции и контрреволюции, прогрессивные и регрессивные процессы в обществе.

Однако историю нашего Отечества нельзя правильно понять вне связи с мировыми общественными процессами, с развитием мирового сообщества. Поэтому авторы предлагаемых для изучения тем рассматривают историю России во взаимосвязи с мировыми общественными процессами.

В основу исследований учебных тем положены проблемно-хронологический принцип и современные подходы в оценках исторического прошлого, научная методология с широким использованием различных источников, общественных и специфических методов познания.

Представленное учебное пособие несет познавательную, интеллектуально развивающую и воспитывающую функцию. По мнению авторов, оно должно способствовать нравственному развитию личности, формированию гражданственности и патриотизма, сохранению и упрочению общечеловеческих ценностных ориентаций, помогать развитию самостоятельного творческого мышления, мотивов, навыков и умений действовать на благо общества. Размышляя о практической значимости исторических знаний, исторического мышления, выдающийся русский историк В.О. Ключевский писал: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином».

Авторы данного пособия считают, что в условиях сравнительно небольшого объема печатного материала невозможно подробно осветить все многообразие тысячелетней истории страны. Авторы излагают лишь основные узловые проблемы, при этом не претендуя не только на исчерпывающее изложение всех тем, но и на единственно правильное их толкование – они высказывают свою точку зрения.