Задание
Проверьте себя. При подготовке к занятиям используйте разные виды чтения и определите: в какой степени вы владеете этими видами чтения.
При чтении книг следует придерживаться некоторых правил.
1. Читать книгу необходимо с бумагой и карандашом. Жела
тельно иметь под рукой справочники и словари.
2. При чтении необходимо внимательно следить за мыслью ав
тора и вести записи. Запись — лучшая опора для памяти.
3. Чтение должно быть активным, т.е. чтением-размышлением.
Именно такое чтение позволит глубоко понять текст и прочно его
усвоить.
4. После прочтения книги всегда полезно подумать о том, чему
новому она вас научила.
5. При обдумывании прочитанного в книге важно связывать
новое с ранее изученным, чтобы представить его в общей системе
знаний.
6. Следует по возможности связывать содержание книги с соб
ственным жизненным опытом.
7. Если при чтении книги возникают трудности, нужно попы
таться разобраться в них самому и только потом обратиться за
помощью к преподавателям [13, с. 112—113].
Для будущего педагога важно также читать периодическую педагогическую литературу. Представление о педагогической периодике могут дать обзоры изданий, самостоятельно подготовленные студентами и проведенные на занятиях. Подготовка обзора проходит в несколько этапов.
Первый этап
Выбрать источник, на основе которого вы будете готовить обзор. Это могут быть газеты («Учительская газета», «Первое сентября», «Школьный психолог», «Педагогический вестник» и др.) и журналы («Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Семья и школа», «Дошкольное воспитание», «Начальная школа», «Директор школы», «Классный руководитель» и др.).
Второй этап
Просмотреть два-три последних номера (газеты или журнала) и выписать следующие данные: фамилия главного редактора; с какого времени выходит и какова периодичность издания; постоянные рубрики и их тематика; эпизодические рубрики.
Третий этап
Определить, какую помощь может оказать это издание в процессе профессиональной подготовки и в практической деятельности.
Четвертый этап
Отметить одну статью в любом номере (газеты или журнала), которая более других привлекла ваше внимание. Подготовить ее краткий пересказ. Подобрать аргументы для того, чтобы однокурсники обязательно обратились к ней и прочли статью полностью.
Для того чтобы информация сохранилась надолго, необходимо ее зафиксировать, формы фиксации прочитанного могут быть разными: составление аннотации, простого или сложного плана информационного текста, тезисов, конспектов, рецензий, рефератов.
Аннотирование.Аннотация — краткая характеристика печатного издания (или его части) с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация включает сведения о содержании произведений печати, его авторе и достоинствах работы, носит пояснительный или рекомендательный характер, используется работниками информационных органов и библиотек для рекламы и пропаганды произведений печати.
Аннотация помещается на обороте титульного листа книги, включает характеристику издания, его основной темы и проблематики, дает представление об объекте, цели работы и ее результате. В ней отражают то новое, что несет в себе данное произведение печати в сравнении с другими, родственными ему по тематике и целевому назначению. При переиздании указывают на то, что отличает новое издание от предыдущего. Средний объем аннотации 500 печатных знаков [15, с. 24]. Итак, аннотация представляет собой самое краткое изложение содержания книги, дает общее представление о ее теме.
Виды аннотаций.По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные и рекомендательные.
Справочные аннотации, которые также называют описательными или информационными, характеризуют тематику издания, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки.
Рекомендательные аннотации характеризуют книгу и дают оценку ее пригодности для определенной категории читателей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей.
По полноте охвата содержания аннотируемого произведения и его назначению аннотации подразделяются на общие и специализированные.
Общие аннотации характеризуют книгу в целом и рассчитаны на широкий круг читателей. Такие аннотации необходимы при предварительном знакомстве с книгой. Это дает возможность в первом приближении представить себе содержание книги, понять, окажется ли она полезной для расширения представлений об исследуемой области.
Специализированные аннотации представляют лишь определенную проблематику и рассчитаны на узкий круг специалистов.
Разновидностью специализированной аннотации является аналитическая аннотация, касающаяся некоторой части содержания книги. Такая аннотация дает краткую характеристику только тех глав, параграфов и страниц, которые посвящены определенной теме. Специализированные аннотации чаще всего носят справочный характер.
Аннотации могут быть обзорными, или групповыми. Обзорная аннотация содержит обобщенную характеристику двух и более документов, близких по тематике.
Справочная обзорная аннотация объединяет сведения о том, что является общим для нескольких книг (статей) на одну тему, с уточнением особенностей трактовки темы в каждом из аннотированных произведений.
В рекомендательных обзорных аннотациях отмечают различия в трактовке темы, в степени доступности и др. [8, с. 163 —166].