Сущность международного бизнеса и периодизация его развития

Международный бизнес базируется на возможности получения выгод именно из преимуществ межгосударственных деловых операций, то есть из того факта, что продажа данного товара в другой стране или налаживания фирмой одной страны производства в другой стране, или предоставление услуг совместно фирмами двух стран третий и т. Д. Обеспечивают вовлеченным в бизнес сторонам больше преимуществ, чем они бы имели, если бы вели дело в своих странах. Это - ключевой момент не только в понимании природы и специфики собственно международного бизнеса, но и объяснении возникновения и развития международного менеджмента как такового.

Стоит обратить внимание на то, что конкретные выгоды международного бизнеса связаны с получением большей прибыли с учетом следующих факторов:

1) доступ к зарубежным рынкам рабочей силы (цена, квалификация);

2) выход к месторождениям полезных ископаемых и источников сырья;

3) стремление новых рынков сбыта;

4) увеличение объемов производства и снижение себестоимости изделий (эффект масштаба и кривая опыта);

5) уменьшение валютных рисков.

Основные черты международного бизнеса:

1. Получение прибыли международными корпорациями, использующие преимущество выхода за пределы исключительно национальных границ.

2. Предприниматели стремятся использовать дополнительные экономические возможности, вытекающие из:

· ресурсных особенностей зарубежных рынков;

· емкости зарубежных рынков;

· правовых особенностей зарубежных стран;

· специфики между государственных политических и экономических взаимоотношений, которые регулируются соответствующими формами межгосударственного взаимодействия.

3. Международный бизнес существенно вариационный в зависимости от глубины уровня интернационализации от разовых поставок на зарубежный рынок до развитой структуры МНК.

4. Вследствие интернационализации любому бизнесу становится максимально доступным глобальный бизнес-сервис пакет различных услуг: от научных до финансовых и от транспортных до подбора интернациональных коллективов.

5. Учет в бизнесе культурного фактора, то есть совокупности требований и ограничений, налагаемых культурой данной страны на тех, кто ведет в ней бизнес.

6. Глобальный характер международного бизнеса является его важнейшей чертой: он охватывает мировую систему информационного делового обмена, мировой финансовый рынок, глобальную структуру технологических нововведений и т.д.

7. Международный бизнес как система возобновляемых и сложно взаимодействующих профессиональных знаний принципиально более высокого уровня, чем имеющаяся в любом национальном бизнесе.

8. Международный бизнес включает лучшие национальные образцы, все лучшее в мировой практике.

9. Информация - главный стратегический ресурс, а адаптация – главное стратегическая оружие.

10. Принципиальное отличие международного бизнеса заключается в обратной оценке внутригосударственной ситуации: негативные тенденции в экономике страны (или отдельной ее отрасли) могут быть оценены международной фирмой по-другому, поскольку именно эти тенденции могут открыть фирме дополнительные возможности бизнеса.

11.В отличие от внутригосударственной конкуренции, международный бизнес может чувствовать поддержку своего государства в борьбе с конкурентами во многих неявных формах.

Известная концепция периодизации развития международного бизнеса предложена известным американским исследователем Ричардом Робинсоном. Согласно его концепции в течение последних пяти веков выделяются четыре эры в развитии международного бизнеса: коммерческая, экспансионная, концессионная и эра независимых государств.

Коммерческая эра (1500-1850 гг.). Начинается со времен великих географических открытий и заканчивается серединой XIX в. Поиск огромных личных выгод, связанных с торговлей колониальными товарами в Европе, был мощной движущей силой, которая определяла развитие базовой формы международной торговли. Риски этого бизнеса были также чрезвычайно большими (связанные с дальними морскими путешествиями), но сама возможность получения прибыли, намного превышали затраты, привлекала в этот самый международный бизнес все новые поколения предпринимателей.

Ера экспансии (1850-1914 гг.). В этот период осуществляются окончательное оформление и структуризация колониальных империй на фоне бурного развития европейских стран (позже США), вызванного промышленной революцией начала XIX в. и последующими достижениями технологического развития. Произошел переход от вывода экзотических заморских товаров к добыче сырья и систематического плантационного хозяйства в колониальных регионах как выгодных и экономически перспективных сфер международного бизнеса.

Эра концессий (1914 – 1945 гг.). В этот период качественно изменилась роль крупнейших компаний, которые преобладали на колониальных рынках. Почти повсеместно компании-концессионеры превращаются в автономные экономические государства, осуществляющие производственные, торговые, образовательные, медицинские, транспортные, полицейские функции не только для своих рабочих, но часто для всех жителей районов, относящихся к концессиям.

Ера национальных государств (1945 - 1970 гг.), которой присущи две особенности развития. С одной стороны, это - становление и бурное развитие десятков новых национальных государств, получивших в результате концессионной эры в определенном смысле развитый экономический базис и определенную кадрово-технологическую структуру. С другой стороны, в наследство достались и все недостатки колониального хозяйственного развития: от монопродуктовых экономик к тяжелым финансовым проблемам. Это стало первым толчком для значительного развития международного бизнеса: независимые государства проводили активный поиск рынков сбыта традиционных продуктов своего экспорта и были активными реципиентами для любых инвестиций. Таким образом, развитие международных рынков капитала получил новый импульс, что обусловило появление и развитие ряда новых финансовых инструментов, рост сферы международного аудита и консалтинга.

Впоследствии Р. Робинсон выделил пятую эру развития международного бизнеса, охватывающая период после Второй мировой войны и включает следующие четыре периода:

1. Послевоенная декада (1945 - 1955 гг.), для которой было присуще образование многочисленных международных фирм, прежде всего в США, которые осуществляли эффективный трансфер ресурсов между странами и экспорт американского менеджмента.

2. Период роста (1955 - 1970 гг.). В это время образовались крупные международные фирмы и начала проявляться международная конкуренция.

3. Кризисный период (1970 - 1980 гг.). В условиях кризиса в практику международного бизнеса вводятся конкретные корпоративные стратегии, системы управления рисками, разрабатываются механизмы формирования международных корпоративных культур, сочетающих организационную культуру, с одной стороны, и национальную культуру - с другой.

4. Новый международный порядок (после 1980 г.). Для современного периода все большее значение приобретают процессы глобализации и образования глобальных предприятий. Это находит свое проявление, в частности, в росте прямых иностранных инвестиций.