Виды мышления

Классификация мышления - деление на виды по определённому общему признаку - зависит от того, по какому признаку происходит сравнение видов.

Рассмотрим несколько классификаций мышления.

I. В основании классификации лежат признаки: характер мыслительных операций, форма репрезентаций в сознании человека. При этом различают 4 типа мышления, которые также являются его уровнями (Ясюкова):

I. Образное мышление. Оперирует целостными образами предметов и явлений или их любыми внешними свойствами.

II. Понятийное мышление. Это мышление при котором структурирование воспринимаемой информации осуществляется с использованием объективных категориальных характеристик Выделяет и оперирует сущностными характеристиками – понятиями. Характеризуется умением выделять существенные признаки объектов и явлений на уровне категоризации. Оно связано с качественной стороной объекта, явления, так как в нём категории и понятия определяются еще посредством качественных описаний и характеристик (магнитный, магнитная индукция и пр.) поток изображается

III. Символическое мышление. Оперирует заместителями конкретных предметов, явлений. При этом каждая качественная характеристика заменена символом (нотная грамота, правила дорожного движения).

IV. Абстрактное мышление. Оперирует формальными характеристиками – количественными, интегральными, структурными, функциональными и любыми другими закономерными отношениями, зависимостями между объектами, явлениями, безотносительно к качественным характеристикам объекта. Абстрактные структуры характеризуются как закономерное обобщение и символизация понятийных структур.

Вышеназванные способы мыслительной деятельности составляют структуру интеллекта (Ясюкова , 2002.)

«клиповое мышление» — это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, нелогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира.

Отметим разницу между понятийным и абстрактным мышлениями. Абстрактное мышление – это уже следующий, качественно новый уровень развития интеллекта по сравнению с понятийным уровнем, т.к. оно позволяет выделять отношения, связи в «чистом виде» и оперировать ими, отвлекаясь от конкретного, предметного, качественного содержания материала . Понятийное мышление ошибочно отождествляют с абстрактным, так как оно также оперирует обобщениями. Да, обобщения содержат в себе элемент отвлечения от конкретной предметности, то есть момент абстрагирования, однако мыщление абстрактным еще не становится, так как операциональной единицей остаются свойства или образы, пусть и менее конкретные. Абстрактное мышление – высший уровень мышления.

Ряд авторов выделяет системное (или системно-логическое) мышление как разновидность абстрактного. В силу важности развития системного мышления у учащихся, ниже остановимся на нём подробнее.

II. В основании классификации признак - способ, метод познания окружающего мира. Мышление учащегося направлено на познание окружающего мира. При этом общими методами познания являются:

Эмпирический метод, его виды – наблюдение, измерение, эксперимент.

Теоретический метод– построение моделей, вывод теорий, аксиома выдвижение гипотез. Видами теоретического метода познания являются:

· Формализация – это использование специальной символики, которая заменяет конкретные реальные объекты. (Формализация в естествознании – математическое описание объектов и явлений.)

· Индукция – метод познания, основанный на выводе общего на основе частного (т.е основанный на умении синтезировать).

· Дедукция – метод познания, основанный на выделении частного из общего (т.е. основанный на умении анализировать).

· Классификация – разделение объектов на группы по определенным признакам.

· Аналогия – сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятия (Ожегов, с.24).

· Эмерджентность- эффект рождения мыслей при коллективном обсуждении, которые не могли бы родиться у каждого по отдельности, или родились бы гораздо позже. Это можно объяснить тем, что в диалоге или на научном семинаре при критическом обсуждении люди активизируются, более активно подбирают аргументы и контраргументы, т.е. психическая (мыслительная) энергия увеличивается.

Соответственно методам познания, выделяется два вида мышления.

* Эмпирическое. Характерны мыслительные операции, основанные на чувственном отражении объектов и их свойств, образовании общих абстракций. Функция эмпирического мышления – изучение свойств предметов и накопление научных фактов.

*Теоретическое. Характерны операции логического мышления, опирающиеся на знаково-символьные средства, функцией которого является объяснение предметов и явлений на основе обобщения накопленных научных фактов.

Теоретическое мышление является разновидностью абстрактного с позиций первой классификации.

Вышесказанное иллюстрирует рис. 1.

 

             
 
 
   
 
   
 

 

 


Рис.1. Виды методов познания и мышления

 

III. В основании классификации – новизна результатов мыслительной деятельности. При этом выделяется два вида мышления.

· Репродуктивное. Характерно воспроизведение известных способов мышления, что не приводит к созданию нового знания. Разновидностью является алгоритмическое мышление.

· Продуктивное. Характерны мыслительные действия, приводящие к получению нового результата. На продуктивной ступени деятельности В.П.Беспалько и Ю.Г. Татур выделяют два уровня деятельности:

1) эвристический уровень - создание субъективно нового знания (только для себя нового, но известного человечеству (на этом уровне обучаемые обречены многократно «открывать велосипед»)

2) собственно творческий уровень – создание объективно нового знания (неизвестного человечеству). добывается объективно новая информация (новая для всех, для всего человечества)

Творческое = продкутивное (синонимы).

В соответствии с рассмотренными видами выделяют уровни мышления - репродуктивный и продуктивный уровни.

IV. В основании классификации лежит уровень осознаваемости мыслительных действий,в ходе которого достигается решение проблемы. Соответственно, выделяется два вида мышления.

· Интуитивное. Характерна неосознаваемость и неконтролируемость мыслительных процессов. Решение проблемы или задачи приходит как инсайт - озарение.

· Дискурсивное. Характерны осознаваемость и контролируемость всех мыслительных операций и этапов мышления, в которых фиксируются и анализируются результаты промежуточных действий при движении мысли субъекта к конечному результату. Опирается на знаково-символьные средства и доказательную речь.