Аукционное ценообразование

Методика ценообразования на торгах предполагает ситуацию, когда большое количество покупателей стремятся купить товар у одного ограниченного, малого числа продавцов, или наоборот, когда большое число продавцов стремятся продать товар одному или ограниченному, малому числу покупателей, а цена на товар определяется за один раз и в присутствии обеих сторон. В этом случае цену, которую считают для себя приемлемой покупатель или продавец, записывают на листе бумаги, запечатывают в конверт, затем все конверты собирают и в присутствии участвующих в такого рода торгах вскрывают. Если торги организовывали продавцы и состязание ведется между покупателями, то выигрывает тот покупатель, который написал самую высокую цену; если торги проводят покупатели и состязание ведется между продавцами, то выигрывает тот продавец, который назначил наименьшую цену.

 

Аукционный метод определения цены также активно используется на товарных рынках, рынках ценных бумаг и т.д., в свою очередь подразделяясь на две разновидности:

1) повышающий метод ведения аукциона, когда вначале называется самая низкая цена, а затем идет ее повышение, и в итоге товар достается тому, кто назвал самую высокую цену;

 

2) понижающий, или голландский, метод ведения аукциона, когда вначале называется самая высокая цена и если покупатель по такой цене не находится, то идет снижение цены. В этом случае право на заключение сделки купли-продажи на данный товар получает тот покупатель, который первым принимает цену продавца и тем самым соглашается на самую высокую цену по сравнению с остальными участниками аукциона. Такой метод дает возможность проводить аукцион более быстро. Однако, учитывая ситуацию и атмосферу состязательной торговли, бывает трудно рассчитывать на то, что удастся, сторговать, себе наиболее приемлемую цену.

Признаки, условия, цели и степени ценовой дискриминации.

 

Установление дискриминационных цен – ценообразование с учетом различий в характеристиках потребителей, продуктов или местонахождения тов или усг. Разница в ценах не основывается на различии в с/с тов или усл.

Условия:

1. Необходимо, чтобы рынок можно было сегментировать;

2. Потребители, принадлежащие к сегменту с > низкой ценой должны не иметь возможности его перепродавать в других сегментах по высокой цене;

3. Необходимо, чтоб конкуренты не могли дешево продавать товар в сегменте, в котором компания предлагает его по > высокой цене;

4. Издержки, связанные с сегментирование и наблюдением за ним, не должны быть > дополнит дохода, кот компания получит благодаря введению разных цен в различных сегментах;

5. Такое ценообразование должно быть абсолютно законно;

Сегментированные цены должны отображать реальные различия в воспринимаемой потребителями ценности тов, иначе данный подход может вызвать у людей чувство обиды и неприязни к компании.

Ценовая дискриминация является не только действенным инструментом увеличения прибыли компании от работы с каждым клиентом, но еще и увеличивает общественное благосостояние. В первом случае, компания имеет возможность продавать свой товар даже тем клиентам, которые не способны купить его по первоначальной цене, но в состояние заплатить за него сумму, превышающую его предельные издержки (компания все равно в плюсе). А обществ благосост улучшается за счет того, что < обеспеченные люди получают возможность приобретать не доступные им ранее товары и услуги.

Ценовая дискриминация первой степени– данный вид является сугубо теоретическим. Встретить его в реальной практике можно разве что на каком-то восточном рынке. Суть заключается том, что продавец (компания) устанавливает свою цену под каждого конкретного покупателя, ориентируясь на его возможности. В принципе, что-то похожее на данный вид ценовой дискриминации могут применять разного рода консультанты, юристы, репетиторы и так далее. Т.е. говорить о его полном исчезновении нельзя.

Ценовая дискриминация второй степени – в данном случае цена зависит от объемов. Данный вид часто применяется на практике. Например, в разнице цены при розничных и оптовых продажах.

Ценовая дискриминация третьей степени – сюда попадает как раз наш пример с авиакомпаниями. Один и тот же товар продается разным потребителям по разной цене. Компании идут на всевозможные ухищрения, чтобы реализовать эту затею. Например, они выпускают льготные карты для разных групп потребителей (студенты, пенсионеры) или выделяют специальные дни для каких-то групп.